Славянофильство и русская государственность - Круглый стол Византийского кабинета
В рамках работы «Византийского кабинета» 20 октября 2021 г. состоялся круглый стол (онлайн) «Славянофильство и русская государственность», посвященный 300-летию Российской империи. Организаторами научного мероприятия выступили кафедра богословия и кафедра иностранных языков в лице доцентов свящ. Игоря Иванова и И. Б. Гаврилова.
Проблематика круглого стола строилась вокруг трех парадигм: византийской, русской и западной. К какой из них принадлежали славянофилы? Кем они были — либералами или консерваторами, критиками или защитниками самодержавия, пошедшего по пути прозападных петровских реформ?
Как они относились к трем государственно-конфессиональным идеалам?
- Византийская модель: ортодоксия, римское право, греческая культура.
- Московская модель: Москва — Третий Рим: Церковь, царство и патриархальная старина
- Имперская модель: Православная Греко-российская Церковь, императорское право, европейская культура
По каким векторам проходила национальная, культурная и гражданская идентификации разных слоев населения России?
Можно ли сейчас говорить о легком видоизменении девиза славянофилов «Православие, самодержавие, народность» на «Православие, державность, народность»
Чем народность отличается от демократии?
Обсуждение этих вопросов проходило в контексте тематики трех докладов, с которыми выступили:
- Валерий Александрович Фатеев (кандидат филологических наук, член редакционной коллегии издательства «Росток», СПб.) Славянофилы о Российской империи;
- Нина Николаевна Вихрова (кандидат филологических наук, доцент Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого) «Никто не осмелится мысленно бросить в меня грязный упрек за то, что я защищаю самодержавие»: И. С. Аксаков о защите идеи самодержавия;
- Ольга Леонидовна Фетисенко (доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук) Кохановская (Н. С. Соханская) и царская семья.
В ходе заседания было отмечено несколько характерных моментов.
Прежде всего, нужно помнить, что «славянофильство» — это термин, придуманный оппонентами этого идейного движения. Сами они предпочитали понятие «русофильство». Кроме того, нужно учитывать, что этот термин вбирает в себя идейные концепции всех русских мыслителей (от Карамзина до современности), размышлявших о вопросах национальной идентичности.
Для мировоззрения славянофилов было характерно:
- неприятие петровских реформ,
- неприятие революции,
- неприятие классового антагонизма, вызванного реформами XIX века.
Причем при всей критике ими власти с требованиями различных свобод они считали самодержавие единственной формой государственности в России. В отношении к монархии они избегали сакрализации власти, считая первостепенными приоритетом в народной жизни сознательную церковную жизнь согласно заповедям Христовым.
Иными словами, опора на Православие — главный принцип общественной славянофильской идеи.
Таким образом, славянофильство — это преимущественное культурное и духовное направление мысли. Воспринимать его положения только в политическом разрезе не вполне корректно. При этом славянофилы остро чувствовали опасность утраты национального сознания, особенно в условиях противостояния «русской» и «немецкой» партий в аристократических и чиновничьих кругах. По большому счету славянофильство – это круг свободомыслящих русских интеллигентов. Свободолюбивая славянофильская идея была равно чужда и консервативным охранителям государственности, и революционным ее разрушителям.
В круглом столе также участвовали представители вузов из разных уголков России:
Александр Юрьевич Полунов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления и заместитель декана по научной работе Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова;
Аркадий Юрьевич Минаков, доктор исторических наук, профессор исторического факультета и директор Зональной научной библиотеки Воронежского государственного университета, преподаватель Воронежской духовной семинарии;
Валерий Васильевич Лазарев, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник центра фундаментальных исследований Института; профессор кафедры теории государства и права Московской юридической Академии им. О. Е. Кутафина;
Арина Олеговна Мещерякова, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры «Гуманитарные дисциплины», Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко;
Максим Викторович Медоваров, кандидат исторических наук, доцент, доцент Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского;
Сергей Витальевич Мотин, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа).
Иван Игоревич Мельников, старший преподаватель кафедры права и экономики Уфимского института (филиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова.