Публикации "Барсовского общества"

Балакай А., прот. «Без всякого влияния со стороны римского права»: участник Поместного Собора 1917–18 гг. проф. П. А. Прокошев о церковном суде Древней Церкви // Христианское чтение. 2020. №4.

Статья продолжает цикл публикаций, посвященных различным аспектам дискуссии вокруг доклада «Об устройстве Церковного суда» на Всероссийском Поместном Соборе 1917–18 гг. Предметом рассмотрения являются вопросы, поднятые в докладе представителя Пермской епархии А. Г. Куляшева: нравственные основания церковного суда и роль римского права в устройстве суда Древней Церкви. Вслед за Куляшевым автор обращается к книге участника Собора, профессора Томского университета П. А. Прокошева «Церковное судопроизводство в период Вселенских соборов (Accusatio) и влияние на него римско-византийского процессуального права». По П. А. Прокошеву, в первые три века церковный суд строился на нравственных началах — любви, кротости, милосердии, пастырском попечении. Заимствований из римского процесса Церковь избегала. После Миланского эдикта влияние римско-византийского права на церковное судопроизводство несомненно. Делаются выводы: а) рассуждения о римском праве в речи А. Г. Куляшева непосредственного отношения к вопросу о принципах реформирования церковного суда не имеют; б) рассматриваемые П. А. Прокошевым нравственные начала имеют важнейшее значение для церковного суда и нуждаются в углубленном изучении; в) в целом научные труды П. А. Прокошева требуют изучения современными учеными-канонистами.

Скачать
Читать

Тарнакин Н.А. К вопросу об особенностях церковноправового мышления архиепископа Михаила (Мудьюгина) (на материалах указов о канонических прещениях 1980–1992 гг.) // Вестник Исторического общества. 2020. №1 (4).

Статья написана на основе доклада автора на III Барсовских чтениях, состоявшихся в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии 16 декабря 2019 г. По итогам рассмотрения указов о канонических прещениях архиепископа Михаила (Мудьюгина) делаются выводы: 1) архиепископ Михаил воспринимал себя как епархиальный суд и судил вполне в дореволюционной традиции; 2) неизвестно, почему в своих решениях владыка не ссылался на каноны, но предполагается, что он был знаком с Каноническим корпусом; 3) архиепископ Михаил учитывал требования государственного законодательства о труде, хотя напрямую применять его не мог; 4) владыка мог позволить себе составлять указы судебного характера в высокопарной, насыщенной образами и метафорами литературной манере петербургского интеллигента; 5) архиепископ Михаил уделял особое внимание таким средствам воздействия на нарушителей как беседа, внушение, разъяснение, и лишь после того, как убеждался в их неэффективности, применял меры административные. В статье вводятся в научный оборот пять ранее не публиковавшихся указов архиепископа Михаила.

Скачать
Читать

Карпук Д.А. Научно-исследовательская и преподавательская деятельность доцента Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре церковного права В. Г. Соломина (1881–1918) // Вестник Исторического общества. 2020. №1 (4).

В статье рассматривается научно-исследовательская и педагогическая деятельность последнего преподавателя по кафедре церковного права в дореволюционной Санкт-Петербургской духовной академии Вячеслава Георгиевича Соломина (занимал кафедру с 1909 по 1918 гг.). К сожалению, его имя малоизвестно даже специалистам, которые, когда речь заходит о церковном праве в столичной академии, упоминают имена епископа Иоанна (Соколова), Т. В. Барсова, В. Н. Бенешевича. Вместе с тем, В. Г. Соломин, как показано в статье, довольно ответственно подходил к разработке своего собственного оригинального лекционного курса по церковному праву. Из «Годовых отчетов о состоянии академии» видно, что на детальную разработку всех разделов своей дисциплины Соломин потратил четыре с половиной года. Делается вывод, что В. Г. Соломин мог бы подготовить и издать свой собственный учебник по церковному праву. В статье также подробно рассматривается содержание магистерской диссертации В. Г. Соломина «Проекты реформы духовного образования в России в связи с ликвидацией церковно-имущественного вопроса (1763–1814)», общим объемом в 1800 машинописных страниц. К сожалению, сама работа так и не была опубликована, а вся имеющаяся информация об исследовании известна из сохранившегося отзыва профессора Б. В. Титлинова. Вне всякого сомнения, В. Г. Соломин мог бы стать крупнейшим специалистом в области церковного права, если бы не закрытие академии и ранняя смерть молодого специалиста в 1918 г.

Скачать
Читать

Оспенников Ю.В. Противодействие коррупции в сфере церковного управления и суда XVI в. по Стоглаву: борьба подходов // Христианское чтение. 2020. №3.

В XVI веке в российском обществе обострился ряд противоречий. Внешне это выразилось в ухудшении криминогенной обстановки, остром восприятии злоупотреблений в сфере управления и суда, конкретных случаев развращения нравов. Многие злоупотребления и пороки предполагали удовлетворение частного интереса в ущерб общественному, т. е. содержат сущностный признак коррупционного правонарушения. В исследовательской литературе нет специальных исследований, посвященных выявлению конкретно-исторических форм коррупции и мер по противодействию ей в условиях XVI в. Между тем в рамках борьбы с кризисными явлениями светской властью была выдвинута и отчасти реализована широкая программа мер по противодействию коррупции, схожую программу пытались реализовать в сфере церковного управления и суда. На Соборе 1551 г. столкнулись разные подходы к пониманию причин существующих кризисных явлений и эффективной программы мер по их преодолению. Предложенные Иваном IV и наиболее радикальной частью церковных мыслителей меры противодействия коррупции были одобрены на Соборе лишь частично, что привело в итоге к консервации ряда проблем.

