Главная / Византийский кабинет / Состоялся круглый стол «Византийского кабинета», посвященный 50-летию памяти Б. К. Зайцева (1881–1972)

Состоялся круглый стол «Византийского кабинета», посвященный 50-летию памяти Б. К. Зайцева (1881–1972)

Состоялся круглый стол «Византийского кабинета», посвященный 50-летию памяти Б. К. Зайцева (1881–1972)

2 февраля 2022 года научно-просветительский проект «Византийский кабинет» провел дистанционный круглый стол на тему «Истинная Россия есть страна милости, а не ненависти», посвященный 50-летию памяти классика русской литературы ХХ века Бориса Константиновича Зайцева (1881–1972).

Организаторами выступили кафедра богословия и кафедра иностранных языков Санкт-Петербургской духовной академии в лице ведущих мероприятия доцентов священника Игоря Иванова и Игоря Борисовича Гаврилова. Соведущим также стал Алексей Маркович Любомудров, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы «Пушкинский Дом» РАН, пригласивший к участию ведущих исследователей творчества великого русского писателя.

КС_2

В начале встречи священник Игорь Иванов поприветствовал участников и сделал доклад на тему «Афон Бориса Зайцева», рассказав об истории поездки писателя на Афон и о некоторых примерах художественного и духовно-психологического изображения «священной поэмы» Святой Горы в творчестве Бориса Зайцева.

Затем с кратким докладом выступил Игорь Борисович Гаврилов, поделившись своими размышлениями о духовной эволюции Б. Зайцева. Докладчик отметил революцию как ключевой момент формирования христианского мировоззрения писателя, подчеркнув, что без перенесенных в лихую революционную годину страданий он не увидел бы Святой Руси: эмиграция стала для него школой смирения. Полемизируя с известной точкой зрения архимандрита Константина (Зайцева), согласно которой вместе с кончиной Б. К. Зайцева ушла целая эпоха вне всякого преемства, И. Б. Гаврилов высказал мысль, что традиции духовной лирической прозы и светлого памятования о прошлой, утраченной России нашли свое продолжение в творчестве В. И. Лихоносова.

После этого слово взял Алексей Маркович Любомудров, отметивший главные качества Б. К. Зайцева как человека и писателя: лирик в прозе, тонкий словесный акварелист; при этом ему свойственны и точные историософские формулировки. За его отзывчивость знакомые называли его человеком с «бриллиантовым сердцем». Б. Зайцев был целостным и принципиальным нравственным человеком, активно участвовал в общественной жизни, в течение четверти века он был председателем Союза писателей и журналистов и всячески помогал материально своим коллегам. Его главная мысль — полное предание себя в руки Бога: «Не нам дано понять смысл страдания, мы можем лишь любить».

Далее в своем сообщении о романе Б. Зайцева «Золотой узор» Виктория Трофимовна Захарова рассказала об аспектах обретения писателем сознательной и живой веры, подчеркнув, что Б. Зайцев всегда был светоносным художником, видящим и изображающим именно красоту мира, несмотря на все его трагедии, драмы и катаклизмы.

В свою очередь Надежда Идюновна Пак поделилась своими мыслями о поэтике тетралогии Б. Зайцева «Путешествие Глеба», представляющей собой искренний, трогательный и ненавязчивый очерк детства писателя в родительской усадьбе (своего рода «райский сад»), о значении для него образа матери. В романе «Древо жизни» память о России соединяется с памятью об усадьбе, как об идеальном образе устроения жизни.

Интересны были наблюдения Виктории Богдановны Белуковой о раскрытии творчества Зайцева студентам историкам и филологам в разделе «Литература русского зарубежья». Важно, что, несмотря на сильное отличие современной культуры от мировидения Б. К. Зайцева, молодые люди откликнулись на красоту его стиля и чистоты его мысли, сказав: «Мы будем читать Зайцева».

КС_1

Алла Витальевна Громова рассказала о своем многолетнем исследовании нследия писателя и об эволюции его творчества в контексте смены эпох: 1900–1914 — синтез взаимоисключающих идей, взглядов и художественных систем в Серебряном веке; 1914–1922 — Мировая война как призыв к покаянию народов Европы. Революция — «расплата за жизнь в огороженных садах»; 1922–1972 — однозначно православная аксиология укоренилась в творчестве писателя.

