Главная / Византийский кабинет / Состоялось заседание «Византийского кабинета», посвященное 190-летию со дня рождения В. И. Ламанского (1833–1914)

Состоялось заседание «Византийского кабинета», посвященное 190-летию со дня рождения В. И. Ламанского (1833–1914)

Состоялось заседание «Византийского кабинета», посвященное 190-летию со дня рождения В. И. Ламанского (1833–1914)

 

7 марта 2023 г. «Византийский кабинет» провел онлайн круглый стол «К 190-летию со дня рождения Владимира Ивановича Ламанского (26 июня 1833 г. по ст. ст. — 19 ноября 1914 по ст. ст.)». Организаторами мероприятия выступили доцент кафедры богословия Игорь Борисович Гаврилов и заведующий кафедрой иностранных языков, доцент священник Игорь Иванов.

Тематика для обсуждения:

•    Жизнь и труды В. И. Ламанского
•    Роль В. И. Ламанского в славяноведении
•    В. И. Ламанский и истоки русского византизма
•    Славяне, итальянцы и турки глазами В. И. Ламанского
•    Греко-славянский мир в изучении В. И. Ламанского
•    Историософские и геополитические идеи В. И. Ламанского
•    В. И. Ламанский, славянофильство и панславизм

Рисунок2

В начале заседания Игорь Борисович Гаврилов (кандидат философских наук, доцент кафедры богословия СПбДА, главный редактор научного журнала СПбДА «Русско-Византийский вестник») сделал небольшое вступительное слово, в котором он рассказал о значении трудов В. И. Ламанского для славянской культуры, славянофильства и славяноведческой школы в Санкт-Петербурге. Также было сказано о значении Ламанского как предтечи евразийской идеи. Игорь Борисович отметил, что Ламанский был активным публицистом и популяризатором этнографической науки и издавал журнал «Живая Старина».

Рисунок4

Также со вступительным словом выступил священник Игорь Иванов (кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков СПбДА, доцент кафедры богословия СПбДА, руководитель проекта «Византийский кабинет» СПбДА, главный редактор научного журнала СПбДА «Труды и переводы»), показал презентацию на тему «В. И. Ламанский о греко-славянском мире». Отец Игорь отметил, что В. И. Ламанский был одним из образованнейших людей эпохи, дружил и вёл переписку с Тютчевым, Иваном Аксаковым, Достоевским, Майковым, Страховым, Самариным и Львом Толстым.  Характерно, что в науку Ламанский вошел как исследователь и византизма, и славянства, защитив 20 января 1860 года магистерскую диссертацию «О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании». В 1862—1864 гг. он много путешествовал по землям Австро-Венгрии, побывал в Италии, Сербии, Греции, Турции, на Мальте. По той же тематике в 1870 г. им была защищена уже докторская диссертация – «Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе». Ламанский первоначально поделил «азийско-христианское человечество Старого Света» на две различные цивилизации: греко-славянскую и романо-германскую. При этом Россию Ламанский сравнивал с Древней Элладой и Римом. В целом же смысл научных поисков Ламанского сводился к обоснованию «миродержавной роли нашего славянского племени». Эта роль должна завоёвываться не столько внешнеполитическими действиями, сколько внутри России, причём в провинции — освоением пространств, подъёмом экономической жизни. А главное — успехами самобытной русской образованности. «Страна необразованная не может быть могущественна и уважаема соседями, — заявлял Владимир Иванович. — Страна бедная всегда будет скудна творчеством народного духа».

