Главная / Византийский кабинет / Участники Международной конференции «Византийского кабинета» СПбДА обсудили «пророческую» философию Жозефа де Местра

Участники Международной конференции «Византийского кабинета» СПбДА обсудили «пророческую» философию Жозефа де Местра

Участники Международной конференции «Византийского кабинета» СПбДА обсудили «пророческую» философию Жозефа де Местра

Участники Международной конференции «Византийского кабинета» СПбДА обсудили «пророческую» философию Жозефа де Местра

5 ноября 2024 года научно-просветительский проект Санкт-Петербургской духовной академии «Византийский кабинет» совместно с Факультетом французского языка Московского государственного лингвистического университета провел Вторую Международную научную конференцию «Жозеф де Местр (1753–1821) и русская мысль»

Организаторами мероприятия выступили основатели и руководители «Византийского кабинета» — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры богословия СПбДА, заведующий кафедрой иностранных языков СПбДА, главный редактор научного журнала «Труды и переводы» священник Игорь Иванов и кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры богословия СПбДА, главный редактор научного журнала «Русско-Византийский вестник» Игорь Борисович Гаврилов

_U3A6702

Соорганизатором стал кандидат философских наук, доцент кафедры философских наук Московского государственного лингвистического университета, доцент Сретенской духовной академии Геннадий Николаевич Самуйлов

Жозеф де Местр — крупнейший европейский консервативный философ, литератор, дипломат, оказавший значительное влияние на западноевропейскую и русскую философскую мысль.

Первая конференция
«Жозеф де Местр (1753–1821) и русская мысль» состоялась в СПбДА 7 ноября 2023 года и объединила ведущих отечественных и зарубежных исследователей жизни и творчества Ж. де Местра. Ученые осветили отдельные аспекты интеллектуальной биографии мыслителя, его философского наследия, влияния на отечественную философию, а также проблемы развития и современного состояния посвященных ему научных исследований. 

image-05-11-24-02-03

По итогам конференции был подготовлен тематический номер научного журнала «Русско-Византийский вестник», где опубликованы тезисы и тексты прозвучавших на конференции докладов, а также написанные по материалам докладов научные статьи.

В этом году конференция прошла в смешанном формате (очно и онлайн), вновь собрав широкий круг отечественных и зарубежных исследователей, изучающих философию видного католического консерватора. 

image-05-11-24-02-02

С докладами выступили:
Марк Фруадефон, доктор филологических наук, Франция — «Quelques aspects de la théologie de Joseph de Maistre» («О некоторых аспектах теологии Жозефа де Местра»);
Яннис Константинидес, Университет Париж-3, новая Сорбонна (Париж, Франция), Университет Фрибурга, Швейцария — «Schopenhauer, héritier inconscient de Joseph de Maistre»  («Шопенгауэр, как «бессознательный последователь» Жозефа де Местра»);
Мария Игоревна Дегтярева, доктор философских наук, кандидат исторических наук, преподаватель церковно-исторических дисциплин Духовно-просветительского центра во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Пермского Успенского женского монастыря Пермской Митрополии Московского Патриархата (г. Пермь) — «Глазами консервативной оппозиции: Петр I в оценках Н. М. Карамзина и Ж. де Местра»;
Геннадий Николаевич Самуйлов, кандидат философский наук, доцент кафедры философских наук Московского государственного лингвистического университета, доцент Сретенской духовной академии — «Рассуждения Жозефа де Местра о „верховной власти“»;
Андрей Юрьевич Митрофанов, доктор исторических наук, доктор истории, искусств и археологии Лувенского католического университета, профессор кафедры церковной истории СПбДА — «К вопросу о Византийском наследии в мировоззрении Петра Великого»;
Дмитрий Игоревич Стогов, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» — «Ж. де Местр и русская консервативная мысль начала XX века».

Открыл конференцию отец Игорь Иванов, в своем вступительном слове отметивший, что в рамках проекта «Византийский кабинет» участники мероприятия смогут рассмотреть европейскую культуру в контексте наследия Византийской империи, исследуя ее влияние на Россию, воспринимаемую как «Византия после Византии», а также на Францию, где интерес к византийской культуре и традиции возник еще в XVII веке при Людовике XIII. Данное мероприятие призвано провести плодотворную дискуссию о творчестве Жозефа де Местра и его влиянии на развитие культурных и политических идей в Европе.

image-05-11-24-02-04-4

Затем взял слово Игорь Борисович Гаврилов, подчеркнувший, что актуальность наследия выдающегося католического консерватора, особенно в контексте Французской революции, свидетелем которой он был, с течением времени лишь усиливается. Прошло более двухсот лет со дня смерти де Местра, и за это время его сочинения продолжают вызывать интерес у исследователей. 

image-05-11-24-02-04

Савойский философ стал одним из основоположников европейского христианского консерватизма, и многие его идеи в наши дни еще более востребованы, чем 200 лет назад, поскольку нынешний мир в еще большей степени потрясен революционными процессами и апостасией. Россия сегодня объявляет себя оплотом традиционных христианских ценностей, в отличие от западного мира, в лице своей элиты продолжающего гибельное шествие по революционному пути. 

