Главная / Точка зрения / «7 слов». И. Б. Гаврилов. Возрождая традиции отечественной богословской науки: По прочтении второго номера «Трудов кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии»

«7 слов». И. Б. Гаврилов. Возрождая традиции отечественной богословской науки: По прочтении второго номера «Трудов кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии»

«7 слов». И. Б. Гаврилов. Возрождая традиции отечественной богословской науки: По прочтении второго номера «Трудов кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии»

«Семь слов по прочтении» - сокращенно «7 слов» - авторская рубрика Игоря Борисовича Гаврилова, в которой он в стиле «блиц-отзыв» дает обзоры новинок нашего Издательства.

Игорь Борисович – кандидат философских наук, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии.

Как правило, отзыв строится по схеме семи вопросов:

  1. Название книги, автор;
  2. Как издана книга (оформление, бумага, верстка, иллюстрации и т.д.);
  3. Возникает ли желание читать книгу после прочтения аннотации;
  4. Что понравилось в книге;
  5. Что не понравилось в книге;
  6. Пожелания автору книги;
  7. Пожелания издательству;

1. Название, автор

Как известно, дореволюционные Санкт-Петербургские духовные школы занимали важнейшее место в отечественной системе богословской науки, образования и научной православной периодики. Однако в 1918 году они были разгромлены революционной властью, и живая традиция православной учености прервалась на долгие десятилетия. Но вот, спустя век в деятельности возрожденной кафедры богословия – ведущей кафедры СПБДА – мы видим возобновление лучших дореволюционных традиций. 
Уже несколько лет под руководством заведующего кафедрой свящ. Димитрия Лушникова развивается ее научный и педагогический потенциал. Ежегодно проводятся по две научные конференции (так, совсем недавно, 22 ноября 2018 года, в Актовом зале СПБДА состоялась научная конференция «Теология и диалог мировоззрений»). Кроме того, при деятельной поддержке о. Димитрия ежемесячно в течение всего учебного года проходят научные семинары с участием преподавателей кафедр богословия, церковной истории и библеистики, а также известных ученых – представителей светских вузов. Такие семинары не только являются одним из показателей научно-исследовательской работы самой кафедры, но и становятся реальным способом межкафедрального научного общения и взаимодействия в Академии, неизменно вызывая интерес учащих и учащихся. 
Журнал кафедры родился в 2017 году, но уже заявил о себе как об одном из претендентов на интеллектуальное лидерство в современной богословской периодике. 
Особую ценность новому номеру придают материалы межрегиональной научно-богословской конференции «Теизм и атеизм: современная дискуссия», состоявшейся в Академии 28 ноября 2017 года. Как отмечено в предисловии, выпуск уникален посвящением значительной части статей (весь первый раздел) аналитической теологии. Это течение современной философской мысли, представляющее своеобразный синтез аналитической философии, метафизики и современной модальной логики; широко известно на Западе, особенно в США, но крайне мало изучено в нашей стране (на русском языке написана лишь одна философская кандидатская диссертация по данному направлению). 
Второй раздел «Религия и наука», хотя и выделен особо, также актуализирует проблемы аналитической теологии, рассматривая вопросы соотношения науки и религии, места и значения теологии в пространстве современных естественных и гуманитарных дисциплин.
Третий раздел «Богословие, философия, культурология», содержащий тексты докладов кафедральных семинаров, отражает широту и многообразие ведущихся на кафедре научных исследований.

2. Как издано (оформление, бумага, верстка, иллюстрации и т.д.)
Что касается оформления, то оно стандартно для изданий такого плана, вполне соответствует их характеру и назначению и не вызывает каких-либо вопросов. Верстка весьма добротна. Но присутствие иллюстраций сделало бы процесс знакомства с журналом более интересным и значительно улучшило бы восприятие его серьезного содержимого.

3. Возникает ли желание читать после прочтения аннотации
Обычно мы делим литературу на три категории: 1) то, что мы никогда не прочитаем; 2) издания для одноразового чтения, которые ставятся на дальнюю полку и вынимаются оттуда лишь в случае крайней необходимости; 3) издания, сопровождающие нас в течение жизни, помогающие нашему самообразованию, настольные. 
Хочется надеяться, что «Труды кафедры богословия» многими профессиональными богословами будут отнесены к третьей категории. Журнал заметно возвышается над обычным уровнем кафедральных изданий – как сочетанием научной фундаментальности и богословской востребованности, так и в особенности качеством публикуемых работ. Думается, что со временем комплект журнала не затеряется на пыльных библиотечных полках, а станет не только библиографической редкостью, но и необходимой энциклопедической составляющей повседневного круга чтения преподавателей и студентов – богословов нового поколения. 

4. Что понравилось 
Ответ на этот вопрос может занять много места. Практически все! Начиная от основной идеи – посвятить номер проблемам аналитической теологии, и заканчивая великолепным авторским составом, в котором соседствуют знаменитые московские философы и ученые, виднейшие и старейшие представители петербургской академической школы и талантливые начинающие исследователи.
Скажем пару слов о наиболее значимых материалах. 
Доктор философских наук, профессор, руководитель сектора философии религии Института философии РАН Владимир Кириллович Шохин в статье «Феномен атеистического фидеизма» рассматривает явление имитационной религиозности, которое оказывается неизбежным для воинствующего атеизма в двух его важнейших измерениях – атеистическом сциентизме и строительстве атеистической церкви. Среди ряда глубоких и актуальных выводов замечательна мысль о том, что «в отличие от Запада в России никогда не было реальной секулярности, а потому… чужие костюмы на наших плечах сидят плохо» (С. 17).
Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН Алексей Русланович Фокин в статье «Доктрина Божественной простоты: исторические формы и современные дискуссии» анализирует четыре типа данной доктрины: доникейский, арианский, западный и восточный. Особенное внимание он уделяет формированию доктрины западного типа (св. блж. Августина), впоследствии ставшей классической для западной философско-богословской традиции.
Вместе с текстами знаменитых корифеев московской школы достойно и основательно смотрятся статьи наших богословов – прот. Владимира Хулапа, прот. Кирилла Копейкина, свящ. Димитрия Лушникова и др. 
Доктор теологии, проректор по учебной работе СПБДА прот. Владимир Хулап в статье «„Новый атеизм“ в Германии и реакция на него: общий обзор» отмечает, что христианское богословие стремится дать ответы на современные вызовы, актуализируя свои традиционные аргументы и стремясь к диалогу с естественными науками, философией, психологией и культурологией. В работе дан полезный обзор основных монографий и научных сборников, посвященных дискуссиям с аргументами нового атеизма.
Свящ. Димитрий Лушников в статье «Теизм и „новый атеизм“: к вопросу о полемике А. Плантинги и Д. Деннетта» рассматривает вопросы совместимости теистической веры и основных положений теории эволюции («столпа в храме» современного атеизма), обоснованности основных антитеистических аргументов, а также сущности натурализма как философской и мировоззренческой базы «нового атеизма». Автор делает верный и глубоко православный вывод о внутренней противоречивости «нового атеизма», его несостоятельности как с теоретической, так и практической точек зрения, при этом особо подчеркивая его псевдонаучный и квазирелигиозный характер. Эта статья, как и другие работы о. Димитрия, вносит существенный вклад в разработку отечественной аналитической теологии и развитие православной апологетики.

5. Что не понравилось
Научному изданию с таким фундаментальным богословским содержанием и высококвалифицированным авторским коллективом сложно предъявить основательные претензии. Научный уровень представленных материалов достоин похвалы, а общее направление деятельности – всяческой поддержки. 
Но в который раз приходится с сожалением отмечать отсутствие иллюстративного материала. Пожалуй, издателям следует настойчивее напоминать авторам о желательности сопровождать свои работы соответствующим фоторядом.

6. Пожелания автору
Главному редактору «Трудов кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии» желаем успешно продолжать начатое дело, расширяя круг авторов за счет привлечения как известных отечественных и зарубежных ученых, так и преподавателей и аспирантов кафедры. Наряду с поддержкой новых актуальных направлений богословских исследований, хотелось бы продолжения изучения богатейшей дореволюционной традиции Санкт-Петербургских духовных школ. Тем более что сам о. Димитрий является одним из ведущих современных специалистов в изучении дореволюционного основного богословия и православной апологетики (см.: Лушников Д., Карпук Д. А. Научно-исследовательская и преподавательская деятельность Нила Малахова в СПБДА 1911–1918 гг.Лушников Д., свящ. Отношение к критике Кантом доказательств бытия Божия в духовно-академической традиции конца XIX – начала XX вв. Космологический аргументЛушников Д., свящ. Критический разбор курса основного богословия преподавателя Петроградской духовной академии Нила Михайловича Малахова (1884–1934)Лушников Д., свящ. Взаимоотношение религии и науки в творчестве проф. СПбДА Н. П. Рождественского (1840–1882) и в современной западной аналитической теологии и др. Но особенно надо отметить пособие о. Димитрия для духовных учебных заведений «Основное богословие», получившее заслуженное признание теологов и студентов. В издательстве уже давно закончился тираж, и книга стала почти библиографической редкостью). 
Также будет полезно еще более активно привлекать к кафедральным семинарам и широкой совместной научной деятельности таких крупных исследователей дореволюционной Академии как А. В. Маркидонов (см.: «Дробные величины» церковной истории: к вопросу о методологии В. В. Болотова), Д. А. Карпук и других петербургских богословов; осваивать новые формы научной деятельности – написание коллективных монографий и коллективных учебных пособий. 
И, конечно, нужно шире освещать в информационном пространстве важную работу, ведущуюся на кафедре. Необходимо проводить презентации, посвященные выходу в свет новых трудов кафедры, с участием представителей православных СМИ. С грустью приходится отмечать, что многие важные события в научной жизни кафедры не нашли отражения даже на сайте СПБДА (в частности, научные семинары). 
Остается выразить уверенность, что если редакция продолжит избранный верный курс, журнал в самое ближайшее время пополнит список изданий ВАК, чего мы от всей души и желаем о. Димитрию и всему дружному коллективу возглавляемой им кафедры.

7. Пожелания издательству
За последний год издательство СПБДА порадовало читателей целым каскадом блестящих новых проектов. Это и учебные пособия и монографии преподавателей Академии (в частности, долгожданное учебное пособие прот. Владимира Мустафина «История античной философии»), и периодические издания (например, «Вестник Исторического общества»). Но этим перспективным начинаниям необходима соответствующая информационная поддержка. Недостаточно выпускать прекрасные новые книги и журналы, надо учиться их рекламировать, продвигать на рынке. А это возможно лишь при тесном взаимодействии с другими издательствами и научными журналами, прежде всего – московскими. Уместно поинтересоваться: много ли рецензий (или хотя бы упоминаний и ссылок) в прошедшем году было на издания СПБДА во внешних изданиях? Например, в «Вестнике ПСТГУ», имеющем более длительную историю и вошедшем в перечень ВАК намного раньше «Христианского чтения»? 
Важным шагом должно стать сотрудничество и с периодическими изданиями всех российских и не только российских православных учебных заведений. Именно здесь открываются значительные возможности для дальнейшего всестороннего роста и издательства, и неразрывно связанной с ним Санкт-Петербургской духовной школы. Пожелаем же молодому издательству новых побед и свершений, помня о том, что они становятся победами Академии в целом и идут во благо всей Русской Православной Церкви.

Комментарии

Комментариев пока нет