Скачать
Читать

Гайденко П.И. О праве суда над епископатом на Руси (XI–XIII вв.). Постановка проблемы // Христианское чтение. 2020. №2.

Исследование развития церковных судов в домонгольской Руси не может быть полным без рассмотрения участия в этих судах священнослужителей и монашествующих. Статья представляет собой предварительный обзор участия иноков и клириков в церковных и иных судах. Вполне очевидно, что положение священников и монахов было уязвимым не только в социальном, но и в правовом отношении. При том, что княжеские уставы и византийские правовые нормы декларировали клирикам особый статус, в действительности клирики крайне редко были способны защитить себя в церковном суде и оказывались совершенно беззащитными перед судом князя.

Скачать
Читать

Гайденко П.И. О праве суда над епископатом на Руси (XI–XIII вв.). Постановка проблемы // Христианское чтение. 2020. №1.

Одна из важнейших функций государственной и церковной властей является совершение суда. Однако тогда, когда дело касается судов, совершавшихся в отношении представителей духовенства, ситуация, как правило, оказывалась сложной. Это объясняется, по меньшей мере, двумя причинами. Во-первых, в условиях средневекового общества не всегда легко провести границу между светским и церковным судом. Это объяснялось особой харизмой носителей государственной власти. Император, монарх, князь воспринимались обществом и Церковью в качестве носителей особых благодатных даров. Во-вторых, как правило, сами представители церковной иерархии обладали особым статусом. В рамках представленной статьи предпринята попытка рассмотреть проблему судов в отношении церковных лиц в Киевской Руси и обозначить некоторые проблемные аспекты в области соприкосновения церковных канонов и византийских правовых традиций с древнерусскими правовыми реалиями.

Скачать
Читать

Балакай А., прот. Дискуссия на Всероссийском Поместном Соборе 1917–18 гг. о духовном суде. Постановка проблемы // Христианское чтение. 2020. №1.

В статье рассматривается своеобразная полемика, состоявшаяся на Всероссийском Поместном Соборе 1917–18 гг. в августе 1918 года между его участниками: профессором Казанской Духовной Академии П. Д. Лапиным и представителем Пермской епархии А. Г. Куляшевым. Суть полемики: Собором основание Церковного суда предлагается устроить не на канонических, а на юридических основаниях. По мнению Куляшева, нравственные, канонические принципы церковного суда заменяются юридическими. Статья ставит следующие проблемы: 1) насколько позиции сторон спора являются канонически обоснованными? Насколько корректно оппоненты используют конкретные канонические правила? 2) насколько обоснованными являются противоположные позиции обоих оппонентов относительно роли римского права в устройстве суда Древней Церкви? 3) Насколько обоснованным является отождествление А. Г. Куляшевым «нравственного» и «канонического»? Можно ли говорить о «нравственном аргументе» Куляшева?

Скачать
Читать

Оспенников Ю.В. К вопросу о концепции реформы духовного суда Т. В. Барсова. Отзыв на статью Д. В. Волужкова... // Христианское чтение. 2019. №6.

Статья содержит критический анализ представлений Т. В. Барсова о возможной реформе духовного суда в контексте попытки Д. В. Волужкова выявить предполагаемую концепцию такой реформы. Выявлены противоречия в толковании теоретико-правовых и историко-правовых представлений Т. В. Барсова об эволюции духовного суда. Сделано предположение, что Барсов видел коренное отличие церковного права от светского в его значительном духовно-нравственном потенциале. Это отличие проявлялось в особенностях духовного суда, отличавшегося неформальным характером и ориентированным на «христианскую справедливость». Можно предполагать, что в качестве своеобразного развития этой особенности Т. В. Барсов видел другое свойство духовного суда — его последовательное осуществление, которое заключается в последовательном усилении воздействия на правонарушителя с целью его исправления. Сопоставление принципов духовного и светского судов проведено, в противоположность исследованию Д. В. Волужкова, на основании не современного светского суда, а пореформенного суда XIX в.

Скачать
Читать

Митрофанов А.Ю. Вольфрам фон Эшенбах (1175–1180 — 1220) и его канонические воззрения (по роману «Парцифаль») // Христианское чтение. 2019. №6.

Статья посвящена исследованию канонических воззрений Вольфрама фон Эшенбаха, немецкого рыцаря и поэта рубежа XII–XIII веков. Автор приходит к выводу о том, что Грааль в романе Вольфрама «Парцифаль» представляет собой основанное на текстах Священного Писания символическое изображение Христа Спасителя. Делается вывод, что представления Вольфрама об обычном рыцарском праве основывались на уставе ордена тамплиеров, который был утвержден папой Иннокентием II в булле Omne datum optimum, и сочетали традиционное отношение к воинской доблести как к главному качеству истинного рыцаря с культом Прекрасной Дамы. Показывается, что упоминание в романе Вольфрама «Парцифаль» пресвитера Иоанна свидетельствует о влиянии на творчество Вольфрама легенды, рожденной на Востоке в обстановке Крестовых походов.

Скачать
Читать

Балакай А., прот. К вопросу о проблемах толкования канонических правил Православной Церкви (на примере Ап. 55 и Ап. 6) // Вестник Исторического общества. 2019. №1 (3).

В статье на примере попытки филологического толкования Ап. 55 (довольно широко применяемого в современной практике) и Ап. 6 (практически не применяемого) рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается современный исследователь при толковании канонов. Делаются выводы: 1) при толковании канонов может быть применен лишь комплексный подход; 2) особое значение имеет исторический метод толкования; 3) существует проблема качества перевода оригинала канонов и восприятия текста перевода; 4) неразрешенным является вопрос об официальном и неофициальном толкованиях канонов; 5) необходимо учитывать традицию толкования канонов. Отмечается актуальность формирование современной традиции комплексного, системного толкования канонов.

Скачать
Читать