Максим Тарасов. "Наука для лентяя: очерк о поездке на конференцию"
Сотрудник Издательства и, одновременно, аспирант Академии Максим Тарасов пробует свои силы в жанре беллетристики, рассказывая о своей поездке на конференцию в Таллин.
Мы от всей души желаем Максиму успехов на новом для него поприще и надеемся, что в недрах Издательства появился свой литературный талант.
Итак, встречаем:
МАКСИМ ТАРАСОВ.
"НАУКА ДЛЯ ЛЕНТЯЯ: ОЧЕРК О ПОЕЗДКЕ НА КОНФЕРЕНЦИЮ"
Вы все еще не знаете – как это, съездить на церковную конференцию? Тогда эта статья для вас. Из нее вы сможете узнать, как конференцию воспринимает непосредственный участник. А официальную информацию о этой конференции можно посмотреть на сайте Эстонской Православной Церкви.
Все началось не так давно. Теплый ветерок вдоль Обводного свидетельствовал, что идет вторая половина сентября. Я уверенно и расслабленно заседал за рабочим местом в Издательстве Академии. Суровые черты лица, а также пристальный взор на экран показывали, что работа как будто идет полным ходом. Однако внимательный наблюдатель заметил бы бегающие в беспорядке зрачки и засыпающие глаза. Что в тот момент кружилось в голове? Может: «Эх... Какой вкусный кофе был. Но уже закончился. Третью чашку пить совсем неприлично...». Но, вдруг, нежданный гость распахнул входную дверь, так что даже чашки в углу Книжной гостиной зазвенели. Отец Константин Костромин, несмотря на загруженность многими учеными делами, все же не прочь заглянуть на чашечку «издательского» кофе. Разговоры под кофеек – отличная терапия. Здесь, в издательстве, можно услышать диалоги как о самых насущных социально-политических проблемах, так и особенностях древнерусского церковного права. Но в этот раз мы услышали несколько слов о деятельности свмч. Платона (Кульбуша), епископа Ревельского.
О. Константин упомянул, что обращался в Эстонию в надежде на сотрудничество, но неудачно. Я, естественно, сразу воспользовался поисковой строкой, чтобы узнать, кто это. В нашем исследовательском деле главное, чтобы статья была в Википедии, а там уже выкрутимся.
Оказалось – новомученик, активный эстонский православный деятель начала XX века. «Да, – думаю, – надо изучать… Но только не я… У меня вон сколько дел. Весь рабочий стол заполнен неотложными ярлыками». С такими мыслями занялся все-таки делом.
Осенние деньки двигались спокойным темпом, и вот уже середина октября. Вновь надо мной висит лампа, похожая на три лопасти вертолета. Лежу в комнате. «Хорошо-то как…». И тут сообщение. Вконтакте, естественно. В наше время обычные смс-ки приходят разве что в виде рекламы, или информации от банка и оператора. Оказалось, что дорогой мой друг, священник Григорий Борисов, приглашает меня в Эстонию на международную конференцию. А ведь ничто не предвещало беды! Первая промелькнувшая мысль была: «Ну почему я... столько людей на планете Земля! А так хорошо лежалось...». «Конечно, о. Григорий, приеду. Не вопрос», – пишу. Вы все еще думаете, что площадку, где бы выступить, нужно искать? Не тут-то было. Она сама вас найдет! Нужно всего лишь поучиться в Академии 6 лет
Чем характеризуется настоящий лентяй? Он очень занят, у него ни на что нет времени. Но в этой ситуации и минимального времени не было. Согласно установленным срокам, заявку нужно было подать за неделю до нашего общения. К счастью, если исследователь очень хочет поучаствовать, то в большинстве случаев делают исключение. В информационном листке конференции была обозначена историческая секция «Как изучать историю края? Разговор с профессиональными историками Церкви». Моему рациональному «процессору» потребовалась пара дней. Знаете, какой наилучший способ сосредоточиться и породить мысль? Если вы истинный лентяй, то вы меня поймете. Полежать. Никуда не спешить, расслабиться. Но есть одно «но». Необходимо четко для себя сформулировать вопрос или проблему, которая стоит перед вами как исследователями.
