«7 слов». И. Б. Гаврилов. Освободить «Византийский кабинет» от «философского пленения», или Почему в Духовной академии жизненно необходима «Русская мысль»
«Семь слов по прочтении» - сокращенно «7 слов» - авторская рубрика Игоря Борисовича Гаврилова, в которой он в стиле «блиц-отзыв» дает обзоры новинок нашего Издательства.
Игорь Борисович – кандидат философских наук, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии.
Как правило, отзыв строится по схеме семи вопросов:
- Название книги, автор;
- Как издана книга (оформление, бумага, верстка, иллюстрации и т.д.);
- Возникает ли желание читать книгу после прочтения аннотации;
- Что понравилось в книге;
- Что не понравилось в книге;
- Пожелания автору книги;
- Пожелания издательству;
Освободить «Византийский кабинет» от «философского пленения», или Почему в Духовной академии жизненно необходима «Русская мысль»
1. Что такое философия и как она связана с богословием?
Еще Климент Александрийский († 215) назвал философию «служанкой богословия». Его современник Тертуллиан всячески старался противопоставить веру и разум, настаивая на полной несовместимости «Афин и Иерусалима, Академии и Церкви». Однако вопреки этой непримиримой позиции развитие православного предания пошло по пути тесного союза веры и разума, богословия и философии, свидетельством чему является вся история византийской патристики, латинской схоластики и русской духовно-академической науки XIX — начала ХХ веков.
Так, накануне революции 1917 года философское образование в светских и духовных школах переживало несомненный расцвет. И если университетская наука из-за многочисленных гонений на философию в первой половине XIX века впервые вышла на такой уровень только в 1890-е годы, то духовно-академическая среда уже в XIX веке представляла собой философский оазис, имела свои богатые философские традиции и яркие научные школы. В частности, выделялись четыре главных философских духовно-академических школы: московская, киевская, санкт-петербургская и казанская. Возрождение этих замечательных традиций — актуальная современная задача.
2. Каким Вы видите философское образование в духовных школах в наши дни?
Прежде всего, следует отметить, что преподавание философии в духовных учебных заведениях всегда отличалось основательностью. Так, в XIX веке объем и уровень изучения философских дисциплин в духовных академиях был выше, чем в университетах, которые считали за честь приглашать на философские кафедры выпускников духовных школ (примеры — П. Д. Юркевич, И. М. Скворцов и др.).
К сожалению, сегодня духовные школы ориентированы на светские образовательные стандарты, уделяющие философии минимум места. Поэтому количество часов на ее преподавание в последние годы постоянно сокращается (особенно в бакалавриате) и эта тенденция не может не тревожить. На мой взгляд, необходимо вернуться к традиционной модели, когда философские дисциплины преподавались на протяжении всех лет обучения в семинарии и академии (по нынешним нормам — в бакалавриате и магистратуре). Изучение истории философии должно занимать не менее четырех семестров, отечественной философии — не менее двух. Будущим богословам насущно необходимо знакомиться с такими философскими предметами, как христианская культурология, философская антропология, философия права, логика и др.
3. Что Вы можете сказать о философских рубриках в дореволюционных церковных научных журналах, в частности, в «Христианском чтении»?
Практически все дореволюционные богословские журналы на своих страницах уделяли философии весьма значительное внимание. И «Христианское чтение» не было исключением.
