Главная / Точка зрения / С. Л. Фирсов: «Полностью уничтожить то, что называется “отпечатком времени”, невозможно…»

С. Л. Фирсов: «Полностью уничтожить то, что называется “отпечатком времени”, невозможно…»

С. Л. Фирсов: «Полностью уничтожить то, что называется “отпечатком времени”, невозможно…»

Летом 2021 года выходит в свет новая книга профессора Санкт-Петербургской духовной академии, доктора исторических наук Сергея Львовича Фирсова «”Якорь спасения”. Православная Церковь и Российское государство в эпоху императора Николая I. Очерки истории».

По традиции в преддверии выхода книги Издательство Санкт-Петербургской духовной академии публикует беседу автора книги — С. Л. Фирсова с директором Издательства Д. В. Волужковым.

***

- Сергей Львович, за восемь лет работы Издательства это первая Ваша книга, которая выходит у нас. Как так получилось?

- В определенном смысле случайно. В последние годы я больше занимался изучением «морфологии политической сказки», нежели историей Русской Церкви. В этой связи представлялось более логичным публиковать результаты исследований не в церковном, а в светском издательстве. По этой причине, к примеру, несколько моих работ появилось в петербургском издательстве «Вита Нова» (в том числе, книга «На весах веры. От «коммунистической религии» к новым “святым” посткоммунистической России»; «Победоносцев. Интеллектуал во власти», «Ленин. Сотворение мифа» и «Сталин. Миф и образ»). В светских издательствах Москвы и Санкт-Петербурга увидели свет несколько написанных мной учебников по истории Отечества, где, конечно же, шла речь и о Церкви, но основной материал был посвящен иным сюжетам. При этом я всегда думал подготовить специальную монографию, целиком посвященную церковной проблематике, которая могла бы заинтересовать именно Издательство Санкт-Петербургской академии. Достаточно давно занимаясь исследованием состояния Православной Российской Церкви эпохи императора Николая Павловича, я надеялся составить отдельную книгу очерков по указанной теме, предложив ее именно Издательству академии. В 2021 г. это оказалось возможным, за что я искренне благодарю всех, кто мне в этом активно помогал.

- Первая попытка нашего сотрудничества была предпринята еще в 2014 году. Однако не сложилось…

- Да, Вы правы. Тогда обстоятельства сложились таким образом, что опубликовать мой учебник, посвященный истории России Новейшего времени (от революции 1917 г. до начала 2010-х гг.), в силу разного рода технических причин оказалось невозможным. В результате, данный учебник увидел свет в Издательстве РХГА.

- Насколько я знаю, у Вас ежегодно в разных издательствах выходят несколько книг. Чем Вас привлекло наше, столь маленькое, издательство?

- Как я уже говорил, у меня выходили книги в издательстве «Вита Нова» и в издательстве РХГА. Кроме того, я издавался в московском издательстве «Ю-Райт», специализирующемся на издании учебной литературы, в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в издательстве «Сатисъ», в издательстве РГПУ имени А. И. Герцена и в некоторых других. Но выход моей книги в издательстве Санкт-Петербургской духовной академии для меня исключительно важно прежде всего потому, что в течение многих лет я имею честь читать в стенах академии лекции, посвященные как истории России XIX века, так и историографии церковной истории Русской Православной Церкви. Книга, посвященная церковной проблематике эпохи императора Николая I, таким образом, вполне вписывается в круг моих профессиональных интересов, реализуемых при чтении академических лекций, и для меня будет и приятно, и почетно увидеть эту книгу выходящей в академическом издательстве.

- Ваша книга представляет собой переработанный цикл статей, опубликованных в 2004–2020 гг. в различных журналах. Насколько глубокой переработке подверглись статьи в процессе подготовки данной монографии?

фото
Обложка книги «”Якорь спасения”. Православная Церковь и Российское государство в эпоху императора Николая I. Очерки истории»

- Действительно, церковной историей второй четверти XIX века я занимаюсь уже много лет, первые работы на эту тему появились в печати еще в самом начале нынешнего столетия. Опубликованные в разных — церковных по преимуществу — журналах и сборниках в разное время, они не давали возможности составить целостную картину того, что можно назвать собственно историей Церкви и церковно-государственных отношений в 1825–1855 гг. Лишь собранные воедино, определенным образом составленные и логически связанные друг с другом, эти статьи могли стать именно книгой очерков. Понятно, что составляя очерки, я в некоторых случаях исправлял допущенные там ошибки и неточности, но в целом не трогал основной текст.