Рисунок3

Затем Дмитрий Андреевич Карпук (кандидат богословия, заведующий аспирантурой, заведующий архивом, доцент кафедры церковной истории СПбДА) в своем докладе «В. И. Ламанский как преподаватель СПбДА» рассказал о педагогической деятельности В. И. Ламанского в качестве научного руководителя и привел следующий список его отзывов на работы его учеников: 1) Отзывы на кандидатские сочинения: Федор Калугин «Полемические труды инока Зиновия Отенского в их церковном и историко-литературном значении» 1892 г.; Николай Лесков «Св. Тихон Задонский и его творения» 1895 г.; Николай Богоявленский «Андрей Денисов как автор и критик и церковно-историческое значение его произведений» 1895 г.; Добровольский Иван «О Славяно-русском Прологе» 1896 г.; Тарунтаев Димитрий «Догматические сочинения Максима Грека» 1896 г.; Николай Дучинский «Церковно-литературная деятельность Мелетия Смотрицкого до перехода его в унию» 1897 г.; Абрамович Димитрий «Преподобный Нестор летописец» 1897 г.; Митрофан Петров «Религиозные воззрения Посошкова и его отношение к современным церковным вопросам» 1897 г. 2) Отзывы на магистерские диссертации: Феодор Григорьевич Калугин «Литературные труды Зиновия, инока Отенского, как памятники отечественного богословия, литературы и церковной проповеди» 1894 г.; Иван Евсеевич Евсеев «Книга пророка Исаии в древне-славянском переводе» 1896 г.

Далее слово взял Виталий Юрьевич Даренский (доктор философских наук, профессор, Луганский государственный педагогический университет, г. Луганск), выступив с докладом «Историософия В. И. Ламанского в трактате "Три мира Азийско-Европейского материка"», в котором он обратился к историософскому наследию В. И. Ламанского, рассмотрев его концепцию «Среднего мира», который и определяет место России между цивилизациями Запада и Востока в контексте исторического бытия «Азийско-Европейского материка». Такое понимание России как не Запада и не Востока вполне отвечает реальному положению вещей. Таким образом три мира (Запад, Россия, Восток) представляют собой вполне самодостаточные цивилизационные феномены. Европа в таком восприятии является не столько центром этого материка, сколько его «окраинным полуостровом». Более того, конгломерат культур и стран «Среднего мира» относится Ламанским к так называемому «пост-византийскому миру», а Православная Россия в этом ключе стала ее полноценным цивилизационным преемником, распространяя христианство среди азиатских народов ненасильственным путем, что разительно отличало ее от экспансионистской и нетолерантной Европы Нового времени.

Продолжил данную тему Максим Викторович Медоваров (кандидат исторических наук, доцент ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», г. Нижний Новгород), который в своем докладе «Эволюция представлений В. И. Ламанского о границах "Среднего мира"» рассмотрел эволюцию взглядов В. И. Ламанского на количество и очертания нескольких культурных «миров» Старого Света с 50-х до 90-х гг. XIX в. При этом на многих фактах он наглядно продемонстрировал изменение статуса Восточной и Юго-Восточной Европы в концепциях Ламанского – с промежуточного пояса между Россией и романо-германской Европой к интегральной части «Среднего мира». При этом было уделено подробное внимание границам и промежуточным зонам между греко-славянским миром и мирами Европы и Азии, статусу Малой Азии, Закавказья и Ближнего Востока в учении Ламанского. В конце доклада утверждалось, что мыслитель осознавал отсутствие линейных границ между тремя «мирами» и наличие переходных регионов.

Далее Ольга Вячеславовна Саприкина (кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Российского государственного гуманитарного университета, доцент кафедры всеобщей истории РАНХиГС, г. Москва) в своем докладе «Публицистическая деятельность В. И. Ламанского в Журнале Министерства Народного Просвещения» рассмотрела публицистические и научные работы российского ученого-слависта В. И. Ламанского, относящиеся к 60–80-м гг. XIX в. Этот период являлся временем формирования научной концепции и определения политических взглядов В. И. Ламанского как зрелого исследователя и общественного деятеля. Одновременно это были годы активного взаимодействия Российской империи с зарубежными славянскими народами – этнографическая выставка и Славянский съезд в Москве в 1867 г., восточный кризис 1875–1878 гг., русско-турецкая война 1877–1878 гг., существенно поколебавшая представление о приоритетном влиянии России на судьбы славянских народов и ставшая проверкой теоретических постулатов политиков и ученых по славянскому вопросу. В докладе также анализировалось мнение В. И. Ламанского об истории и современном ему состоянии славянских народов, осмысливаются идеологические проблемы славянофильства и панславизма. 