Отмечу лишь некоторые значительные философские публикации последних предреволюционных лет, распределенные по таким актуальным темам, как философия религии (Холопов И. Д. Основы философии религии // ХЧ. 1915. № 9. С. 1122–1134, № 10–11. С. 1288–1316; Соколов В. В. Религиозная вера и религиозная философия: критический обзор религиозной философии Лотце // ХЧ. 1904. № 1. С. 122–142), современная западноевропейская философия (Беляев В. А. К отношению между гносеологией и метафизикой // ХЧ. 1914. № 4. С. 523–542; Его же. Философия Рудольфа Эйкена // ХЧ. 1912. № 3. С. 383–399, № 4. С. 495–515, № 5. С. 627–645; Миртов Д. П. Нравственная автономия по Канту и Ницше: речь, предназначавшаяся к произнесению в день годичного академического акта // ХЧ. 1905. № 4. С. 466–485), обзоры материалов по философии в духовно-академических и светских журналах (Успенский В. В. Памяти кн. С. Н. Трубецкого, Эдуарда фон Гартмана, П. И. Линицкого. Исследования по гносеологии М. И. Каринского и Л. М. Лопатина: обзор журналов // ХЧ. 1907. № 5. С. 737–755; Миртов Д. П. Статьи философского содержания, помещенные в духовных и светских журналах за 1902 год // ХЧ. 1903. № 1. С. 147–165; Его же. Статьи философского содержания, помещенные в духовных и светских журналах за первую половину 1903 г. // ХЧ. 1903. № 10. С. 507–523; Его же. Статьи по философии в духовных и светских журналах за 1903 год: обзор журналов // ХЧ. 1904. № 7. С. 129–144, № 8. С. 264–277, № 9. С. 410–417), христианство и античная философия (Глубоковский Н. Н. Св. Апостол Павел и стоицизм // ХЧ. 1907. № 10. С. 387–405), русская религиозная философия (Тареев М. М. Религиозный синтез в философии В. С. Соловьева // ХЧ. 1908. № 1. С. 42–86; Его же. Ф. М. Достоевский как религиозный мыслитель // ХЧ. 1907. № 11. С. 575–598; Миртов Д. П. Философия «цельного знания»: к характеристике философских воззрений В. С. Соловьева // ХЧ. 1900. № 10. С. 620–628, № 11. С. 804–816; Бронзов А. А. Памяти В. С. Соловьева: несколько слов о его этических воззрениях // ХЧ. 1900. № 11. С. 752–803) и др. Как видно, значительное место в дореволюционном «Христианском чтении» занимали публикации, посвященные русской религиозной мысли, в частности Ф. М. Достоевскому и В. С. Соловьеву, а также журнальные обзоры. Полагаю, что сегодня нужно ориентироваться на эти традиции и стремиться к их возрождению.
Специальный выпуск «Христианского чтения» (№ 1, 2016 год),
посвященный 185-летию К. Н. Леонтьева
4. Как Вы оцениваете рубрику «История философии» в «Христианском чтении» сегодня?
В 2014–2017 годах публикации по философии занимали в журнале заметное место. Особо выделю следующие: Маркидонов А. В. Умозрение о красоте: у истоков русской духовной культуры (№ 5 за 2014 год); Корольков А. А. Уроки В. В. Розанова в поисках религиозного самоопределения интеллигенции (№ 5 за 2014 год); Соловьев А. П. Идейное наследие архиепископа Никанора (Бровковича; 1826–1890) и философская мысль в Санкт-Петербургской духовной академии середины XIX века (№ 3 за 2015 год); Фатеев В. А. Лев Толстой и революция: «Религиозная» философия с нигилистической подкладкой (№ 2 за 2017 год). Выходили и великолепные в научном отношении спецвыпуски по русской религиозной философии (№ 1 за 2016 год к 185-летию К. Н. Леонтьева).
Однако затем было принято решение вместо тематических номеров выпускать единые. В этом есть безусловные плюсы: у преподавателей Академии появилась уникальная возможность печатать свои труды в каждом выпуске, открылись широкие возможности для научного творчества.
В 2017–2018 годах руководством Академии акцент ставился на богословской проблематике, которая по объему резко выделялась. Философская рубрика имела довольно бледный вид на фоне внушительных разделов по богословию и истории, материалы которых превышали количество публикаций в ней в 2–3 раза. Даже совсем новая и весьма перспективная рубрика «Церковное право» сравнялась с отстающей «Историей философии» по числу статей.
Один из ведущих авторов «Христианского чтения» доктор философских наук, профессор
Дмитрий Викторович Шмонин
Сейчас перед редакцией «Христианского чтения» стоит непростая задача — существенно расширить тематику философского раздела. Безусловно, главное место должны занимать статьи по истории философской мысли. Необходимо существенно обогатить освещение философии Античности, Средневековья, Возрождения, Нового и Новейшего времени. Благодаря отдельным ценным статьям священника И. Макарова и С. Ф. Тухленкова ярко блеснула проблематика философии музыки. Редакция ждет статьи по философии и теологии образования и средневековой схоластике от нашего ведущего автора доктора философских наук, профессора Д. В. Шмонина. Давно не было публикаций по античной философии от доктора философских наук, профессора Р. В. Светлова. Многие преподаватели Академии, читающие философские курсы, пока еще ни разу не участвовали в издании (доктор философских наук А. Г. Погоняйло, доктор культурологии М. Н. Цветаева и др.). Стоит отметить и отсутствие в журнале статей тесно связанных с философией академических богословов, имеющих большой опыт ее преподавания (например, протоиерей А. Ранне и протоиерей С. Золотарев, читающие курсы по истории философии в Новгородской духовной семинарии, пока не обогатили философскую рубрику «Христианского чтения» своими публикациями).
