В рамках заседания «Византийского кабинета» состоялся круглый стол, посвященный 85-летию со дня рождения академика Сергея Сергеевича Аверинцева
Продолжая отмечать юбилейные даты, «Византийский кабинет» 6 декабря 2022 г. провел онлайн круглый стол под названием «Сергей Сергеевич Аверинцев (1937–2004) и его концепция византийского культурного типа. К 85-летию со дня рождения». Организаторами мероприятия выступили доцент кафедры богословия Игорь Борисович Гаврилов и заведующий кафедрой иностранных языков, доцент священник Игорь Иванов.
В ходе круглого стола обсуждались следующие вопросы:
- Специфика византийской культуры глазами отечественных византологов ХХ в.
- С. С. Аверинцев – популяризатор византийской культуры в советском обществе
- С. С. Аверинцев и зарубежная византология
- Актуальность работ С. С. Аверинцева в XXI в.
- Концепция византийской культуры С. С. Аверинцева и перспективы отечественной византинистики в XXI в.
Во встрече участвовали:
– Андрей Юрьевич Митрофанов, доктор исторических наук, профессор СПбДА;
– Галина Викторовна Скотникова, доктор культурологии, академик Академии российской словесности, профессор кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры, ведущий научный сотрудник сектора «Актуальные проблемы современной художественной культуры» Российского института истории искусств;
– протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры истории славянских и балканских стран исторического факультете СПбГУ;
– Валерий Александрович Фатеев, кандидат филологических наук, член редакционной коллегии издательства «Росток»;
– Виталий Юрьевич Даренский, доктор философских наук, профессор Луганского государственного педагогического университета;
– Сергей Александрович Кибальниченко, кандидат филологических наук, заместитель главного редактора «Липецкой газеты»;
– Лидия Владимировна Крошкина, кандидат культурологии, доцент РГГУ и СФИ.
В начале заседания священник Игорь Иванов показал презентацию с кратким обзором основных вех жизни и деятельности, а также научных достижений С. С. Аверинцева, сделав акцент на этапах его воцерковления.
Затем с кратким вступительным словом выступил Игорь Борисович Гаврилов, отметив весьма важное значение для культурологии ХХ века таких работ С. С. Аверинцева, как монография «Поэтика ранневизантийской литературы» (1977) и статья «Византия и Русь: два типа духовности» 1988). Для советской науки они были, в самом деле, новаторскими и по тематике и по содержанию.
Об античных исследованиях С. С. Аверинцева, связанных с жизнеописанием Плутарха, также рассказал Андрей Юрьевич Митрофанов, сделав обширный экскурс в эллинистическую эпоху и отметив неразрывное преемство античной традиции в византийской культуре. Андрей Юрьевич подчеркнул, что Аверинцев занимался внутренней христианизацией советской культуры, наподобие того, как ранние христиане, а позже такие мыслители как Феодор Продром и Михаил Пселл, постепенно христианизировали культуру античную.
В свою очередь, Галина Викторовна Скотникова в докладе «Слово “средиземноморского почвенника” в современной России» обозначила архетипические черты византийского культурного типа, в котором вызрели и оформились ключевые бытийные, духовные, душевные и умственные запросы человека классической культуры. Иными словами, вся история античных и древних культур вела к тому, чтобы появилась именно Византия, как выражение чаяний многих народов.
Размышления над этим культурным феноменом продолжил Виталий Юрьевич Даренский в своем докладе «“Поэтика ранневизантийской литературы“ С. С. Аверинцева как модель воцерковленной культуры», говоря о встрече риторического «механизма» парадокса и парадоксальности сути Божественного Откровения. Византийская поэтика как раз и оформила содержание преображенного сознания, удивленного, покоренного и вдохновленного небывалой открытостью Непостижимого Бога. В этом плане византийская культура свидетельствует о грандиозном событии: как вообще оказалось возможным христианским мыслителям воцерковить весь массив античной культуры!
Далее выступила Лидия Владимировна Крошкина с сообщением на тему «Актуальность работ Аверинцева в ХХI веке», рассказав о разных мероприятиях, которые проводились в память о С. С. Аверинцеве как в мероприятии «Вера. Диалог. Общение» (2004), так и в рамках последующих «Аверинцевских чтений». Лидия Владимировна также привела личные воспоминания о С. С. Аверинцеве как преподавателе и ученом, владевшим древними и новыми языками и тонко чувствовавшим языковые нюансы. Лидия Владимировна особо отметила, что диалогичность была основным исследовательским методом Аверинцева, который в пространстве диалога культур был еще и апологетом христианства.
Затем слово взял протодиакон Владимир Василик, также лично знавший С. С. Аверинцева. Отец Владимир подчеркнул, что Аверинцев был человеком кристальной честности и чистоты, вдумчивым филологом и тонким стилистом, изящно передававшим как строфику византийской поэзии прп. Романа Сладкопевца, так и парадоксальность мысли прп. Ефрема Сирина. Отец Владимир отметил, что Византия была для Аверинцева «Другим Римом» или ромейством, пронизанным тайной христианского Востока.
В завершение круглого стола выступил Сергей Александрович Кибальниченко с докладом «С. С. Аверинцев – творец автобиографического мифа Вячеслава Иванова». Сергей Александрович отметил, что Аверинцеву импонировала интеллектуальная и метафизическая поэзия В.Иванова, в силу чего Аверинцев и стал своего рода апологетом творчества этого поэта серебряного века, на которого в советское время обращалось внимания гораздо меньше, нежели, например, на А. Блока, А. Ахматову и др. В этом внимании к поэзии В.Иванова проявилась и универсальная отзывчивость С. С. Аверинцева к диалогу культур.
Следует сказать, что круглый стол прошел в теплом и плодотворном общении, насыщенном разнообразными смыслами и идеями, в ходе обсуждения которых удалось в разной мере выявить различные аспекты аверинцевской концепции византийского культурного типа.
Запись круглого стола доступна по ссылке.