Вот такое банальное средство и помогло мне придумать тему для выступления, и отправить заявку.
Изначально я просто предполагал порассуждать на тему истории прихода. К счастью, до самой конференции был целый месяц. Ох... Сколько я боков отлежал, пока сформулировал основные тезисы… А сколько раз наслаждался прогулкой в Митрополичьем саду... Даже сами деревья не вспомнят, как часто я с ними разговаривал на этот счет.
В итоге мне осталось лишь немного сконцентрироваться и создать текст.
Пока доклад получал конкретное словесное выражение, заинтересовало место проведения конференции. Школа св. Иоанна Богослова в Таллине. Одно только название звучит интригующе. И, как вы думаете, я искал о ней информацию? Спасибо науке за создание Интернета! Упорядоченный сайт, интересная эмблема. Желание попрактиковать английский вынудило меня нажать иконку с английским флагом на официальном сайте школы. Я был потрясен.
«…Учителя как носители христианского духа стремятся создать в школе атмосферу, которая больше способствует обучению христианству, чем просто преподавание одного часа в неделю Закона Божия … Школа соединяет вечно живое предание Церкви и современную жизнь, которая окружает сегодня детей из православных семей». Какой здоровый и взвешенный образовательный принцип, какая сознательность! Для выпускника обычной постсоветской школы это звучало неожиданно. С этого самого момента желание попасть на конференцию росло с каждым днем. И это, между прочим, способствовало делать доклад более качественным.
Весь мой предыдущий опыт, все, чем я занимался в Академии, было полезно для этого доклада. Работа в Российском Индексе Научного Цитирования позволила легко ориентироваться в исследованиях наших преподавателей. Лекции Петра Евгеньевича Бухаркина по истории литературы помогли понять логику гуманитарных исследований. Философия науки, а точнее классическая книга Томаса Куна и лекции прот. Кирилла Копейкина стали фундаментом отношения к современной науке. Интерес к истории моего родного храма включил меня в тему, а церковное прошлое моих предков, с которым я познакомился этим летом, помогло проанализировать исследовательские подходы. В литературном оформлении доклада я ориентировался на «Книгу Деяний апостольских», которую мы как раз читаем в оригинале на уроках греческого языка. Иными словами, собрал все мысленные детали в один конструктор Lego.
Таким образом, не прилагая дополнительных усилий, мне удалось составить материал для конференции, превышающий допустимый регламент. Замечу, что и в таком виде материал отразил лишь малую часть того, что осталось в голове по этой теме. Вы все еще думаете, что я сидел и часами изучал книги, заучивал цитаты? О, нет. Как типичный бездельник, я просто общался. Но общался сознательно и по теме. Среди моих собеседников почти не осталось тех, кому я не прожужжал уши о своем докладе. Вот эти беседы и породили совокупность знаний, умение ориентироваться в теме. Нужно ли заниматься зубрежкой истории в таком случае? Для сдачи экзамена – безусловно, а для понимания сути – это вряд ли. История отражает то, кем мы являемся, что для нас важно, так что, если что-либо совершенно забыто, значит, мы этим не дорожим.
Время неуклонно двигалось вперед. Наш новый ректор, епископ Петергофский Серафим на деле готов поддерживать молодых исследователей. Он выделил мне копеечку на проезд.
Все билеты были куплены, все прошения подписаны…
Шесть часов в автобусе прошли почти незаметно. Можно и фильм посмотреть, и телефон зарядить, и вай-фаем пользоваться. Что бы вы с собой не брали в такую ученую поездку, главное – заранее распечатать текст доклада и взять флешку с презентацией. Я, конечно, текст не распечатал, и неоднократно об этом пожалел.
Здравствуй, Таллин!
На месте меня принял о. Григорий, один из организаторов конференции. Сколько церковных и бытовых вопросов мы обсудили в тот вечер под чаек с бергамотом? Знают только стены его квартиры.
Уже в пятницу 16-го мы попали в эту Иоанно-Богословскую школу. Здесь на фото директор Ливийка Саммул показывает школьный флаг.
