Главная / Византийский кабинет / Апрельское заседание «Византийского кабинета» в 2023 г. было посвящено памяти философа Ивана Александровича Ильина

Апрельское заседание «Византийского кабинета» в 2023 г. было посвящено памяти философа Ивана Александровича Ильина

Апрельское заседание «Византийского кабинета» в 2023 г. было посвящено памяти философа Ивана Александровича Ильина

4 апреля 2023 г. «Византийский кабинет» провел онлайн круглый стол  «Классик Русской национальной идеи. К 140-летию со дня рождения Ивана Александровича Ильина (28.03 ст. ст. / 10.04. н. ст. 1883 — 21.12.1954)». Организаторами мероприятия выступили доцент кафедры богословия Игорь Борисович Гаврилов и заведующий кафедрой иностранных языков, доцент священник Игорь Иванов.

В начале заседания священник Игорь Иванов (кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков СПбДА, доцент кафедры богословия СПбДА, руководитель проекта «Византийский кабинет» СПбДА, главный редактор научного журнала СПбДА «Труды и переводы») обозначил тематику и проблематику круглого стола и огласил его регламент.

Рисуок3

Тематика для обсуждения:

• Жизнь и труды И. А. Ильина
• И. А. Ильин о роли православия в духовном возрождении России
• Роль И. А. Ильина в формировании Русской идеи
• Философия культуры и философия права И. А. Ильина
• И. А. Ильин о национальном и патриотическом воспитании
• И. А. Ильин о самодержавии и русской государственности
• И. А. Ильин о византийской монархии
• Белая идея и миссия русской эмиграции в религиозной философии И. А. Ильина
• Религиозно-философское наследие И. А. Ильина и современность

Рисуок1

Затем со вступительным словом выступил кандидат философских наук, доцент кафедры богословия СПбДА, главный редактор научного журнала СПбДА «Русско-Византийский вестник» Игорь Борисович Гаврилов. 

Он начал свое выступление с оценки духовной миссии Русского зарубежья, его огромного вклада в познание России и напомнил присутствующим слова другого великого эмигранта, друга и собеседника Ильина, писателя И. С. Шмелева о том, что «русская эмиграция… открыла Россию миру, подлинный лик ее: высокую ее культуру». Эти слова можно отнести как ко всей миссии русской эмиграции первой волны, так и конкретно к творчеству И. А. Ильина, который особенно много сделал в эмиграции для раскрытия духовного облика России. 

Именно незнание и непонимание русского мира как уникального самобытного организма стало одной из причин катастрофы 1917 года. Поэтому среди русских изгнанников было широко распространено такое научно-просветительское и образовательное направление как россиеведение. В рамках исследования России И. А. Ильин прочитал за рубежом сотни лекций, среди которых, например, — цикл лекций «Сущность и своеобразие русской культуры». В центре его выступлений находилась великая русская классическая культура: «Гении России», «Александр Пушкин как путеводная звезда русской культуры», «Гоголь — великий русский сатирик, романтик, философ жизни», «Достоевский как человек и характер» и мн. др. Игорь Борисович назвал философа миссионером русской культуры. 

В своих трудах Ильин делал акцент на духовном смысле существования России и русской культуры. Для мыслителя Россия есть «цепь исторических явлений и образов… земное обстояние, подлежащее научному изучению. Но и самое это научное не должно останавливаться на внешней видимости фактов; оно должно проникать в их внутренний смысл, в духовное значение исторических явлений, к тому единому, что составляет дух русского народа и сущность России. Мы, русские люди, призваны не только знать историю своего Отечества, но и видеть в ней борьбу нашего народа за его самобытный духовный лик».

Игорь Борисович подчеркнул, что для Ильина «Отечество» всегда было не столько географическим или этнологическим понятием, сколько духовным. Он писал, что «только у духовного человека может быть Отечество, а любовь к Отечеству создает различие между человеком и зверем». Философ понимал Россию как «единый живой организм: географический, стратегический, религиозный, языковый, культурный, правовой и государственный, хозяйственный и антропологический».

