Первое июньское заседание «Византийского кабинета» в 2023 г. было посвящено памяти богослова Виктора Ивановича Несмелова
6 июня 2023 г. «Византийский кабинет» провел онлайн круглый стол «К 160-летию со дня рождения Виктора Ивановича Несмелова (1 января 1863 г. — 30 июня 1937 г.), профессора Казанской Духовной Академии».
Организаторами мероприятия выступили доцент кафедры богословия СПбДА, главный редактор научного журнала СПбДА «Русско-Византийский вестник» доцент Игорь Борисович Гаврилов и заведующий кафедрой иностранных языков, руководитель проекта «Византийский кабинет», главный редактор научного журнала СПбДА «Труды и переводы» доцент священник Игорь Иванов. Также во встрече участвовали профессор Лариса Филипповна Шеховцова (СПбДА) и профессор протоиерей Павел Хондзинский (ПСТГУ, г. Москва).
В начале заседания священник Игорь Иванов обозначил тематику круглого стола и его регламент, а также представил приглашенных на встречу экспертов. Для обсуждения были предложены следующие темы:
• Жизнь и труды В. И. Несмелова;
• В. И. Несмелов и его труд «Наука о человеке»: проблемы изучения;
• Философская антропология В. И. Несмелова и новые пути русской мысли в XX в.; В. И. Несмелов как представитель духовно-академической философии в России;
• Антропология В. И. Несмелова в контексте западноевропейской философской и богословской традиции;
• Учение о человеке В. И. Несмелова и философия религиозного экзистенциализма;
• Антропология В. И. Несмелова и святоотеческое богословие;
• Место В. И. Несмелова в истории русской религиозной философии.
Во встрече участвовали:
Виталий Юрьевич Даренский, доктор философских наук, профессор, Луганский государственный педагогический университет, г. Луганск;
Артем Павлович Соловьев, кандидат философских наук, проректор по научной работе Алматинской православной духовной семинарии;
Илья Сергеевич Вевюрко, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения, преподаватель богословского факультета ПСТГУ.
Со вступительным словом выступил Игорь Борисович Гаврилов. Он кратко обозначил основные вехи жизни и творчества В. И. Несмелова, отметив, что еще в эпоху Серебряного века сочинения этого мыслителя привлекали внимание философов, богословов и деятелей культуры (были названы, в частности, такие имена: митр. Антоний (Храпиицкий), Н. А. Бердяев, В. И. Иванов), а затем в эмиграции писали о нем и прот. В. Зеньковский, и прот. Г. Флоровский. В наши дни о В. И. Несмелове писали митр. Константин (Горянов) и проф. Н. К. Гаврюшин (МДА). Также о Несмелове писал петербургский философ Н. П. Ильин (1947–2023). Вполне очевидно, подытожил Игорь Борисович, что концепция Несмелова повлияла на развитие оригинальной философии русской религиозной мысли и, конечно, она будет продолжать оказывать на нее воздействие, находясь на стыке разных традиций, в том числе и византийской.
Далее слово было предоставлено Виталию Юрьевичу Даренскому, который в своем докладе «Гносеология В. Несмелова как ответ на секуляризацию сознания» обратил внимание на следующие моменты: Гносеологическая позиция Несмелова, на первый взгляд, кажется близкой картезианской: «Основание бытия, – писал Несмелов, – заключается в самом бытии, основание же познания о бытии заключается в самом человеке. И основания достоверности этого познания нельзя отыскивать вне человека, а только в самом человеке, потому что достоверность относится не к бытию, а только к человеческому познанию о бытии»; потому «бытие субъекта, как единственное бытие, известное самому себе, необходимо лежит вне всех возможных доказательств» («Наука о человеке»). Однако трактовка сущности субъекта познания у Несмелова отличается от принятой на Западе трансцендентальной трактовки. Несмелов вводит понятия «живого» идеала, «живой» субъективности, «живого» знания и «живого» мировоззрения, которые расширяют гносеологию субъекта практикой жизни личности. «Живое знание», по Несмелову, складывается из живых фактов самораскрытия субъективного бытия. Особенным у В. И. Несмелова является и метод внутреннего постижения духовного мира человека. Традиционное православное богословие рассматривало процесс постижения духовного мира «как откровение Бога человеку», т. е. богопознание шло «сверху вниз». Несмелов же идет в противоположном направлении — «снизу вверх», как «богосознание», при этом для него очевидно, что «последнее основание истины нельзя отыскать вне человека». Такой подход Несмелова является ответом на секуляризацию сознания, которая приводит к фетишизации «объективности», т. е. редукции содержания сознания к данным внешних.
В свою очередь Артем Павлович Соловьев в своем докладе «Ученики В. И. Несмелова по Казанской духовной академии и их философские труды» раскрыл основные философско-богословские идеи протоиерея Николая Петрова, М. Н. Ершова и И. И. Сатрапинско-го. Особый акцент был сделан на выявлении обличительных и апологетических тенденций в их трудах в контексте их отношения к современной им философии. При этом было отмечено, что у казанских мыслителей наблюдалось пристальное внимание к трудам русских внеакадемических религиозных философов, а также к зарубежной философии, в том числе и критически настроенной по отношению к христианству. Артем Павлович отдельно подчеркнул, что особенностью казанской духовно-академической философской школы была не антропологическая проблематика, как это зачастую утверждается, но проблема доказательств бытия Божия, а также обоснование этих доказательств через обращение к современным научным знаниям и философским течениям. В докладе особое внимание было уделено отношениям В. И. Несмелова и митр. Антония (Вадковского).
В завершение встречи выступил Илья Сергеевич Вевюрко, который в своем докладе «Эмоциональный язык в “Науке о человеке” В. И. Несмелова» озвучил следующие тезисы: хотя ряд авторов отмечает в «Науке о человеке» параллели с экзистенциализмом и персонализмом, в основном все они сводятся к естественным в историко-философской перспективе совпадениям, связанным с ходом развития философии как таковой. При этом трудной для раскрытия, в силу чрезвычайной плотности несмеловского текста, остается оригинальность его мысли, а вместе с тем, в силу сдержанности стиля казанского философа, и внутренняя мотивация, с которой работал Несмелов. Чтобы «отследить» эту мотивацию, нужно медленно и, быть может, не один раз перечитать «Науку о человеке» с карандашом в руках.
После докладов проходили оживленные дискуссии.
Запись круглого стола доступна по ссылке.