Все посетители носят там сменную обувь, и мы решили не нарушать школьных традиций.
Само заведение произвело на меня восторженное впечатление. Ни тебе звонков, ни поднимания руки, ни закрытых пространств, ни оценок до 7 класса. Такое чувство, будто я попал в кружок по интересам, где каждый наслаждается процессом. И никто не делает замечаний, когда ученики активно на всю аудиторию обсуждают тему занятия, а учитель эмоционально, «с руками» раскрывает содержание предмета. И, в то же время, по утрам в школе молебен 15 минут, в начале и в конце урока молитва, много икон и крестов. Все пронизано церковным присутствием.
Ежемесячно каждый класс посещает богослужения в ближайшем храме. И это при том, что большинство учеников из нерелигиозных семей. В школе каждый пятый из русскоязычной семьи, и примерно столько же детей с особенностями развития. Детишки бегают по коридорам и выпаливают незнакомцам: «Tere!», «Tere!», «Tere!». Здороваются. На следующей фотографии я как шпион пытаюсь зафиксировать учебный процесс.
В школе такого характера сама собой напрашивается тема конференции «Молодежь: свобода и ответственность».
С самого утра я познакомился с основным организатором конференции – профессором Ириной Петровной Пярт.
Если оценивать таких людей по формальным признакам, то складывается впечатление, что они гении, люди с другой планеты. Ирина Петровна преподавала в Таллине, Великобритании, а сейчас профессор университета в Тарту и в Национальном ядерном университете МИФИ. Как такие люди живут? Когда они отдыхают? Я, например, насколько раз в неделю играю в настольный теннис, много общаюсь с близкими, гуляю на свежем воздухе (насколько он может быть свежим в мегаполисе, но это другой вопрос). И думаю, что так у каждого. Есть время трудиться, а есть время отдыхать. Как и религиозная сфера – это не система случайных запретов, а более полноценная жизнь в Боге, так и наша научная деятельность не должна быть мучением, а реализацией своего интереса, полнотой интеллектуальной жизни.
Первый день конференции принес массу сюрпризов. Было такое чувство, будто старые друзья собрались на встречу выпускников. Только эти – выпускники церковной школы, строгой системы образовательного учреждения. Они могли поделиться серьезными теоретическими и практическими наработками в сфере молодежного служения. Особенно же произвел впечатление простой и открытый характер митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения (Решетникова). Хочу заметить, что он провел на конференции полных два дня. Не ушел, не спешил, нашел для этого время. Владыка Евгений выразительно описал дух этого мероприятия: «Когда все организованно строго, регламентированно, то видно все недочеты и несостыковки. Когда же организация простая, без строгости, по-человечески, то все будто само течет в правильном направлении» (цитирую по памяти).
Помимо традиционных официальных приветствий, начало мероприятия ознаменовалось песенкой от воспитанников школы. Они исполнили песню о Христе, о Богоматери, о грешном человеке. Причем это был некий «островной» акцент эстонского языка, так что не только приезжие не понимали слов.
Доклады не давали возможности отвлечься, хотя параллельный перевод пленарных докладов на эстонский слегка утомил слушателей. Многое из сказанного на этом мероприятии стоит поведать церковному сообществу. Многое необходимо учитывать при служении в молодежной среде. Целый блок записей появился в моих заметках в телефоне.
С научной точки зрения меня больше всего обогатил доклад таллиннского психотерапевта с многолетним стажем Владимира Киреева. Он раскрыл, как лучше родителям понимать своих детей, а потом дал целую схему взросления человека от бессознательности до умения исполнять долг.
С эмоциональной точки зрения порадовал доклад, а точнее, вдохновенная речь священника Георгия Пименова. Можете обвинить меня в пристрастном суждении, так как мы с ним трудимся на одном приходе в Воскресенском соборе у Варшавского вокзала.