В заключение своего выступления Игорь Борисович отметил, что издаваемый в СПбДА научный журнал «Русско-Византийский вестник» продолжает эту важнейшую традицию познавания России, специализируется на изучении наследия русских религиозных мыслителей. Уже вышли тематические номера, приуроченные к памятным датам Ю. Ф. Самарина, А. С. Хомякова, Ф. М. Достоевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Флоренского и др. Игорь Борисович выразил уверенность, что подготовленный совместными усилиями тематический номер «Русско-Византийского вестника», посвященный Ивану Александровичу Ильину, станет важной вехой в восстановлении исторической памяти о нашем великом соотечественнике, внесет новую лепту в возрождение православной России.

Далее выступил Юрий Трофимович Лисица (доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой религиоведения Миссионерского факультета, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва) c докладом «Переписка Ивана Ильина и Николая Метнера (1915–1954 гг.). Подготовка к изданию». Будучи издателем полного собрания сочинений И. А. Ильина, Юрий Трофимович кратко рассказал о более чем 30-летней истории собирания, переводов и подготовки текстов Ильина к изданию. Также он поведал о том, что книги Ильина пользуются громадным интересом в Германии, Канаде, Китае и Японии. А американский ученый Филипп Брейер осуществил перевод работы Ильина о Гегеле на английский язык. При этом американское правительство никак не поддержало его в этом предприятии.  Юрий Трофимович отметил, что к И. А. Ильину вполне приложимы такие эпитеты как «необычный» и «удивительный» мыслитель. После некоторых существенных наблюдений о роли И. А. Ильина в истории мысли ХХ в. Юрий Трофимович рассказал о многолетней дружбе Ивана Ильина и Николая Метнера, которая проявилась в обильном эпистолярном наследии, характеризующих особенности личности обоих деятелей русской культуры.

Затем слово было предоставлено Александре Ивановне Вакулинской (кандидату философских наук, научному сотруднику сектора истории русской философии ИФ РАН, г. Москва), которая сделала сообщение на тему «Ненаписанная книга Ивана Ильина. Опыт реконструкции курса “Миросозерцание и характер”». Александра Ивановна рассказала, что один из первых исследователей и хранителей архива И. А. Ильина Н. П. Полторацкий в биографическом очерке, посвященном философу, упоминал, что «Ильин хотел закончить до смерти еще три книги – о монархическом акте, об акте воспитании характера и об акте очевидности – но успел закончить только последнюю книгу («Путь к очевидности», 1957)» [Полторацкий Н. П. Иван Александрович Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение / Его же. Сборник статей. Tenafly (N. J.): Эрмитаж, 1989. С. 20.]. На сегодняшний день незавершенная работа, посвященная «монархическому акту» опубликована Ю. Т. Лисицей в рамках собрания сочинений под названием «О монархии и республике» (1994). А вот об исследовании, раскрывающем «акт воспитания характера» до сих пор ничего не было известно. 

При работе с архивом И. А. Ильина была осуществлена попытка реконструкции учебного курса «Миросозерцание и характер», который, по логике ранее написанных работ мыслителя, мог представлять собой основу так и не начатой книги. Знакомство с содержанием курса, сохранившимися конспектами лекций, а также воспоминания студентов-слушателей о занятиях по данной дисциплине, позволяют нам утверждать, что акт воспитания характера, по мнению Ильина, непосредственно был соотнесен с тем, что Святые Отцы писали о процессе построения духовной жизни. Аскетические практики, направленные на воспитания волевого начала, обуздание воображения и бессознательного, устремленность к совершенно-лучшему (Богу) — все это должно было сопутствовать «построению себя». 

