Публикации "Барсовского общества"

Балакай А., прот. «Без всякого влияния со стороны римского права»: участник Поместного Собора 1917–18 гг. проф. П. А. Прокошев о церковном суде Древней Церкви // Христианское чтение. 2020. №4.

Статья продолжает цикл публикаций, посвященных различным аспектам дискуссии вокруг доклада «Об устройстве Церковного суда» на Всероссийском Поместном Соборе 1917–18 гг. Предметом рассмотрения являются вопросы, поднятые в докладе представителя Пермской епархии А. Г. Куляшева: нравственные основания церковного суда и роль римского права в устройстве суда Древней Церкви. Вслед за Куляшевым автор обращается к книге участника Собора, профессора Томского университета П. А. Прокошева «Церковное судопроизводство в период Вселенских соборов (Accusatio) и влияние на него римско-византийского процессуального права». По П. А. Прокошеву, в первые три века церковный суд строился на нравственных началах — любви, кротости, милосердии, пастырском попечении. Заимствований из римского процесса Церковь избегала. После Миланского эдикта влияние римско-византийского права на церковное судопроизводство несомненно. Делаются выводы: а) рассуждения о римском праве в речи А. Г. Куляшева непосредственного отношения к вопросу о принципах реформирования церковного суда не имеют; б) рассматриваемые П. А. Прокошевым нравственные начала имеют важнейшее значение для церковного суда и нуждаются в углубленном изучении; в) в целом научные труды П. А. Прокошева требуют изучения современными учеными-канонистами.

Скачать
Читать

Карпук Д.А. Научно-исследовательская и преподавательская деятельность доцента Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре церковного права В. Г. Соломина (1881–1918) // Вестник Исторического общества. 2020. №1 (4).

В статье рассматривается научно-исследовательская и педагогическая деятельность последнего преподавателя по кафедре церковного права в дореволюционной Санкт-Петербургской духовной академии Вячеслава Георгиевича Соломина (занимал кафедру с 1909 по 1918 гг.). К сожалению, его имя малоизвестно даже специалистам, которые, когда речь заходит о церковном праве в столичной академии, упоминают имена епископа Иоанна (Соколова), Т. В. Барсова, В. Н. Бенешевича. Вместе с тем, В. Г. Соломин, как показано в статье, довольно ответственно подходил к разработке своего собственного оригинального лекционного курса по церковному праву. Из «Годовых отчетов о состоянии академии» видно, что на детальную разработку всех разделов своей дисциплины Соломин потратил четыре с половиной года. Делается вывод, что В. Г. Соломин мог бы подготовить и издать свой собственный учебник по церковному праву. В статье также подробно рассматривается содержание магистерской диссертации В. Г. Соломина «Проекты реформы духовного образования в России в связи с ликвидацией церковно-имущественного вопроса (1763–1814)», общим объемом в 1800 машинописных страниц. К сожалению, сама работа так и не была опубликована, а вся имеющаяся информация об исследовании известна из сохранившегося отзыва профессора Б. В. Титлинова. Вне всякого сомнения, В. Г. Соломин мог бы стать крупнейшим специалистом в области церковного права, если бы не закрытие академии и ранняя смерть молодого специалиста в 1918 г.

Скачать
Читать

Тарнакин Н.А. К вопросу об особенностях церковноправового мышления архиепископа Михаила (Мудьюгина) (на материалах указов о канонических прещениях 1980–1992 гг.) // Вестник Исторического общества. 2020. №1 (4).

Статья написана на основе доклада автора на III Барсовских чтениях, состоявшихся в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии 16 декабря 2019 г. По итогам рассмотрения указов о канонических прещениях архиепископа Михаила (Мудьюгина) делаются выводы: 1) архиепископ Михаил воспринимал себя как епархиальный суд и судил вполне в дореволюционной традиции; 2) неизвестно, почему в своих решениях владыка не ссылался на каноны, но предполагается, что он был знаком с Каноническим корпусом; 3) архиепископ Михаил учитывал требования государственного законодательства о труде, хотя напрямую применять его не мог; 4) владыка мог позволить себе составлять указы судебного характера в высокопарной, насыщенной образами и метафорами литературной манере петербургского интеллигента; 5) архиепископ Михаил уделял особое внимание таким средствам воздействия на нарушителей как беседа, внушение, разъяснение, и лишь после того, как убеждался в их неэффективности, применял меры административные. В статье вводятся в научный оборот пять ранее не публиковавшихся указов архиепископа Михаила.

Скачать
Читать

Оспенников Ю.В. Противодействие коррупции в сфере церковного управления и суда XVI в. по Стоглаву: борьба подходов // Христианское чтение. 2020. №3.

В XVI веке в российском обществе обострился ряд противоречий. Внешне это выразилось в ухудшении криминогенной обстановки, остром восприятии злоупотреблений в сфере управления и суда, конкретных случаев развращения нравов. Многие злоупотребления и пороки предполагали удовлетворение частного интереса в ущерб общественному, т. е. содержат сущностный признак коррупционного правонарушения. В исследовательской литературе нет специальных исследований, посвященных выявлению конкретно-исторических форм коррупции и мер по противодействию ей в условиях XVI в. Между тем в рамках борьбы с кризисными явлениями светской властью была выдвинута и отчасти реализована широкая программа мер по противодействию коррупции, схожую программу пытались реализовать в сфере церковного управления и суда. На Соборе 1551 г. столкнулись разные подходы к пониманию причин существующих кризисных явлений и эффективной программы мер по их преодолению. Предложенные Иваном IV и наиболее радикальной частью церковных мыслителей меры противодействия коррупции были одобрены на Соборе лишь частично, что привело в итоге к консервации ряда проблем.

Скачать
Читать

Гайденко П.И. О праве суда над епископатом на Руси (XI–XIII вв.). Постановка проблемы // Христианское чтение. 2020. №2.

Исследование развития церковных судов в домонгольской Руси не может быть полным без рассмотрения участия в этих судах священнослужителей и монашествующих. Статья представляет собой предварительный обзор участия иноков и клириков в церковных и иных судах. Вполне очевидно, что положение священников и монахов было уязвимым не только в социальном, но и в правовом отношении. При том, что княжеские уставы и византийские правовые нормы декларировали клирикам особый статус, в действительности клирики крайне редко были способны защитить себя в церковном суде и оказывались совершенно беззащитными перед судом князя.

Скачать
Читать

Балакай А., прот. Дискуссия на Всероссийском Поместном Соборе 1917–18 гг. о духовном суде. Постановка проблемы // Христианское чтение. 2020. №1.

В статье рассматривается своеобразная полемика, состоявшаяся на Всероссийском Поместном Соборе 1917–18 гг. в августе 1918 года между его участниками: профессором Казанской Духовной Академии П. Д. Лапиным и представителем Пермской епархии А. Г. Куляшевым. Суть полемики: Собором основание Церковного суда предлагается устроить не на канонических, а на юридических основаниях. По мнению Куляшева, нравственные, канонические принципы церковного суда заменяются юридическими. Статья ставит следующие проблемы: 1) насколько позиции сторон спора являются канонически обоснованными? Насколько корректно оппоненты используют конкретные канонические правила? 2) насколько обоснованными являются противоположные позиции обоих оппонентов относительно роли римского права в устройстве суда Древней Церкви? 3) Насколько обоснованным является отождествление А. Г. Куляшевым «нравственного» и «канонического»? Можно ли говорить о «нравственном аргументе» Куляшева?

Скачать
Читать

Гайденко П.И. О праве суда над епископатом на Руси (XI–XIII вв.). Постановка проблемы // Христианское чтение. 2020. №1.

Одна из важнейших функций государственной и церковной властей является совершение суда. Однако тогда, когда дело касается судов, совершавшихся в отношении представителей духовенства, ситуация, как правило, оказывалась сложной. Это объясняется, по меньшей мере, двумя причинами. Во-первых, в условиях средневекового общества не всегда легко провести границу между светским и церковным судом. Это объяснялось особой харизмой носителей государственной власти. Император, монарх, князь воспринимались обществом и Церковью в качестве носителей особых благодатных даров. Во-вторых, как правило, сами представители церковной иерархии обладали особым статусом. В рамках представленной статьи предпринята попытка рассмотреть проблему судов в отношении церковных лиц в Киевской Руси и обозначить некоторые проблемные аспекты в области соприкосновения церковных канонов и византийских правовых традиций с древнерусскими правовыми реалиями.

Скачать
Читать

Оспенников Ю.В. К вопросу о концепции реформы духовного суда Т. В. Барсова. Отзыв на статью Д. В. Волужкова... // Христианское чтение. 2019. №6.

Статья содержит критический анализ представлений Т. В. Барсова о возможной реформе духовного суда в контексте попытки Д. В. Волужкова выявить предполагаемую концепцию такой реформы. Выявлены противоречия в толковании теоретико-правовых и историко-правовых представлений Т. В. Барсова об эволюции духовного суда. Сделано предположение, что Барсов видел коренное отличие церковного права от светского в его значительном духовно-нравственном потенциале. Это отличие проявлялось в особенностях духовного суда, отличавшегося неформальным характером и ориентированным на «христианскую справедливость». Можно предполагать, что в качестве своеобразного развития этой особенности Т. В. Барсов видел другое свойство духовного суда — его последовательное осуществление, которое заключается в последовательном усилении воздействия на правонарушителя с целью его исправления. Сопоставление принципов духовного и светского судов проведено, в противоположность исследованию Д. В. Волужкова, на основании не современного светского суда, а пореформенного суда XIX в.

Скачать
Читать

Волужков Д.В. Отдельные вопросы церковного права в сравнении с правом светским. Комментарий к публикации // Вестник Исторического общества. 2019. №1 (3).

В статье дается комментарий к трем статьям, представленным в номере 1 (3) за 2019 год «Вестника Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии». Критически рассматривается раскрытие в каждой из статей содержащейся в ней научной проблемы. Показывается, что все три статьи не являются в чистом виде статьями лишь по церковному праву, но построены на сопоставлении церковного и светского права. Делается вывод об оригинальности раскрытия темы в каждой из статей, и об их взаимосвязи с научными работами по церковному праву в «Христианском чтении».

Скачать
Читать

Тарнакин Н.А. Церковный суд и суд светский: общее и различное в принципах // Вестник Исторического общества. 2019. №1 (3).

В статье с целью нахождения общего и различного в правовых принципах сравниваются действующее Положение о церковном суде Русской Православной Церкви от 2008 года и процессуальное законодательство России. Показано, что в церковном судопроизводстве используются шесть принципов, аналогичных фундаментальным принципам светского процессуального права. Особое внимание уделяется двум важнейшим для светского суда принципам — состязательности и справедливости. Показано, что лишь формальное сравнение принципов не дает полноценного понимания сущности сходства и различия двух систем. Делается вывод, что в светском суде поиск истины и забота о справедливости не является установленной законом обязанностью суда; используемое понятие «внутреннее убеждение» не соотносится с понятием «истина». Церковный суд, по форме напоминая исповедь, в первую очередь ищет истину и стремится к справедливости, формальности доказательственного права для него не столь важны. Настоящая статья написана на основе доклада, сделанного автором 15 мая 2018 г. на Круглом столе «Наследие епископа Иоанна (Соколова) и актуальные проблемы церковного права», организованном Историческим обществом Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Скачать
Читать