Важнейшая мысль, которая мне в итоге пришла, звучит просто. Человеку, молодому в особенности, нужно общение. Даже вся наша духовная жизнь состоит как будто из общения. Слово Божие – это Евангелие, слово о Боге – это теплое общение с ближним, слово о Боге – это Евхаристия, слово к Богу – это молитва. Эта схема, конечно, искусственная. Тем не менее, она подводит к пониманию, что опытный христианин может содействовать молодому человеку, в основном, своим примером и своим общением. Священник должен уметь говорить, слушать, принимать, сопереживать, поддерживать, выражать мысль. И все эти качества не формируются сами по себе. Это может прийти только при усердной работе над собой. Ведь и научные конференции собираются для общения. Новые знакомства, новые научные подходы. Интенсивные обсуждения в кулуарах завлекают не менее чем доклады. Будь то кофе-брейк или совместный ужин – вы точно не услышите тишину.
Однако конференция оценивается не только интенсивностью обсуждений и качеством докладов. Еще важнее в таком мероприятии организация последовательности выступлений, структурированный дискурс, так сказать.
В нашем случае доклады настолько грамотно были расположены, будто мы все вместе разбираем учебник о том, как все-таки Церкви работать с молодежью. Сначала было определение фундаментальных понятий и постановка цели, затем богословское осмысление, организация такой работы, конкретные виды деятельности и ее элементы. Строго практические, личные, эмоциональные выступления были как будто продолжением научных структурированных схем.
Примечательным было выступление главы городского собрания мистера Кылварта, который оказался вдумчивым и тонким оратором. Он подчеркнул, что истинная интеграция и объединение невозможны без осознания фундаментальных законов жизни человечества, о которых и говорит Церковь.
Разнообразило конференцию наличие круглых столов. Мне посчастливилось попасть на круглый стол священнослужителей. Хотя это были стулья, стоящие в круг, а не стол. На нем обсуждалось в небольшом кругу пастырское окормление молодежи и его методы. Это была увлекательная беседа со священнослужителями, которые понимают серьезные проблемы, стоящие перед Церковью, и готовы с этим что-то делать. О. Константин Лазукин из Вильнюса рассказал о молодежных мероприятиях в их епархии. Несколько раз в год в обычном ресторане они проводят нечто наподобие игры «Что? Где? Когда?». У них успешно функционирует школа волонтеров и проходит «евангельское кафе». Что особо важно – местные епископы сидели вместе с нами, слушали, делились опытом. Это и обескураживает, и вдохновляет, и радует.
Даже для историков, в том числе и для меня, нашлось место на этом мероприятии. Ведь заниматься историей, сохранять память народа, Церкви – тоже задача активной молодежи. Вдохновить молодого человека на изучение прошлого, на осмысление того, кем он является – тоже наша общая задача. Для меня в этом отношении служат примером преподаватели нашей кафедры церковной истории в Академии. И дело не в том, что меня кто-то ведет за руку. Нет. Они подают пример, и это уже немало.
Осмысляя свой интерес к истории, я и пришел к необходимости рассказать о важности изучения своего прихода. Хорошо ли у меня получилось? Сложно сказать. Переживал ли я? Конечно! Но больше переживал за то, что получил свой распечатанный текст за пять минут до выступления, чем за само выступление. Видимо, когда это уже четвертая столица (с учетом Петербурга), в которой я участвую в конференции, то переживаний о самом выступлении почти нет. Зачем нервничать? Все ведь уже было сделано до этого. Материал осмыслен на диванчике, текст написан в момент вдохновения. Нужно было просто это зачитывать и вовремя переключать слайды. Один из слушателей подошел и сказал, что материал интересный и подан великолепно. Я был благодарен, но как-то даже растерян. Наше воспитание, как правило, предполагает, что на публике говорят только хорошее, а о недостатках говорят только в кругу близких.
На единственный вопрос от слушателей я, кажется, ответил достойно. В таком собрании важно отвечать именно на поставленный вопрос. Неприятно, когда люди пытаются выкрутиться из положения, а ответа нет. Иногда стоит прямо сказать: «Не могу ответить». Конечно, когда ты чувствуешь себя в теме как рыба в воде, то большинство вопросов можно предвидеть. Это мне напоминает диалог со скептиком, с неверующим. Не на все вопросы можно качественно ответить. Даже если в ходе активного мыслительного процесса у вас сформировалось цельное христианское мировоззрение. Кто может сказать, что у него мировоззрение сформировано хотя бы удовлетворительно? Я – нет. А вы?
