Главная / Византийский кабинет / Второе июньское заседание «Византийского кабинета» в 2023 г. было посвящено памяти богослова Владимира Николаевича Лосского

Второе июньское заседание «Византийского кабинета» в 2023 г. было посвящено памяти богослова Владимира Николаевича Лосского

Второе июньское заседание «Византийского кабинета» в 2023 г. было посвящено памяти богослова Владимира Николаевича Лосского

13 июня 2023 г. «Византийский кабинет» провел онлайн круглый стол «К 120-летию со дня рождения Владимира Николаевича Лосского (26 мая 1903 г. – 7 февраля 1958 г.), выдающегося православного богослова и философа, профессора и декана Православного института им. св. Дионисия в Париже». 

Организаторами мероприятия выступили доцент кафедры богословия СПбДА, главный редактор научного журнала СПбДА «Русско-Византийский вестник» доцент Игорь Борисович Гаврилов и заведующий кафедрой иностранных языков, руководитель проекта «Византийский кабинет», главный редактор научного журнала СПбДА «Труды и переводы» доцент священник Игорь Иванов

Рисунок2

Во встрече участвовали преподаватели СПбДА: 
доцент, протоиерей Александр Ранне;
профессор Лариса Филипповна Шеховцова
ст. преподаватель, священник Дмитрий Дмитриев
ст. преподаватель Павел Константинович Иванов

Рисунок4

Также в круглом столе приняли участие профессор протоиерей Павел Хондзинский (ПСТГУ, г. Москва) и священник Алексий Ноговицын.

Рисунок3

Приглашенными экспертами были:
Виталий Юрьевич Даренский, доктор философских наук, профессор, Луганский государственный педагогический университет, г. Луганск;
Сергей Александрович Колесников, доктор филологических наук, проректор по научной работе Белгородской духовной семинарии, профессор Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина; 
Светлана Александровна Коначева, доктор философских наук, доцент, декан философского факультета, заведующая кафедрой современных проблем философии, Российский государственный гуманитарный университет.

В начале заседания священник Игорь Иванов обозначил тематику круглого стола и его регламент, а также представил приглашенных на встречу экспертов.
К рассмотрению участникам круглого стола были предложены следующие темы: 
•    В. Н. Лосский в круге русских философов первой половины ХХ в.;
•    В. Н. Лосский, прот. Г. Флоровский и «неопатристический синтез»;
•    В. Н. Лосский и западноевропейская христианская мысль;
•    В. Н. Лосский как исследователь мистического богословия Мейстера Экхарта;
•    Православный персонализм В. Н. Лосского и философия европейского персонализма;
•    В. Н. Лосский как критик софиологии;
•    В. Н. Лосский и духовная миссия русской эмиграции в Европе.

Со вступительным словом выступил И. Б. Гаврилов. Он отметил, что В. Н. Лосский является своего рода посланником и свидетелем православия на Западе, послом русской религиозной мысли. Он привел отзыв Оливье Клемана, который показывает и широту интересов В. Н. Лосского и значительное влияние его на западную религиозную мысль. Игорь Борисович отметил связи В. Н. Лосского с крупнейшими центрами русской мысли в Праге, Белграде и Париже и близкое общение с медиевистом Э. Жильсоном. Влияние на Лосского оказал и французский медиевист Ш. Диль. Учителем В. Н. Лосского был также Л. П. Карсавин, который повлиял на многие сюжеты в мысли русского мыслителя. Игорь Борисович подчеркнул, что полемика с софиологией о. С. Булгакова занимала особое место в деятельности В. Лосского, отстаивавшего принципы чистоты Православия в русской религиозной мысли зарубежья.

В связи с этим сюжетом далее слово было предоставлено В. Ю. Даренскому, который в своем докладе «О ложности толкования В. Н. Лосским софиологии о. Сергия Булгакова» рассмотрел следующие аспекты восприятия полемики русских мыслителей: главный тезис критики В. Н. Лосским софиологии о. Сергия Булгакова состоит в том, что якобы «смешение личности и природы – основное догматическое заблуждение о. C. Булгакова». Однако, по мнению докладчика, в текстах о. Сергия проводится различение между личностью (ипостасью) и природой – как в Боге, так и в человеке, и относительно св. Софии Премудрости Божией. Такое смешение присутствовало в софиологии Вл. Соловьева, имело нехристианские, гностические источники, но его нет в учении о. Булгакова, полагает В. Ю. Даренский. 

После доклада прошла непродолжительная, но содержательная дискуссия прот. Павла Хондзинского и В. Ю. Даренского.

Затем С. А. Колесников представил свою монографию (Колесников С. А. Владимир Николаевич Лосский: богословский путь к встрече (опыт просопографического жизнеописания). Белгород: Эпицентр, 2022), кратко рассказав о ее содержании по главам. В первой главе «Рождение богословской тайны: детские годы (1903–1920 гг.)» рассматриваются обстоятельства рождения и семейного воспитания Владимира Николаевича. Религиозный опыт домашнего мира Лосских оказал существенную поддержку в подготовке ребенка к подлинной взрослости, опыт семейной соборности стал спасительной альтернативой, преодолевающей духовные искушения времени. Вторая глава «Путь к богословию: семья и университет (1917–1927)» посвящена рассмотрению просопобиографических событий В. Н. Лосского в 1917–1927 гг. В третьей главе «На богословском перекрестке… (1930–1939 гг.)» рассматривается этап богословского становления В. Н. Лосского, связанный с исторической ситуацией «междувоенной Европы» (Interbellum) в 1930-е гг., когда Лосский выходит уже на богословский и биографический перекресток выбора дальнейшей линии жизни. Четвертая глава «Человек и мiр: становление богословской системы (1940-е годы)» посвящена 1940-м гг. в жизни и богословском становлении В. Н. Лосского. Пятая глава «Выход к встрече с Богом: итоговый период (1950-е годы)» посвящена последним, 1950-м, гг. богословской деятельности В. Н. Лосского.

После презентации монографии слово взяла С. А. Коначева, которая озвучила разные стратегии прочтения сочинений М. Экхарта в связи с его установкой на то, что «богословие невозможно вне личного опыта». Такая позиция была сродни и В. Лосскому с его акцентом на «моменте захваченности» Богом, хотя он более говорил об экстатичности этого состояния (исхождение за свои пределы), нежели об «интростазе» в контексте Экхарта, учившего об обретении Бога при вхождении в глубины тайника своей души. М. Хайдеггер в своей стратегии исходил также из установки, что только религиозный человек может адекватно понимать религиозную жизнь, т. к. у него имеется свой личный духовный опыт. 

В заключение круглого стола организаторы поблагодарили всех за участие в проектах «Византийского кабинета», пожелали благотворного отдыха на каникулах, объявили тематику встреч на осень и сделали анонс V научно-богословской конференции «Русско-Византийский Логос».

Запись круглого стола доступна по ссылке