Затем слово взял Александр Аркадьевич Корольков (доктор философских наук, профессор кафедры философской антропологии и истории философии Института философии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, академик Российской академии образования, СПб.), представив доклад на тему «Философия как духовное делание». В нем, в частности, Александр Аркадьевич так охарактеризовал значение И. А. Ильина: он всем своим творчеством указывал и расчищал пути для духовного делания и в философии, и в науке о праве, и в искусстве; он сблизил философию и религию до родственности — это обнаруживается не только в его классических трудах «Аксиомы религиозного опыта», «Путь духовного обновления», но даже в лекциях и письмах. Только у Ильина прозвучал однозначный тезис — «философия по содержанию своему есть религия». В этом он видел духовную ответственность профессионального занятия философией.

Далее выступила Галина Викторовна Скотникова (доктор культурологии, академик Академии российской словесности, профессор кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры, ведущий научный сотрудник сектора «Актуальные проблемы современной художественной культуры» Российского института истории искусств, СПб.), сделав доклад «“Россия есть живой организм”. И. А. Ильин — наш духовный соратник».   Прежде всего, Галина Викторовна подчеркнула, что великий русский философ, И. А. Ильин «писал и жил только для России». Этот «одинокий мыслитель» (по слову М. В. Нестерова), высланный из России в 1922 году, идя в эмиграции путем совершенно самостоятельным, вышел на материк русской философии, став представителем её магистрального направления — метафизического персонализма. Именно это позволило философу увидеть духовную сущность и масштаб проблем разного уровня (геополитических, экономических, нравственных, художественных), показать сквозь призму государственных и   неразрывно связанных с ними личностных ценностей высоту тех национально-державных задач, которые были «возложены на России Богом и судьбой». 

Галина Викторовна особо отметила, что позитивистские идеи наших соотечественников конца XX — начала XXI века (разделение СССР на 41 штат, сибирский сепаратизм, встраивание в систему транснационального глобализма), подносимый современным Западом  «фитиль к распаду нашей страны» (В. В. Путин) делают наследие   И. А. Ильина фундаментальной духовной опорой. Творчество философа раскрывает Россию как целостный, исторически сложившийся, не подлежащий расчленению «живой организм», в самоощущении и осознанном единстве, с которым русский человек постигает высший смысл жизни.

В свою очередь Аркадий Юрьевич Минаков (доктор исторических наук, профессор исторического факультета и директор Зональной научной библиотеки Воронежского государственного университета, преподаватель Воронежской духовной семинарии, г. Воронеж) в докладе «Некоторые ключевые моменты интеллектуальной биографии И. А. Ильина» показал, что И. А. Ильин теперь воспринимается как центральный персонаж философской мысли ХХ в., и более того, его идеи чрезвычайно актуальны в наше время. Аркадий Юрьевич описал ситуацию, как воспринималась статья И. А. Ильина «О расчленении России» в конце 1980-х гг. и как сбылись многие его предвидения катастрофических событий в русской истории. Размышляя о становлении И. А. Ильина как мыслителя, Аркадий Юрьевич отметил, что Ильин прошел типичный путь русского интеллигента начала ХХ в.: «слева — направо». Без понимания его опыта изживания иллюзий либерализма, идеи Ильина могут быть не вполне понятны. Исследователи также пытались его приписать к разным направлениям: гегельянству, феноменологии, философии жизни. Но Ильин оказался несводимым ни к одной из философских школ, а с появлением трактат «О сопротивлении злу силой» (1915) заявил о себе как о самобытном мыслителе. Далее он всё больше и больше становился подлинным Ильиным, каким и знает теперь его история философии.
 