После тематических докладов встреча плавно перешла в дискуссионный режим, в ходе которого участники делали ремарки на смежные сюжеты. В дискуссии приняли участие Ольга Леонидовна Фетисенко, Вера Николаевна Климчукова, Людмила Игоревна Бронская, Снежана Владимировна Крылова, Наталия Станиславовна Титова и Светлана Сергеевна Бойко.

Были упомянуты такие писатели, как Владимир Александрович Шуф (1863–1913), князь Василий Александрович Сумбатов (1893–1977), Василий Акимович Никифоров-Волгин (1901–1941) и др. Ольга Леонидовна Фетисенко уточнила ситуацию в отношении издания академического полного собрания сочинений Б. К. Зайцева. По этому поводу А. М. Любомудров отметил, что для осуществления такого проекта необходимо будет решить вопросы с доступом к архивам писателя, которые хранятся в США и во Франции.

Об участниках круглого стола:

Белукова Виктория Богдановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы XX века Московского государственного областного университета;

Бронская Людмила Игоревна, доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной и мировой литературы Гуманитарного факультета Северо-Кавказского федерального университета;

Бойко Светлана Сергеевна, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы новейшего времени Российского государственного гуманитарного университета;

Громова Алла Витальевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Московского городского педагогического университета;

Захарова Виктория Трофимовна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина;

Климчукова Вера Николаевна, кандидат филологических наук, доцент заведующая кафедрой русской литературы ХХ века Московского государственного областного университета;

Крылова Снежана Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы XX века Московского государственного областного университета;

Пак Надежда Идюновна, доктор филологических наук, научный сотрудник Музея истории Обнинска;

Титова Наталия Станиславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения МГИМО;

Фетисенко Ольга Леонидовна, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом Российской академии наук).

Справка:

Борис Константинович Зайцев (1881–1972)
Русский писатель. Дворянин. Родился в семье горного инженера. Окончил Калужское реальное училище (1898), учился в Московском императорском техническом училище (1898–1899), Горном институте в С.-Петербурге (1899–1901), в Московском университете (1902–06). Литературный дебют — рассказ «В дороге» (1901), напечатанный в московской газете «Курьер» по инициативе Л. Н. Андреева. С 1904 г. Зайцев часто посещал Италию, вдохновившую его на цикл очерков «Италия» (печатались с 1907), исследование «Данте и его поэма» (1922) и др. Для ранних произведений Зайцева (сборники рассказов (1906, 1909, 1911); повесть «Аграфена» (1908); роман «Дальний край» (1913), посвященный событиям Революции 1905–07; пьеса «Усадьба Ланиных» (1914)) характерно пантеистическое мировосприятие, сочетание реалистической и модернистской поэтики; в них ощутимо влияние К. Гамсуна и особенно А. П. Чехова. В 1916 г. Зайцев, не желая идти на войну солдатом, поступил в Александровское военном училище; весной 1917 произведен в офицеры, в августе заболел воспалением легких и уехал в имение отца Притыкино (Тульская губ.), где пробыл до 1921 г. В 1918 г. вышла лирическая повесть «Голубая звезда», которую Зайцев считал одной из лучших в своем творчестве до эмиграции. Испытав сильное влияние философии В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева, Зайцев обратился к православию. Первым произведением, отразившим поворот в его творчестве, стал написанный ритмической прозой рассказ «Улица св. Николая» (1921). В 1922 Зайцев избран председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей; в том же году заболел сыпным тифом, для поправки здоровья выехал с семьей в Берлин (при содействии А. В. Луначарского). С 1924 г. жил в Париже; с 1947 г. председатель Союза русских писателей и журналистов. В эмиграции создал агиографические повести «Алексей Божий человек» (1925) и «Преподобный Сергий Радонежский» (1925); ряд пронизанных трагизмом повестей о Советской России: «Странное путешествие» и «Авдотья смерть» (обе 1927), «Анна» (1929); книги очерков о святых местах «Афон» (1928) и «Валаам» (1936); роман о драме русской интеллигенции «Золотой узор» (1923–25); роман о жизни рус. эмиграции «Дом в Пасси» (1935). Автор романизированных биографий: «Жизнь Тургенева» (1932), «Жуковский» (1951), «Чехов» (1954); автобиографической тетралогии «Путешествие Глеба» (кн. 1–4, 1937–53); книг воспоминаний «Москва» (1939) и «Далекое» (1965); переводов (в т. ч. выполненного ритмической прозой перевода «Ада» Данте, опубликован в 1961); публицист, драматург.