В рамках заседания «Византийского кабинета» состоялся круглый стол, посвященный 200-летию со дня рождения Н. Я. Данилевского (1822–1885)
Продолжая отмечать юбилейные даты, «Византийский кабинет» 13 декабря 2022 г. провел онлайн круглый стол под названием «Настольная книга каждого русского». К 200-летию со дня рождения автора книги “Россия и Европа” Н. Я. Данилевского (1822–1885). Организаторами мероприятия выступили доцент кафедры богословия Игорь Борисович Гаврилов и заведующий кафедрой иностранных языков, доцент священник Игорь Иванов.
В ходе круглого стола обсуждались следующие вопросы:
• Философия история Н. Я. Данилевского
• Концепции «культурно-исторических типов и культурологические идеи Н. Я. Данилевского
• «Россия и Европа», славянофильство и панславизм
• Н. Я. Данилевский и философия русского консерватизма
• Н. Я. Данилевский как критик дарвинизма
Во встрече участвовали:
– Дмитрий Александрович Бадалян, доцент кафедры, кандидат исторических наук, член Cоюза Журналистов России. Научный сотрудник сектора книговедения отдела редкой книги Российской национальной библиотеки.
– Виталий Юрьевич Даренский, доктор философских наук, профессор Луганского государственного педагогического университета
– Александр Эдуардович Котов, доктор исторических наук, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета.
– Александр Юрьевич Полунов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления и заместитель декана по научной работе Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
– Валерий Александрович Фатеев, кандидат филологических наук, член редакционной коллегии издательства «Росток».
– Ольга Леонидовна Фетисенко, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук.
– Максим Михайлович Шевченко, кандидат исторических наук, доцент, доцент исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Начиная заседание, священник Игорь Иванов сделал презентацию на тему «Актуальность взглядов Н. Я. Данилевского в современной геополитической ситуации», прокомментировав взгляды Данилевского в отношении однополярного и многополярного мироустройства.
После отца Игоря выступил Игорь Борисович Гаврилов с сообщением о вкладе Данилевского в россиеведение в целом, и в раскрытие основ самобытности русской культуры в частности. Также Игорь Борисович подробно прокомментировал одобрительную реакцию Ф.М. Достоевского на выход в свет книги «Россия и Европа» Н. Я. Данилевского. Кроме того, Игорь Борисович рассказал о своем посещении могилы Н. Я. Данилевского в его имении в дер. Мшатка в Крыму.
Затем взял слово Александр Юрьевич Полунов, который сделал экскурс в историю формирования «Священного союза» и роли России в европейской политике XIX в., сделав акценты на тех событиях, которые повлияли на формирование концептуального ядра идей сочинения Н. Я. Данилевского «Россия и Европа».
После этого выступила Ольга Леонидовна Фетисенко, прокомментировав сообщения предыдущих докладчиков (с некоторыми вопросами к ним) и сообщив о выходе в свет следующего издания: Переписка В. В. Розанова и П. П. Перцова (1896–1918). В 2-х томах / Вступительная статья Е. И. Гончаровой; сост., подгот. текстов и коммент. Е. И. Гончаровой и О. Л. Фетисенко. СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2022. Т. 1: 1896–1903. 2022. 784 с. Т. 2: 1903–1918. 2022. 784 с.
Продолжая разговор о Данилевском, Валерий Александрович Фатеев выступил с докладом «Н. Я. Данилевский и его место в истории русской философии», отметив его роль в русской мысли как историософа, культуролога и политика, хотя сам мыслитель, конечно, был философом по преимуществу. В сообщении было отмечено особое внимание и труды Н. Н. Страхова по сохранению наследия Н. Я. Данилевского.
В свою очередь Дмитрий Александрович Бадалян сделал сообщение на тему «Существует ли национальное воззрение в науке? От славянофилов к Н. Я. Данилевскому и далее». Дмитрий Александрович подчеркнул, что, согласно Данилевскому, народный характер влияет на гуманитарные и общественные науки сообразно культурно-историческому типу разных культур. Поэтому национальная наука и народное просвещение определяются именно народным духом, а не абстрактными общечеловеческими ценностями.
Затем Максим Михайлович Шевченко выступил с докладом «“Россия и Европа” Н. Я. Данилевского и контекст внешней политики России XIX века». Максим Михайлович подробно раскрыл суть череды конфликтов XIX века, связанных с Британской политикой по установлению собственных приоритетов в тогдашней Европе. Собственно говоря, появление книги “Россия и Европа” Н. Я. Данилевского было прямой реакцией на внешнеполитические результаты Крымской войны.
После этого сообщения Виталий Юрьевич Даренский подробно освятил сюжет «Эстетика у Данилевского и культурно-исторические типы», отметив, что духовно-этические вопросы национальной культуры особо проявляются в народном эпосе и создаваемой на его основе эстетике, что в то же время является показателем жизнеспособности нации. Запад как старая культура и цивилизация утратил этот аспект и, клонясь к упадку, заражает своими недугами остальные народы. Задача русского народа состоит в том, чтобы, борясь с западными недугами в своей культуре, освободиться и от собственных изъянов.
В завершение встречи взял слово Александр Эдуардович Котов, сделав сообщение на тему «Забытый панславист Константин де-Скроховский», в рамках которого были рассмотрены разные аспекты полемики этого мыслителя с идеями, выраженными в энцикликах папы Льва XIII, которые создавали интеллектуальный плацдарм для похода Ватикана на Восточное Православие при помощи польского национализма.
В целом круглый стол прошел в активном интеллектуальном общении, в ходе которого раскрылись разные грани проблематики, высвеченной еще во времена написания Н. Я. Данилевским своего эпохально труда «Россия и Европа».
Запись круглого стола доступна по ссылке.