Главная / Барсовское общество / Представители Барсовского общества приняли участие в III Юстиниановских чтениях

Представители Барсовского общества приняли участие в III Юстиниановских чтениях

← Предыдущая Следующая →
Представители Барсовского общества приняли участие в III Юстиниановских чтениях

Фотогалерея

28 ноября 2022 года в Московской духовной академии прошли III Юстиниановские чтения — Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция.

0003

Возглавил работу чтений проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов. На мероприятии, состоявшемся в Малом актовом зале МДА, прозвучали доклады о государственном факторе в вопросе предоставления автокефалии, основных идеях книги С. В. Троицкого 1932 г. в актуальном церковном контексте, полемике С. В. Троицкого с теорией первенства чести и власти и ее современном продолжении, теологической теории права в современном правопонимании и ряд других.

0012

В работе Юстиниановских чтений приняли участие представители Барсовского общества — Д. В. Волужков, Ю. В. Ерохина и П. И. Гайденко. В дистанционном формате в дискуссии участвовали Ю. В. Оспенников, А. В. Ведяев и А. Ю. Митрофанов.

Д. В. Волужков в своем докладе «Деятельность Общества изучения церковного права им. Т. В. Барсова Санкт-Петербургской Духовной Академии (Барсовское общество) в 2019–2022 гг.» отметил, что Барсовское общество — это впервые созданное в СПбДА научное общество для систематического изучения науки церковного (канонического) права.

0006

Несмотря на то, что до революции и после возрождения в 1946 г. в академии существовали кафедры церковного законоведения и канонического права, однако именно специализированного научного сообщества никогда не существовало. На сегодня в деятельности Барсовского общества выделились четыре основные направления исследовательской деятельности: «Церковное право и Древняя Русь» (координатор — д.и.н. П. И. Гайденко), «Церковное право: теория и история» (координатор — д.ю.н. Ю. В. Оспенников), «Церковный суд: история и современность» (координатор — д.ю.н. А. А. Дорская), «Церковное право и культура» (координатор — к.ю.н. Ю. В. Ерохина). Последнее является самым «молодым» (начало работу в 2022 г.), однако уже способствовало появлению одноименной научной конференции, состоявшейся в октябре 2022 г. Также было отмечено, что ряд направлений исследований по разным причинам не получил дальнейшего развития, либо только начат. В заключение доклада Дмитрий Владимирович пригласил всех присутствующих к сотрудничеству с Барсовским обществом и к участию в ежегодных Барсовских чтениях.

Ю. В. Ерохина в своем докладе «Роль церковного правосознания через призму парных категорий “культура-антикультура”» рассмотрела определение и роль церковного правосознания в контексте исторического и современного противостояния культуры и антикультуры, ценностей и антиценностей.

0024

Юлия Владимировна показала ситуации, когда антикультура выходит на передние рубежи, подчиняя себе сознание человека, углубляется и расширяется спектр направлений, по которым ведется её воздействие, в том числе и на церковное правосознание. Далее в докладе парные категории «культура-антикультура» были проанализированы в контексте праксеологического и аксиологического подходов на основании эмпирических фактов и корреляции с церковным правосознанием. 

Доклад Юлии Владимировны вызвал оживленную дискуссию среди участников чтений, особенно студентов МДА.

П. И. Гайденко в своем докладе «Несколько замечаний о современных исследованиях церковного права применительно к реалиям Древней Руси XI-XIII вв.» подчеркнул, что присутствующий сегодня в историографии интерес к каноническо-правовым вопросам в домонгольской Руси и случаен, и закономерен одновременно.

0026

С одной стороны, сложившаяся ситуация объясняется тем, что в силу обстоятельств интерес к церковному праву проявили преимущественно историки и историки права, областью интересов которых является Древняя, преимущественно домонгольская, Русь. С другой стороны, изучение церковного права невозможно без принятия во внимание древнерусского опыта. В-третьих, древнерусское право — тем более право церковное — оказалось наиболее удобным для исследования и пересмотра из-за его изученности, поскольку не несет для исследователей тех угроз, которые нависают над ними в случае вторжения в область влияния мощных и властных «идеологий». Павел Иванович отметил, что на сегодня сформировались несколько центров исследования канонического и церковного права Древней Руси, причем наиболее влиятельными из них видятся группы ученых, собравшихся вокруг Барсовского общества, Московской духовной академии, а также самарский круг, связанный с деятельностью Р. Л. Хачатурова. 

Как уже упоминалось, члены Барсовского общества Ю. В. Оспенников, А. В. Ведяев и А. Ю. Митрофанов приняли активное участие в дискуссии в дистанционном формате. Юрием Владимировичем был высказан ряд критических замечаний по прозвучавшим докладам, результатом чего стала идея о проведении Барсовским обществом Круглого стола с дискуссией по поводу теорий происхождения права. Андрей Юрьевич по итогам обсуждения высказал желание написать критический отзыв на один из прозвучавших на конференции докладов. 

IMG-20221128-WA0004

В заключение была высказана уверенность, что сотрудничество Барсовского общества в целом и Барсовских чтений в частности с Юстиниановскими чтениями впредь станет более систематическим и глубоким.

Справка: 27 ноября, накануне открытия III Юстиниановских чтений, Д. В. Волужков и П. И. Гайденко молились за панихидой по профессору МДА С. В. Троицкому в храме Вознесения Господня на Б. Никитской улице («Малое Вознесение») в Москве вместе с настоятелем храма — протоиереем Александром Задорновым.

photo1669737867-kopija