ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ "ВИЗАНТИЙСКОГО КАБИНЕТА" БЫЛО ПОСВЯЩЕНО ТВОРЧЕСТВУ И. С. БАХА
22 марта 2019 года в Книжной гостиной Санкт-Петербургской Духовной Академии прошло очередное заседание Византийского кабинета, посвящённое теме «Духовная музыка И. С. Баха в свете Православия». Круглый стол провели главный редактор журнала «Русско-Византийский вестник», заведующий кафедрой иностранных языков, кандидат философских наук священник Игорь Иванов и доцент, кандидат философских наук Игорь Борисович Гаврилов.
В заседании приняли участие Сергей Феликсович Тухленков – преподаватель епархиальных курсов религиозного образования и катехизации имени святого праведного Иоанна Кронштадтского при Отделе религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, и Ирина Валентиновна Болдышева – петербуржский композитор-органист.
На встрече также присутствовали учащиеся Академии и епархиальных курсов.
В начале заседания отец Игорь познакомил присутствующих с новой разработкой Издательства – разделом на сайте, посвященном деятельности «Византийского кабинета».
Далее, предваряя разговор о творчестве И. С. Баха, отец Игорь отметил, что встреча приурочена к годовщине со дня рождения великого музыканта.
Кроме того, отец Игорь сказал несколько слов об особенностях лютеранского мировоззрения, отметив, что некая связь между византийской традицией и духовной музыкой Баха может быть усмотрена в опыте личного обожения, о котором в свое время говорил преподобный Симеон Новый Богослов, напомнив своим современникам о главной цели христианской жизни – богообщении. В этом контексте как раз и характерно то, что индивидуальное аскетическое устроение (например, впоследствии «пуританизм») и неприятие духовного формализма (индульгенции и т.п.) были основанием и лютеранского отношения к сути христианства.
Продолжая разговор о духовных аспектах музыки, Игорь Борисович Гаврилов сказал, что нужно помнить, что мы также говорим о Бахе как о музыкальном толкователе Библии. Музыка – это богословие в звуках, чему Бах – яркий пример. Бах – традиционалист, собиратель (и ни в коей мере не радикал-революционер) великой средневековой музыкальной традиции, Бах – сумма звучащей теологии. Бах – гениальный пример славословия Творца. Бах – великая альтернатива всему низкому и вульгарному в современной музыке.
Затем со своим докладом выступил Сергей Феликсович Тухленков. Он сперва кратко рассказал про три периода жизни Баха, отметив, что Бах по своей сути все-таки был регентом, церковным человеком. И он стремился, прежде всего, к благополучию своей семьи (было 20 детей), а не к мирской славе. Что касается его глубокой христианской настроенности, можно отметить такой факт: в 30-е годы ХХ века была обнаружена Библия, принадлежавшая Баху, с его пометками на полях, которые свидетельствуют о высокой духовности Баха.
Приведем несколько ключевых тезисов докладчика:
Утешение и освежение духа – служение духовной музыки Баха.
Музыка Баха – не для концертного исполнения, а для музыкального сопровождения лютеранского богослужения.
В православной традиции гласы (напевы) задают аскетическую направленность богослужения.
Лютеранское богослужение формировалось тогда, когда аскетическая традиция в католическом богослужении уже отсутствовала.
Музыкальная риторика и символика обильно насыщают произведения Баха.
В отличие от православной исихастской музыкальной традиции в лютеранской духовной музыке оратор стремится и взволновать, пробудить слушателя, и при этом склонить к своей аргументации, в том числе и при помощи эстетического воздействия (услаждения).
У Баха даже изначально танцевальная музыка (сарабанда, пассакалия) служит духовным задачам, будучи соотнесенной с евангельскими сюжетами.
Почему русский человек так любит музыку И. С. Баха?
Бах – живописец в музыке, он как бы пишет фреску на духовный сюжет, пусть даже и с патетикой. Но она возвышает, преображает слушающего. При этом профанное и сакральное размежевываются музыкальными средствами, как, например, в музыкальном оформлении «речитатива» в «Страстях по Матфею».
Затем речь пошла об ариях. Арии Баха – изумительной внутренней чистоты, если так можно сказать, это выражение соборной души, которая ощущает свое несовершенство одновременно со вкушением радости от подаваемой от Бога чистоты. Неотмирность, выраженная в ариях Баха, дает душе ощущение своего несовершенства при соприкосновении с небесной чистотой.
Далее Сергей Феликсович Тухленков рассмотрел протестантский хорал, сравнив его мелодику с православными гласами. С одной стороны, католические «Kyrie» и «Gloria» вошли в лютеранское богослужение. С другой стороны, в нем, наравне с «градуалами» (аналог прокимна), использовались мотивы народных песнопений на немецком языке, в которых не было аскетического начала. То есть в хоралах и кантатах того времени аскетическая линия практически была не заметна. Бах творил свои кантаты именно в такой общей ситуации. Но, тем не менее, хоралы были тесно связаны с духовными текстами, на которые они были написаны. А Бах создавал свои опусы исходя из «логики целого». Эта целостность восприятия смысла и целостность его выражения («внутренняя гармоничная архитектура») в музыке и привлекает православного человека.
Итак, чем близок нам Бах?
- цельный подход к сочинению (целостность).
- мотив и прием «шага», лестницы (мистик, живущий путем ввысь).
- гимн миру и Богу, создавшему его (славословие): например, «Бранденбургский концерт».
- в своем церковно-музыкальном творчестве Бах мыслил сугубо духовными категориями.
- свидетельство о личном богообщении через музыку.
Под конец встречи сделала небольшое сообщение и Ирина Валентиновна Болдышева. Она отметила следующее:
Вся музыка Баха свидетельствует о вечности и о невидимом мире: душе, духе, Боге.
Через музыку Баха душа расширяется и начинает вмещать цельность и гармонию мира сотворенного Богом.
Бах надконфессионален и поэтому воспринимаем и в православной среде.
Его музыка учит благородству самых высоких чувств, которые возможно передать через музыку.
Кроме того, в музыке Баха запечатлен великий и глубокий трагизм. Но, проведя по этим глубинам и безднам, Бах не бросает там душу, а выводит ее на свет через мажорный финал.
В творчестве Баха активно используется «агогика» – средство выразительности, свойственное органной музыке, задающее музыке некое «живое дыхание»: замедление при восхождении, ускорение при нисхождении мелодии. Эта динамика выражает не страстное, а духовное (бесстрастное, аскетическое) устроение человека.
В этом плане музыка Баха – абсолютно бесстрастна, в ней как бы стоит некий «фильтр» целомудрия.
Своим строем, чистотой, красотой, внутренними духовными ритмами, ясным чувством Бога, Бах близок православному миросозерцанию.
Музыка Баха учит созерцанию, без которого трудно быть духовным человеком, особенно в современном мире. Также музыка Баха учит мыслить.
В завершении встречи участники прослушали композицию «Китеж», которую сочинила Ирина Валентиновна.
Традиционно заседание «Византийского кабинета» прошло в формате ученого чаепития.