Главная / Византийский кабинет / Священник Игорь Иванов. О деятельности «Византийского кабинета» в 2020–2021 уч. г.

Священник Игорь Иванов. О деятельности «Византийского кабинета» в 2020–2021 уч. г.

Священник Игорь Иванов. О деятельности «Византийского кабинета» в 2020–2021 уч. г.

 

Священник Игорь Иванов

О деятельности «Византийского кабинета» в 2020–2021 уч. г.

Осенью 2020 г. «Византийский кабинет» провел несколько научных мероприятий. С одной стороны, это была очередная византологическая научная конференция, а с другой — участие в цикле лекций в рамках международного культурно-образовательный проекта «Дары Византии».

Сперва расскажем о конференции.

20–22 октября в Санкт-Петербургской духовной академии прошла II международная научно-богословская онлайн-конференция по византинистике «Русско-Византийский Логос», организованная совместно кафедрой богословия, кафедрой иностранных языков и кафедрой древних языков в рамках деятельности межкафедрального научно-просветительского проекта «Византийский кабинет».

20 октября состоялось Пленарное заседание. На открытии конференции с приветственным словом обратились организаторы конференции: священник Игорь Иванов (кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков СПбДА, доцент кафедры богословия СПбДА) и Игорь Борисович Гаврилов (кандидат философских наук, доцент кафедры богословия СПбДА).

Затем на Пленарном заседании выступили представители разных учебных и научных центров России и Украины.

Так, Дмитрий Игоревич Макаров (доктор философских наук, доцент (ФГБОУ ВО «Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского», профессор, заведующий кафедрой общих гуманитарных дисциплин)) в своем докладе «Феодор Метохит о кризисе коммуникации в византийском обществе начала XIV в.» раскрыл сущность девальвации иконичности слова вследствие духовного и интеллектуального размежевания общества, члены которого утрачивают способность слышать и понимать друг друга.

Размышления о базовых христианских культурологических архетипах продолжила Галина Викторовна Скотникова (доктор культурологии, профессор, СПбГиК, профессор; РИИИ, ведущий научный сотрудник) в своем докладе «Художественное воплощение «антропного принципа» в византийской традиции храмовой архитектуры».

Затем выступил Геннадий Евгеньевич Аляев (доктор философских наук, профессор, сопредседатель Общества русской философии при Украинском философском фонде), рассказав в своем сообщении «Книга С. Л. Франка “С нами Бог”: неизвестные страницы» о том, в каких обстоятельствах была написано это философски-исповедальное сочинение выдающегося религиозного мыслителя ХХ века.
Следующие три доклада были посвящены узловым мировоззренческим вопросам золотого века русской культуры.

Так, Аркадий Юрьевич Минаков (доктор исторических наук, профессор, Воронежский государственный университет) показал этапы развития мировоззрения А. С. Пушкина от увлечения вольтерьянством к зрелым и продуманным консервативным убеждениям.

В свою очередь, Дмитрий Сергеевич Бирюков (доктор философских наук, PhD (НИУ ВШЭ; Институт философии и права СО РАН; научный сотрудник)) в сообщении «Связь Византии и России: линии, проявленные в русской мысли начала — середины XIX в.» рассказал о двух изводах восприятия генетического культурного родства Византии и России (в противоположных концепциях П. Чаадаева и И. Киреевского), отметив при этом, что А. Пушкин не усматривал в этом родстве жесткой связки и полагал, что у России есть свой путь и своя историческая свобода.

В завершении Пленарного заседания выступил Максим Михайлович Шевченко (кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России XIX в. — начала XX в. исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова), который в рамках доклада «Государство и Церковь в политической концепции С. С. Уварова» представил широкомасштабный срез эпохи, формировавшей мировоззрение С. С. Уварова.

Порой доклады перерастали в оживленные обсуждения ключевых моментов, так что Пленарное заседание продлилось три часа.

21 октября были заслушаны доклады по секции «Византия и русская культура». Открыл заседание секции священник Игорь Иванов, выступив с докладом-презентацией по теме «Сергей Дурылин о “Граде Софии” в контексте русского народного восприятия». В ходе сообщения была раскрыта амбивалентность восприятия Царьграда в интеллигентских и народных слоях русского общества как в исторической перспективе, так непосредственно в годы Первой мировой войны. Также была отмечена разнообразная реакция участников Религиозно-философского общества, ознакомившихся с сочинением С. Дурылина об исторической судьбе и духовном значении Царьграда.