На этой же секции удалось услышать и об особенностях служения владыки Платона (Кульбуша). При этом мы обсудили важнейший вопрос – как рассказывать о подвиге новомучеников молодому поколению. Возможно, нам стоит искать какие-то эмоциональные средства, которые могли бы показать и передать на чувственном уровне сокрушительную трагедию всего XX века. Ведь для сегодняшнего человека умереть, как когда-то, за Христа – безумие.
На параллельной секции выступил и еще один академический собрат. Павел Молчанов, наш друг, коллега и выпускник магистратуры СПбДА, примчался в Таллин, чтобы поделиться своими мыслями об особенностях возрастной психологии. Кстати, с ним рядом на фото тоже наш выпускник – диакон Илья Липилин.
Доклады завершились. Прочитана благодарственная молитва. Поскольку это была суббота, мы отправились на Всенощное бдение. И тут эстонские особенности церковной жизни начали раскрывать себя. Меня и Павла Молчанова подвозил до храма Сергей Мянник, ни много, ни мало член Священного Синода Эстонской Православной Церкви. Открытая дружеская беседа с опытным и влиятельным человеком порадовала и озадачила, предоставив новые идеи для осмысления.
Служба в соборе Александра Невского прошла спокойно, слаженно. Маленькие нюансы приходской жизни всегда бросаются в глаза. Так, например, при большом количестве священников свечи им на полиелей выносят в такой коробочке.
Вызвал улыбку диакон, читавший прокимен на солее. Шпаргалка с текстом была прикреплена булавкой к внутренней стороне ораря, у самого его края.
После службы был дружеский ужин для всех докладчиков в скромном кафе. Пообщались. Поистине, пути Господни неисповедимы… Мужчина, который нас обслуживал, много-много лет назад играл в шахматы с еще юным Алексеем Ридигером, будущим патриархом.
Воскресная литургия. Вот что удивительно в нашей церковной жизни, так это некоторое единообразие. Звучал дорогой сердцу обиход и любимые произведения. О том, что я в Эстонии, свидетельствовали эстонские ектении, возгласы и дублирование Символа веры. У меня на этих богослужениях была возможность и помочь облачать митрополита, и почитать шестопсалмие, и выходить с рипидой. Как и у нас в Академии, мы молились об Украине. Доверительную обстановку отражает небольшая сцена. Уже глубоко пожилой священник в больших белых кроссовках (возможно, больные ноги) под подрясник подошел к епископу со словами: «Благослови, драгоценнейший Владыко!».
Собор Александра Невского – поистине произведение искусства. Причем, расположен он на самой верхней точке города, прямо возле правительства Эстонии. В стенах собора меня ожидал сюрприз. Наш церковный мир на самом деле совсем небольшой, судьбы тесно переплетены. Куда бы ты ни ездил, кругом удивительные встречи. В маленькой трапезной собора я разговорился с семьей Ручкиных: протоиереем Александром и матушкой Валерией. Оказалось, что они учились в нашей Академии вместе с моими родителями в начале 80-х. Такие совпадения удивительным образом соединяют людей. Еще две минуты до этого мы чуть ли не с подозрением кушали красный борщ, а теперь с теплыми чувствами делимся воспоминаниями. Как приятно быть своим в обществе, даже если это и не твоя заслуга!
Виктория, одна из певчих собора, любезно согласилась показать мне старый город несмотря на то, что был прохладный крепкий ветерок. Узкие улочки, предновогодняя ярмарка, веселая молодежь, легкий дождик. В общем, замечательный воскресный образ североевропейского города. Вид с просмотровой площадки оставил сильное впечатление, хотя именно общение, как и всегда, подарило чувство легкого вдохновения.
Уже вечером мы с о. Григорием отправились в гости к его родственникам. В ожидании ужина пришлось поиграть в настольный теннис с маленьким парнишкой лет, этак, двух. Отсутствие стола нам никак не помешало.
