Состоялся круглый стол «Византийского кабинета», посвященный 100-летию “Философского парохода”
Продолжая цикл юбилейных мероприятий, «Византийский кабинет» 1 ноября 2022 года провел онлайн круглый стол под названием «“Философский пароход”. К 100-летию высылки из России видных русских религиозных философов (1922–2022)». Организаторами встречи выступили доцент кафедры богословия Игорь Борисович Гаврилов и заведующий кафедрой иностранных языков, доцент священник Игорь Иванов.
В ходе круглого стола обсуждались следующие вопросы:
• Судьбы русских мыслителей в изгнании
• Духовная миссия русской эмиграции
• Русская религиозная философия в изгнании и РПЦЗ
• Основные центры русской философской и богословской мысли в 1920–1930-е гг.
Для дискуссионных докладов были приглашены эксперты из Санкт-Петербурга:
– Галина Викторовна Скотникова, доктор культурологии, академик Академии российской словесности, профессор кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры, ведущий научный сотрудник сектора «Актуальные проблемы современной художественной культуры» Российского института истории искусств.
– Ольга Борисовна Сокурова, доктор культурологии, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории западноевропейской и русской культуры Института истории Санкт-Петербургского государственного университета.
– Александр Аркадьевич Корольков, доктор философских наук, профессор кафедры философской антропологии и истории философии Института философии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, академик Российской академии образования.
– Валерий Александрович Фатеев, кандидат филологических наук, член редакционной коллегии издательства «Росток».
Открывая заседание «Византийского кабинета», Игорь Борисович Гаврилов сказал, что “Философский пароход” показал, что представители русского религиозного ренессанса начала ХХ в. и сама философия не нужны были Советской России, но они ярко раскрыли свои таланты за рубежом, открыв всему миру духовные основы и сущность русской культуры. Игорь Борисович отметил, что сейчас проходит множество мероприятий, посвященных “Философскому пароходу”, но спектр суждений на них весьма различный, порой даже далекий от того отношения, которое было в 1990 г. выражено С. С. Хоружим в его статье “Философский пароход”: «Философия была изгнана, она должна вернуться. Русская религиозная мысль снова должна вернуться в Россию». Игорь Борисович подчеркнул, что постоянно в нашем обществе раздаются голоса, что философия не нужна, не нужно возрождать наследие русской эмиграции. Однако согласиться с этим невозможно, поскольку это великое наследие русской культуры, несмотря на отдельные ошибки во взглядах тех или иных русских мыслителей эмиграции, ведь все-таки их мысль питалась из источника православной традиции. К сожалению, полноценного возрождения культуры дореволюционной — Золотого и Серебряного веков, связанных с патриотическим подъемом, до сих пор не произошло.
Затем отец Игорь Иванов показал презентацию с обзором ключевых моментов (предшествующие события, предпосылки, списки, места и способы выдворения), связанных с высылкой интеллектуальной элиты из Советской России в 1922 г., сделав акцент на восприятие этого события в современном медийном пространстве и отметив тенденцию на принижение его значимости для отечественной культуры.
Размышляя о рецепции русской культуры за рубежом, Александр Аркадьевич Корольков рассказал о своем пребывании в Праге в 1970-х гг. и об отношении чехов к наследию русской эмиграции, в частности к Славянской библиотеке в Праге, во многом составленной из фондов русских ученых-эмигрантов. Также Александр Аркадьевич рассказал о своем посещении Свято-Сергиевского богословского института в Париже и об общении с профессором кафедры славянского языка Николаем Михайловичем Осоргиным (1924–2014). Кроме того, Александр Аркадьевич дал оценку деятельности чешского президента Т. Масарика в рамках «русской акции», а также прокомментировал его исследование «Россия и Европа». «Традиция — это не пепел, а передача огня», подытожил своё выступление Александр Аркадьевич.
В дискуссиях после его сообщения выявился такой момент: как это ни парадоксально, но по сравнению с концом 1980-х и 1990-ми гг., сейчас наблюдается кризис интереса к русской философии. Само понятие «русскости» уходит на второй план в современном сознании, поскольку в течении последних 30 лет в нем насаждались иные модели мысли и поведения.
В связи с этим Галина Викторовна Скотникова, предваряя свое сообщение о судьбе и творчестве И. А. Ильина, поделилась воспоминаниями об «Обществе русской православной мысли им. И. А. Ильина» (основатель: Николай Кузьмич Симаков, секретарь: Г. В. Скотникова), которое было образовано в 1992 г. и проводило свои заседания в аудиториях СПбДА. При том, что в те годы был огромный интерес к русской философии, книги многих эмигрантов еще не были переизданы и приходилось их доставать различными способами. Что касается И. А. Ильина, благодаря усилиям проф. Ю. Т. Лисицы, теперь читателю доступно полное собрание сочинений великого русского философа, чей метафизический персонализм и надежда на русское возрождение («русская идея есть идея сердца») наиболее актуален и востребован в среде сторонников «Русского мира».
Взяв слово в свою очередь и комментируя эту ситуацию, Ольга Борисовна Сокурова отметила, что сама борьба с «русскостью» свидетельствует о том, насколько «русская идея» важна и значима для судеб мира, в котором сама культура разлагается постмодернистскими установками и настроениями. Ольга Борисовна подробно рассказала о проекте В. И. Шаронова (Калининград) «Русофил», в рамках которого, в частности, были снято четыре документальных фильма о Л. П. Карсавине.
В ходе обсуждения этого сообщения выявились две тенденции в мысли русской эмиграции: 1) продолжение почвенничества Ф. М. Достоевского и 2) продолжение универсалистской философии Владимира Соловьева, которая была крайне далека от «русскости».
Валерий Александрович Фатеев по этому поводу отметил, что русская философия неотрывна от русской культуры, поэтому есть надежда, что ее светлые православные основы рано или поздно вновь привлекут к себе ищущих смыслы молодых людей. Он подчеркнул, что обычно наша молодежь перенимает с Запада то, что там давно устарело, так что и увлечение постмодернизмом вскоре сойдет «на нет». Большую опасность для нас представляет так называемый «православный сталинизм», который отвлекает молодежь «русского направления» от правильного пути. Затем Валерий Александрович рассказал о Д. П. Святополк-Мирском (1890–1939) — уникальном исследователе русской словесности, который практически неизвестен в России: он был почвенник, человек высокой русской культуры, который очень изящно мыслил, размышляя о русской литературе. Его сочинения как раз и могут помочь воспитать подлинную любовь к русской культуре.
В завершение встречи Игорь Борисович Гаврилов поблагодарил участников за глубокие и содержательные сообщения и обмен мыслями, а также анонсировал тематический номер «Русско-Византийского вестника» (№1 за 2023 г.), который будет посвящен теме «“Философский пароход”. К 100-летию высылки из России видных русских религиозных философов (1922–2022)».