Затем отцом Игорем Ивановым была представлена презентация «Владимир Иванович Ламанский (26.06.1833–19.11.1914) по семейным воспоминаниям», которую подготовили Неонилла Дмитриевна Голубятникова (книгохранитель библиотеки Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры), Мария Владимировна Осорина (правнучка В. И. Ламанского, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии СПбГУ, вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества, Руководитель и научный консультант программы дополнительного профессионального образования «Детская практическая психология» в Институте практической психологии «Иматон») и священник Димитрий Лакеев (настоятель храма свт. Николая арх. Мир Ликийских д. Ламаниха Вологодского района). В сообщении было, в частности, отмечено следующее: Историк, славист, геополитик, этнолог В. И. Ламанский происходил из рода священно-церковнослужителей храма свт. Николая Чудотворца в с. Ламаниха Вологодской губ. Родился и получил образование в С.-Петербурге, ученик И. И. Срезневского, учитель плеяды славистов, собеседник, корреспондент или оппонент замечательных людей эпохи. Преподавал в Императорском университете и в Духовной академии. Мыслитель выразил суть взаимоотношений России с Западом и Востоком задолго до мировых войн XX века, проводил идеи панславизма. Замечательный труд в соавторстве с П. П. и В. П. Семеновыми-Тянь-Шанскими «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» вышел в 11 т. Имя его после революции было предаваемо забвению, труды почти не переиздавались, переписка не издана, о жизни мало что известно. После смерти остались его бумаги, несколько серебряных ложек и маленьких икон. В прошлом году в 321 школе (б. гимназии №1) установлена памятная доска. На Никольском кладбище Александро-Невской Лавры найдена локация могилы, планируется возобновить надгробие.

После этого с докладом «Византийское наследие России в интерпретации В. И. Ламанского» выступил Алексей Валерьевич Малинов (доктор философских наук, профессор кафедры русской философии и культуры Санкт-Петербургского государственного университета, ведущий научный сотрудник сектора истории российской социологии Социологического института РАН — филиал ФНИСЦ РАН, г. Санкт-Петербург). Он подробно рассмотрел специфику взглядов Владимира Ивановича Ламанского на Византию. При этом было отмечено, что хотя Ламанский и не был византинистом, он придавал большое значение изучению истории и культуры Восточной римской империи, оказавшей определяющее цивилизационное влияние на южных и восточных славян. Из Византии пришло христианство, ставшее главной культуросозидающей силой на Руси и империя как цивилизационная форма. В докладе было также указано, что, согласно Ламанскому, Россия занимает в современном мире то место, которое ранее в культурном и политическом отношениях принадлежало Византии.
В свою очередь Виктор Александрович Куприянов (кандидат философских наук, научный сотрудник, Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН) выступил с докладом «Ламанский как историк Академии наук: борьба за русификацию отечественной науки», в котором говорилось следующее: В. И. Ламанский был не только выдающимся общественным деятелем, историком и филологом. К его научному наследию относятся также и исследования по истории Санкт-Петербургской Академии наук. Его перу принадлежит одна из первых биографий М. В. Ломоносова. Основной идеей, которую Ламанский развивал в своих работах по истории АН, была борьба с иностранным засильем в АН, прежде всего с немецким. В докладе также был дан критический обзор работ Ламанского по истории АН и затронуты такие вопросы: Насколько его тезис об иностранном засилье (немецком преимущественного) был обоснован? Насколько актуальна была в то время борьба за русификацию АН?

В конце заседания Игорь Борисович Гаврилов поблагодарил участников встречи и огласил план юбилейных круглых столов «Византийского кабинета» в 2023 году.

В заседании круглого стола также участвовали:
Лариса Михайловна Аржакова (доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела истории славянских народов Центральной Европы в Новое время Института славяноведения РАН; профессор кафедры международных отношений РАНХиГС). 
Галина Викторовна Скотникова (доктор культурологии, академик Академии российской словесности, профессор кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры, ведущий научный сотрудник сектора «Актуальные проблемы современной художественной культуры» Российского института истории искусств).
Дмитрий Игоревич Стогов (кандидат исторических наук, доцент кафедры истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)).
Священник Алексий Ноговицын (клирик храма Покрова Божией Матери в Южно-Приморском парке (СПб)).

Запись круглого стола доступна по ссылке.