Вот сидим мы, общаемся. Молодой паре буквально по 25 лет. Их жизнь наполнена трудами и заботами. Они учатся той деятельной любви, которая есть заинтересованность во благе другого человека. Сразу вспоминаются ироничные фразы за столом аспирантов о том, что мы вот сидим за особым столом, а все наши друзья в основном женаты, служат, приносят Бескровную жертву. Когда о. Григорий давал возглас на службе этим утром в соборе, я тоже об этом думал. Все мы учимся любить и верить, все мы с недостатками, но кого-то Господь уже поставил у алтаря Своего, а кого-то нет. Так, может, есть и другой путь служения Христу? Конечно, священство – это и наш выбор. Однако с каждым днем все больше ощущаю, что нам не хватает не только грамотных благочестивых священников, но настоящих религиозных консультантов. Что, если в качестве своей профессии воспринимать именно умение рассказать, пояснить и поделиться, как это быть христианином в миру сегодня? Необходимо много знать и многое осмыслить, чтобы сформулировать мысль современным и в то же время возвышенным языком. В наш век культурные, моральные, семейные, языковые традиции уплывают в никуда. Но при этом, каждый человек все так же наполнен пустотой в душе размером с Бога. Передать этим людям и огонь веры, цельное вероучение, и красоту традиции – задача из разряда сложнейших.
Расписание дней памяти эстонских святых напомнило мне и наши списки святых Академии, которые Историческое общество составляет и вывешивает. Каждый на своем месте проводит историческую работу. Думаю, что это задача всей Церкви – хранить память о тех, кто жил ради нее.
Приезжая заграницу, мы любим отмечать разные особенности местного быта. Поделюсь и своими небольшими наблюдениями. Конечно, самое неожиданное, что удивляет в Таллине – бесплатный проезд во всем общественном транспорте для жителей города. Ума не приложу, как это экономически обосновывается. Ходят эти троллейбусы и трамваи четко по графику, незачем мерзнуть на остановке. Страна официально моноязычная, но вы неоднократно встретите и вывески на русском, и объявления в супермаркетах, и пожилых русскоязычных бабушек. Можно еще сказать, что все выключатели, как на подбор, включаются вниз. На рекламных стендах часто мелькают лица представителей российской эстрады. Кстати, некоторые местные жители изумились, когда узнали, что и у нас есть Prisma.
В понедельник утром я вновь пришел в Александро-Невский собор, где еще один наш выпускник, священник Аристарх Свиридецкий поделился рассказом об истории собора, о жизни эстонских святых. Хотя, как раз детские его воспоминания захватили мое воображение. Когда человек рассказывает о том, что ему дорого, то скрытый для глаз импульс заражает слушателей.
Вещей было немного, так что оттуда пустился в обратный путь. Новенький трамвай в стиле ретро. Уютный Bussijaam (автовокзал). Легкий снежок. Автобус. Дорога в Санкт-Петербург была электрифицирована по максимуму.
В течение самого путешествия по Таллину у меня не было ни связи, ни интернета. Оказывается, если специально сконцентрироваться, то и дорогу запоминаешь, и объяснения как ехать усваиваешь.
Ну вот. Начало недели, хотя и конец моего маленького ученого путешествия. Усталость, сонные глаза, немного тянет голова. Тем не менее, душа наполнена счастьем. И это даже не чувство удовлетворения, т.е. расслабленного спокойствия. Это настоящее наслаждение, когда твое напряжение принесло плоды, когда задание стало радостью. Когда маленькие обыденные события показывают естественную, но скрытую правду – Христос где-то рядом!
Вот такая в наше время жизнерадостная церковная наука. Может, у кого-то появилась мысль, что я просто выбрал все лучшее из поездки и красиво об этом рассказал? Даже если это и так, думаю, активная жизнь и благо Церкви куда важнее мелких неприятностей. Конечно, конференция конференции рознь, некоторые уставшие профессора со стажем говорят, что «конференции – это зло». Но, говоря начистоту, в этой поездке самой большой сложностью оказалось легкое укачивание в автобусе. И, если у вас появился даже самый маленький скепсис в отношении этого очерка или церковной науки, тогда жду вас в комнате 405 общежития СПбДА. Обсудим лично)
Комментариев пока нет