На этом фоне диалог российских и западных ученых, исследующих наследия Ж. де Местра, является чрезвычайно важным, позволяя выявить и философски рассмотреть многие ключевые духовные и общественно значимые идеи и понятия, стоящие вне времени и политической конъюнктуры.

Доктор Марк Фруадефон отметил, что философ, будучи глубоко религиозным человеком, использовал богословские идеи в своих работах, чтобы осмыслить Французскую революцию как божественное наказание за отказ Франции от христианской миссии. 

Де Местр был эрудитом, хорошо знающим христианское философское наследие, и умел доступно излагать свои мысли, делая богословие понятными и близким для широкой аудитории, что оказалось особенно важно после разрушительных последствий революции для Церкви во Франции. 

В своих произведениях он использовал примеры из Священного Писания, напоминая о божественном наказании в виде изгнания из рая, Всемирного потопа, падения Вавилонской башни. Он также отстаивал идею о первородном грехе, повреждающем волю человека.

Таким образом, Жозеф де Местр не только блестяще с духовной позиции проанализировал причины и следствия революции, но и пытался вернуть в общество христианские ценности, которые, по его мнению, были потеряны в результате революционных потрясений.

Затем слово взял Яннис Константинидес, начавший выступление со сравнения произведений Шопенгауэра и Жозефа де Местра. Главная мысль его доклада заключается в том, что, несмотря на отсутствие прямого влияния де Местра на Шопенгауэра, их философские взгляды имеют глубокие точки соприкосновения. Оба мыслителя критикуют безудержный оптимизм эпохи Просвещения, разочаровываясь в возможностях разума привести человечество к прогрессу. 

Шопенгауэр, в отличие от де Местра, не верит в Провидение и первородный грех, но он также видит человека «невиновным виновным», ограниченным в своей свободе и подверженным неотвратимым силам мира. Оба автора рисуют мрачную картину действительности, при этом не впадая в пессимизм, сохраняя веру в возможность изменения. 

Шопенгауэр, как и де Местр, не отрицает разум, но признает его ограниченность и говорит о «силе, которой я сопротивлялся», отказываясь от иллюзий о всемогуществе разума. Оба философа используют яркие образы, чтобы пробудить человечество к истине, описывая путь через глубь зла к искуплению. «Невинных нет, виноваты все. Добро появляется в уничтожении зла» (Шопенгауэр).

Наибольший интерес вызвало выступление Марии Игоревны Дегтяревой, в своем докладе обратившейся к рецепции идей Ж. де Местра отечественной консервативной мыслью.

Ключевой тезис ее доклада состоял в том, что оценка Петра I консервативной оппозицией в России в первой половине XIX века основывалась на критике его реформ как отхода от традиционных ценностей и духовных основ русского общества. 

Н. М. Карамзин и Ж. де Местр, считая петровское правление переломным моментом в истории России, обвиняли Петра I в пренебрежении национальной традицией и неумелом введении западных европейских обычаев. Карамзин писал о «пылком монархе», который «захотел сделать Россию — Голландиею». «Ужасная литература XVIII века пришла в Россию внезапно и без приготовления; и первыми уроками французского, которые услышал народ, были богохульства», — сокрушался Жозеф де Местр. Оба мыслителя полагали, что либеральные реформы безосновательны и опасны, а предназначение России — борьба с революционным злом. 

Выступление Марии Игоревны вызвало живую дискуссию. Так, Игорь Борисович задал вопрос, насколько Жозеф де Местр был компетентен в теме русского самодержавия — не только эпохи Петра I, а в целом как традиции, — насколько она его интересовала. 

М. И. Дягтерева отметила, что, с одной стороны, члены семьи Жозефа де Местра были тесно связаны с Россией, что отражалось и в их жизненном выборе, и в их взглядах. Так, сын де Местра, Рудольф, сражался в Отечественной войне 1812–1815 годов на стороне русской армии. «Мой сын участвовал во всех проделках от Бородино до самой столицы, и обошлось это ценой всего одной лошадиной жизни», — отмечал философ. Незадолго до своего отъезда из России де Местр размышлял о возможности остаться в ней навсегда.

В то же время его отношение к русскому самодержавию было неоднозначным: он видел в нем союзника в борьбе с революционным злом, но, с другой стороны, его отталкивало в российской политической культуре отсутствие возможности, по его мнению, для адекватного выражения общественного мнения, «молчаливость» русского общества, неимение «сдерживающего механизма» для власти.