- В своей рецензии на Вашу книгу Леонид Владимирович Выскочков — известный ученый, доктор исторических наук, профессор кафедры Истории России с древнейших времен до XX века Института истории СПбГУ, отметил: «Естественно, статьи С. Л. Фирсова носят отпечаток того времени, когда они создавались и публиковались». Что это означает?

- Это означает, что историческая наука не стоит на месте, она развивается. Появляются новые работы, затрагивающие эпоху императора Николая I, о которых следует упоминать, сноски на которые необходимо дать для того, чтобы ученые, занимающиеся данной проблематикой, понимали: автор, публикуя свою книгу, составленную из работ, выходивших в течение последних 15–17 лет, знает современную историографию, учитывает ее. Однако полностью уничтожить то, что называется «отпечатком времени», разумеется, невозможно. Ряд статей я задумывал еще в конце 1990-х гг., опубликовал впервые в начале 2000-х и воспринимать их следует, исходя из этих временных обстоятельств, учитывая состояние исторического знания о Православной Российской Церкви 1825–1855 гг. двадцатилетней давности.

- В аннотации книги говорится, что в ней «исследуются вопросы, могла ли Православная Церковь отвечать на вызовы времени и противостоять наступающему секуляризму». Так могла ли?

- Ответить на поставленный вопрос не так просто, как может показаться на первый взгляд. Опасность секуляризма, конечно, осознавалась — и членами Св. Синода, и обер-прокуратурой, и теми активными мирянами, кто следил за религиозной жизнью императорской России. Однако правильно поставленный социальный диагноз не всегда позволяет определить те «лекарства», которые позволят излечить или хотя бы приостановить развитие той или иной социальной болезни. В эпоху Николая I о нарастании многочисленных проблем, связанных с жизнью и развитием империи и Православной Российской Церкви, много писали и говорили люди разных идеологических и религиозно-политических направлений (достаточно вспомнить славянофилов и западников). Задумывались об этих проблемах и власть предержащие. Но ясного и четкого плана противодействия тому, что иногда называют «духом времени» (включавшем и упомянутый секуляризм) не было ни у кого. Да и вряд ли такой план мог быть разработан в принципе. Православная Церковь в лице ее просвещенных иерархов и богословов также не могла не видеть опасности, порождавшиеся временем, но видя эти опасности, она не могла принимать самостоятельные решения, противодействуя им. Она могла следовать в русле общей политики самодержавия, олицетворявшегося тогда императором Николаем I, чья эпоха не случайно получила название времени «апогея самодержавия».

- Второй вопрос, который рассматривает книга: «Отвечала ли Российская империя эпохи Николая I своему предназначению: охранять и приумножать объявленные государственными ценности — “православие, самодержавие, народность”, — названные “якорем спасения”, который должен был предохранить державу от революционных потрясений». Отвечала?

- С формальной точки зрения, отвечала. Но уже то, что известная триада называлась последним «якорем спасения» было симптоматично. Показательно, что сформулировавший триаду граф С. С. Уваров в частных беседах утверждал, что будет считать свою жизнь не напрасно прожитой, если ему удастся отодвинуть революцию в России на 50 лет. Как мы знаем, революция была отодвинута даже на более длительное время. Но сама постановка вопроса показательна. В том, что революция рано или поздно случится, умный и просвещенный граф С. С. Уваров не сомневался (как не сомневался, к слову сказать, и К. П. Победоносцев, говоривший о неизбежности революции несколько десятилетий спустя, уже в эпоху императора Александра III).

- Традиционно о творческих планах. Сергей Львович, Вы предполагаете далее сотрудничать с нашим Издательством?


Наши авторы - С. Л. Фирсов и А. Ю. Митрофанов на Круглом столе Исторического общества, посвященном состоянию воспитательного процесса в духовных семинариях в начале XX века.
Книжная гостиная, 24 мая 2018 года

- В ближайшее время я должен дописать учебник по Синодальной истории Православной Российской церкви, который, надеюсь, увидит свет в следующем году. Этот труд должен иметь статус официального учебника, предназначенного для использования в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. Данное обстоятельство накладывает на меня большую ответственность, которую я попытаюсь, по мере возможностей, оправдать.
Что касается публикаций в Издательстве Санкт-Петербургской духовной академии, то должен сказать, что у меня имеются на этот счет определенные надежды. Быть может, через некоторое время я смогу предложить для публикации книгу очерков, посвященных св. прав. Иоанну Кронштадтскому, жизнью и служением которого давно занимаюсь. Как и в случае с ныне выходящей из печати книги, это будет сборник многочисленных работ, писавшихся и публиковавшихся в течение последних 25 (если не более) лет. Пока так. Дальше — посмотрим!..

IMG_7358