Эту тему продолжил и развил в современном контексте Михаил Анатольевич Венщиков (кандидат искусствоведения, преподаватель института философии СПбГУ), рассмотрев в своем докладе «Иконоборческие вызовы в современной культуре» некоторые не вполне корректные подходы к культурному наследию Константинополя со стороны политического истеблишмента Турции.

Затем со своим сообщением выступил Дмитрий Андреевич Карпук (кандидат богословия, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии), рассказав об обстоятельствах учреждения и деятельности кафедры «История православной Греко-восточной Церкви» в Санкт-Петербургской духовной академии (1903–1918 гг.).

Историческую тему продолжил участник из Москвы — Петр Алексеевич Пашков (аспирант кафедры классической филологии филологического факультета Московского Государственного Университета), обратившись к такой проблематике: «Сильвестр Сиропул как источник по истории Ферраро-Флорентийского собора: попытка переосмысления». Петр Алексеевич отметил, что у Сиропула было мало упоминаний богословского диалога на соборе и он больше обращает внимание на то, в ходе прений доминировали церковно-политические вопросы.

В свою очередь, рассказала о музыкальной иконичности литургического слова Маргарита Владимировна Красова (искусствовед-исследователь, Российский институт истории искусств (Зубовский институт), отметив в своем докладе «Культурный код Византии и современное Литургическое пение Валаамского монастыря», что в традиции знаменного пения исполнение исона выражает бесконечность и вечность бытия Божия и в этом проявляется созерцательность древних распевов, до сих живущих в православном богослужении.

Завершил работу секции доклад Константина Андреевича Цырельчука (Сретенская духовная семинария, секретарь кафедры Древних и новых языков), посвященный теме «Византийская Литургия на русской земле: проблема перевода в XX–XXI вв.».

22 октября в ходе третьего, завершающего, дня работы конференции прошло заседание секции «Русская религиозная мысль», на котором был рассмотрен идейный вклад представителей русской консервативной мысли и религиозной мысли XIX — начала XX века, ратовавших за формирование русской идентичности на основах национальной самобытности русского народа.

Открыл заседание секции Игорь Борисович Гаврилов, выступив с докладом «Об актуальности изучения публицистического наследия М. П. Погодина».

Погодинскую тематику продолжил Валерий Александрович Фатеев (кандидат филологических наук, член редколлегии издательства «Росток») в сообщении «“Державный” историк М. П. Погодин и псевдонаучная теория “официальной народности” А. Н. Пыпина».

Затем выступила Ольга Борисовна Сокурова (доктор культурологии, доцент, доцент Института истории СПбГУ) со своими размышлениями на тему «Идея “любви собирающей” в религиозно-философских трудах Е. Н. Трубецкого».

Широкую перспективу идейного спектра дискуссий о национальном самосознании представила в своем докладе «Проблема национальной самобытности во взглядах российских консервативных мыслителей первой четверти XIX века» Надежда Николаевна Лупарева (кандидат исторических наук, доцент, Российский Православный Университет святого Иоанна Богослова, заместитель декана Социально-гуманитарного факультета по научной работе).

Об успешной работе по введению в современный научный и культурный оборот наследия выдающегося отечественного педагога и мыслителя XIX столетия рассказала Нина Викторовна Цветкова (кандидат филологических наук, доцент, кафедра филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного, доцент Псковского государственного университета) в своем докладе «Об издании полного собрания литературно-критических трудов С. П. Шевырева».

В завершение конференции ее участники обговорили тематику для следующего года работы «Византийского кабинета» и редколлегии журнала «Русско-Византийский вестник», а А. Ю. Минаков поблагодарил всех коллег за доставленную высшую радость — «радость интеллектуального общения».

***

Теперь следует рассказать об участии «Византийского кабинета» в культурно-образовательном проекте «Дары Византии».

17 сентября 2020 года в Доме Радио г. Санкт-Петербурга под эгидой оркестра и хора «MusicAeterna» (дирижёр Теодор Курентзис) стартовал культурно-образовательный проект «Дары Византии». Согласно концепции мероприятия он включал в себя цикл лекций и диспутов с участием экспертов-византинистов.