Также важно отметить: Ж. де Местр понимал, что монархия в России, монархический дом — это «купол» Русской Церкви. Он считал, что монархия в России представляет собой систему, гарантирующую неприкосновенность Русской Православной Церкви. А поскольку он, в силу своего католического мировоззрения, вынашивал идею возвращения «схизматиков» (православных) под власть папы, в этом контексте его воззрение на русских самодержцев, препятствующих его «миссионерской» деятельности, было критическим.

Развивая тему, Геннадий Николаевич Самуйлов в своем докладе высказал важную мысль о том, что Жозеф де Местр рассматривал «верховную власть» как Божественное установление, необходимое для сохранения порядка и единства в обществе. 

Де Местр считал, что власть происходит от Бога и конкретный правитель управляет народом по воле Божьей. Также он настаивал, что без суверенитета невозможны ни совместное жительство людей, ни политическое единство. В своих рассуждениях о «верховной власти» философ защищал идею естественного порядка, установленного Богом, и сравнивал нации с индивидами, утверждая, что они рождаются, живут, выполняют свою миссию и умирают. 

По мнению де Местра, отрицание непогрешимости светской власти ведет к распаду любого общества. А история – это не просто хроника событий, но инструмент познания истины: изучение прошлого позволяет извлечь уроки и выстроить путь к лучшему будущему. 

Интересный комментарий к выступлению Г. Н. Самуйлова дал И. Б. Гаврилов. Опираясь на слова докладчика, он отметил: «Александр I, реализуя идею Священного Союза, проявлял консервативные тенденции. Однако для Жозефа де Местра эта идея казалась недостаточно радикальной. Возможно, что он считал консерватизм и радикализм императора Павла I более соответствующими его собственным взглядам». 

Эту мысль развила М. И. Дегтярева, сделав ценное уточнение: дело в том, что Александр I во время войны с Наполеоном демонстрировал эволюцию своего геополитического мышления. Отказываясь от универсалистского подхода, он становился более прагматичным, сосредоточиваясь на государственных приоритетах. Однако в концепции Священного Союза, инициатором которого он стал, прослеживается влияние не только его собственных взглядов, но и идей других деятелей того времени. Эта концепция является результатом совместных усилий, а не исключительно продуктом мышления Александра I. Поэтому концепция Священного Союза отражает сложное взаимодействие различных идей и влияний, оформленных в конкретной исторической ситуации.

Затем слово взял Андрей Юрьевич Митрофанов с подробным докладом о Византийском наследии в мировоззрении Петра Великого. Докладчик отметил, что желание Петра I освободить христиан от османского ига было не просто прагматическим стремлением к расширению территории и выходу к теплым морям, но и глубоко коренилось в византийских идеях о защите Православной веры. 

Идея освобождения христиан была укоренена не только в примерах таких монархов как Иван IV, но и в православной литургической традиции, влиявшей на Петра с ранних лет. Он глубоко изучал Псалтирь и церковные службы, что свидетельствует о значительном воздействии религии на его жизнь и формирование его мировоззрения. 

Завершил встречу Дмитрий Игоревич Стогов, основной тезис доклада которого заключался в том, что идеи Жозефа де Местра, особенно его критика «развращения человеческого духа» и «ужаса революции», нашли живой отклик в русской консервативной мысли начала XX века. 

Русские консерваторы, такие как Лев Александрович Тихомиров и Владимир Андреевич Грингмут, разделяли взгляды Ж. де Местра на духовное разложение Европы и отрицательные последствия протестантизма, просветительства и философских теорий. Сергей Александрович Нилус прямо ссылался на де Местра в своем знаменитом произведении «Близ есть, при дверех…», считая, что человечество стремительно идет к всеобщему объединению — как добровольному, так и принудительному. 

Также в русской правой публицистике того времени отразились идеи де Местра о негативных последствиях петровских реформ и о роли масонства в деградации Европы. 

Важно отметить, что знакомство с идеями Жозефа де Местра шло последовательно через славянофилов: от первой волны, представленной А. С. Хомяковым, И. В. Киреевским, К. С. Аксаковым, до поздних славянофилов, прежде всего К. Н. Леонтьева.

В заключение конференции ее участники сформулировали некоторые общие выводы о значении «пророческой» философии Жозефа де Местра для нашего времени: 
1. Де Местр считал, что религия является основой морали и социального порядка. Он видел в религии источник истины и моральных ценностей. 
2. Сегодня, в эпоху постмодернизма и постхристианской культуры, его предупреждения о духовном разложении могут быть восприняты как важный сигнал о необходимости восстановления духовных ценностей. 
3. В контексте современной глобализации и поиска новых ценностей, идеи де Местра о традициях, национальной идентичности и значении истории могут предложить новую перспективу для понимания современного мира.

Обзор подготовила
Софья Коршунова