Продолжил разговор о специфике мысли русского философа Максим Михайлович Шевченко (кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва), сделав доклад «Исторический опыт Императорской России в политической философии И.А. Ильина». Максим Михайлович отметил, что в сочинениях Ильина наблюдаются отсылки к трудам таких русских историков, как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, И. Е. Забелин, а также византинист П. В. Безобразов. История для Ильина была развитием духовного обновления человечества, а Россию он воспринимал как живой общественный организм, в котором каждый человек осуществляет свой нравственный выбор, следуя или нет за Христом Царем. Неадекватным выражением этой свободы и были сентиментальный анархизм и секулярный гуманизм, исподволь проявлявшиеся в русском либерализме. Что касается монархических убеждений, то Ильин был однозначно монархистом, но при этом беспартийным и непредрешенцем. Интересен был его принцип так называемого «перебора», согласно которому граждане могли дать отвод тому или иному согражданину при его выдвижении на государственные должности. Ильин многократно подчеркивал надсословный характер политики русских императоров XIX в., стремящихся создать класс свободных земельных собственников. Идея свободной крестьянской частной собственности была вполне созвучна концепции консерватизма, и при должной реализации могла бы стать твердым фундаментом русского государства. В связи с этим вполне понятно, почему либералы всячески противились ее осуществлению. Ильин прямо писал, что февральская революция 1917 г. погубила эти подлинные демократические тенденции в русском обществе, связанные также и с кооперативным движением начала ХХ в. В любом случае, крестьяне могли как выделяться из общины, так и оставаться в ней на свободных основаниях. В завершении доклада Максим Михайлович дал характеристику интерпретации Ильиным политики русской монархии на мировой арене.

В завершении встречи священник Игорь Иванов представил презентацию на тему «Византизм и византийская монархия в понимании И. А. Ильина» (по публикации: Ильин И. А. О монархии и республике // Его же. Собрание сочинений в 10-ти тт. М., 1994. Т. 4. С. 415–527.). В ней он рассмотрел византийский идеал правителя, а также аспекты искажения этого идеала и пути решения «проблемы тирана». Удерживающим от разрухи в душах, умах и делах по Ильину может быть только религиозная совесть: «Если охватить все это единым взглядом, — всю эту цельность правосознания и все его жизненные задания, — то мы неизбежно придем к тому выводу, что правосознание есть в конечном счете некая духовная дисциплинированность инстинкта, которая вызывает в нем живое чувство ответственности и сообщает ему известное чувство меры во всех социальных проявлениях человека. Именно так и обстоит на самом деле. Человек, одаренный живым правосознанием, инстинктивно чувствует предел своих полномочий, внутреннее понуждение к исполнению своих обязательств и обязанностей и некое отталкивание от запретных действий. В глубине его души живет легкий «удерж», который мешает ему совершить запретное, причем этот «удерж» всегда находит для себя глубокую санкцию в совести и высокую санкцию в религиозности». 

Именно развитая религиозная совесть есть отличительное свойство монарха в силу его духовной ответственности за свой народ перед Богом. Конечно, такое ожидание может быть применимо к любому правителю с развитой и адекватной религиозностью. Однако именно с монархом связывает И. А. Ильин личную праведность, правосознание и правопорядок: «Так или иначе, но к самой сущности монархического правосознания принадлежит идея о том, что царь есть особа священная, особливо связанная с Богом и что именно это свойство его является источником его чрезвычайных полномочий, а также основою чрезвычайных требований, предъявляемых к нему, его чрезвычайных обязанностей и его чрезвычайной ответственности. Именно поэтому он призван — искать и строить в себе праведное и сильное правосознание. Эти обязанности суть прежде всего обязанности внутреннего духовного делания и самовоспитания; они должны осмысливаться как религиозные».

В конце доклада был сделан вывод, что по Ильину желательно, чтобы именно царь в силу своего особого образа служения обществу максимально стремился воплощать в себе нравственные идеалы. Но при этом важно, чтобы и его подданные соответствовали такому же устроению, то есть каждый «призван — искать и строить в себе праведное и сильное правосознание». При конгруэнтности этих царственных настроек в обществе как целом и возможна, пожалуй, монархия как таковая (когда Христос как Царь правит умом, просвещающим сердце).

В заседании круглого стола также участвовали:

•    Николай Ильин (СПб), родственник И. А. Ильина.
•    Михаил Васильевич Жеребцов, предприниматель, околоцерковный общественный деятель.
•    Екатерина Александровна Данилова, аспирант Института Наследия им. Дмитрия Лихачева.

Запись круглого стола доступна по ссылке.