17.09.20

От лица Санкт-Петербургской духовной академии был приглашен руководитель «Византийского кабинета» священник Игорь Иванов, принявший участие в открытии и первом мероприятии этого проекта — международном круглом столе «Святая София Константинопольская. Мир до и после». В круглом столе также участвовали А. В. Захарова (СПбГУ); профессор, доктор Альбрехт Бергер (Университет Мюнхена); А. Ю. Виноградов (Москва, ВШЭ); П. В. Шувалов (СПбГУ); доктор Иоаннис Виталиотис (Исследовательский центр Византийского и пост-Византийского искусства, Афины). Во время дискуссии участники обсудили историю Византии и Константинополя с его строениями. Особое внимание было уделено храму Святой Софии. Кроме того, во время беседы активно поднимался вопрос духовного влияния Константинополя, его отражения в культурной памяти разных христианских народов, а также о современном восприятии культурного наследия древней имперской столицы.

В ноябре 2020 г. священник Игорь Иванов продолжил сотрудничество с проектом «Дары Византии» и провел в Доме Радио цикл лекций, посвященных специфике взаимодействия философии и богословия в Византии.

1 ноября состоялась первая лекция о. Игоря Иванова — «Церковь и государство в Византии: симфония властей».

1.11.20

В ходе нее было рассказано о таких сюжетах: в чем состоял антропологический и социальный идеал в христианизированной Римской империи; как взаимодействовали Церковь и государство на разных этапах византийской истории; как изменялась общественная жизнь согласно христианским и античным идеалам; что такое «христианский эллинизм»; в чем была уникальность византийской парадигмы симфонии властей.

15 ноября прошла вторая лекция о. Игоря Иванова — «Богословие и философия в Византии: «встреча на высшем уровне» — и касалась она различных аспектов встречи библейского и античного мировоззрения, принесшей средиземноморской цивилизации возможность приобщения к богооткровенному знанию.

15.11.20

Обсуждались вопросы того, как человек, воспитанный на эллинистической культуре мысли, пытался постичь тайну Боговоплощения; а также аспекты разного рода сближений и расхождений религиозной и философской мысли, проходящих сквозь всю историю Византии.

Ноябрьские встречи, посвященные религии Византии, завершил диспут на тему «Выразить невыразимое или о причастности нетварному бытию: византийский ответ».

29 ноября в Доме Радио встретились священник Игорь Иванов и Дмитрий Сергеевич Бирюков (доктор философских наук, PhD, научный сотрудник ИГИТИ им. А. В. Полетаева НИУ ВШЭ).

29.11.20

Ключевым моментом разговора стал вопрос: была ли в Византии своя философия или в философско-богословских дискуссиях на Востоке использовался античный инструментарий. В ходе поиска ответа на этот и другие вопросы Дмитрий Бирюков представил схему двух структур сущего, а о. Игорь Иванов рассмотрел влияние схемы древа Порфирия на концепцию уровней бытия по Максиму Исповеднику (VII в.) в контексте идеи «обожения» тварного мира. Модератором встречи выступил куратор цикла «Дары Византии» кандидат филологических наук Дмитрий Черноглазов.

16 мая 2021 г. состоялась заключительная встреча участников проекта «Дары Византии» — круглый стол на тему «Византия после Византии». В этом мероприятии также принял участие руководитель «Византийского кабинета» священник Игорь Иванов, выступивший с докладом «Афон как византийский интернациональный духовный центр».

16 мая 2021 г. Дом Радио

Во встрече также участвовали кандидат филологических наук Юлия Борисовна Мантова, кандидат искусствоведения Светлана Владиславовна Мальцева, доктор исторических наук Андрей Юрьевич Виноградов, кандидат филологических наук Григорий Михайлович Воробьев и кандидат филологических наук Дмитрий Александрович Черноглазов. Обсуждались такие вопросы: Как греческие ученые повлияли на развитие гуманизма в Италии? Где в наше время можно найти островки византийского быта? Какие архитектурные памятники России построены в византийском стиле?
В итоге был сделан вывод о том, что влияние Византии после падения Константинополя проявилось в самых разных сферах отечественной и западноевропейской культуры — в идеологии, в церковной жизни, в науке, в литературе, в архитектуре и в изобразительном искусстве; и оно сохраняется во многих аспектах современной жизни, даже если это и не вполне осознается людьми XXI века.