Приходится констатировать, что преподаватели многочисленных российских духовных школ практически не присылают в редакцию «Христианского чтения» статьи по философии. Стоит разобраться: причина в недостаточно высоком уровне философских исследований в провинциальных духовных семинариях или же в недостатке активной работы редакции, ее неумении наладить сотрудничество с многочисленными провинциальными научными и духовными центрами? На мой взгляд, второе более вероятно.
5. Каким бы Вы хотели видеть философский раздел в «Христианском чтении» и в других журналах Академии в новом году?
Прежде всего, разнообразным, охватывающим все исторические направления христианской философской мысли. В каждом номере должны присутствовать материалы профессоров и доцентов Академии, а также наших аспирантов и магистрантов. Необходимо, чтобы научные руководители активно привлекали к написанию статей своих студентов и аспирантов — перспективным видится сотрудничество в форме работ в соавторстве учителя и ученика. Хорошие примеры в этом отношении показывают доцент кафедры библеистики Д. Г. Добыкин и магистрант богословского отделения Николай Тарнакин.
Магистрант богословского отделения Николай Тарнакин по количеству научных публикации в «Христианском чтении» и других журналах опережает многих преподавателей Академии
Еще одним необходимым элементом обновленного «Христианского чтения» представляются рецензии на зарубежную и отечественную философскую литературу. Публикация написанных в течение учебного года каждым аспирантом и магистрантом по своей научной теме рецензий и обзоров могла бы стать доброй практикой для Санкт-Петербургских духовных школ.
Если говорить о научном рецензировании, то хорошим примером являются традиции дореволюционных православных журналов и, в частности, того же «Христианского чтения». В наши дни успешный в этом отношении опыт показывают издания Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Очень важно, чтобы рецензия не была обычным обзором, а поднимала бы какие-либо научные проблемы — возможно, в форме полемики (удачный пример такой полемики уже являет рубрика «Церковное право»).
В других журналах Академии раздел философии может и должен присутствовать, но его возможности неизбежно будут ограничены их тематикой и структурой. Так, «Вестнику Исторического общества» подобает затрагивать историю преподавания философских дисциплин в Санкт-Петербургских духовных школах.
Научный журнал «Вестник Исторического общества»
«Палеоросия», с 2014 года собравшая под свои знамена внушительный авторский коллектив, не раз касалась вопросов древнерусской философии, но ее рубрикационные возможности ограничены эпохой IX–XVII веков и не простираются на время расцвета отечественной мысли в XIX — начале ХХ века.
Научный журнал "Палеоросия"
Наибольшее внимание среди академических журналов философии уделяет «Русско-Византийский вестник» — достаточно посмотреть внушительную философскую подборку к 200-летнему юбилею М. Н. Каткова.
Научный журнал «Русско-Византийский вестник» и его создатели свящ. Игорь Иванов и И. Б. Гаврилов
Но выглядит ли это органичным? Любому вдумчивому читателю очевидно, что для «Русско-Византийского вестника» более уместными были бы подборки, посвященные свт. Григорию Паламе, свт. Фотию Константинопольскому, славянским первоучителям свв. Кириллу и Мефодию, св. равноап. Константину Великому, св. равноап. кн. Владимиру или выдающимся византинистам Г. А. Острогорскому, В. Н. Бенешевичу, Ю. А. Кулаковскому (100-летие со дня кончины которого, кстати, журнал «пропустил» в ушедшем году).
Выдающийся византинист Юлиан Андреевич Кулаковский,
100-летие со дня кончины которого «Византийский кабинет»
«забыл» отметить в ушедшем году
6. Какие направления философского знания представляются Вам сегодня наиболее актуальными?
На мой взгляд, в начале XXI века наиболее актуальными выступают вопросы философской антропологии, философии культуры, философии образования, философии права. Но на первом месте для современной России я бы поставил задачу исследования отечественной философской мысли и трудов по возрождению ее лучших традиций.
В отклике на книгу о. Г. Митрофанова о Е. Н. Трубецком я уже отмечал, что русская мысль, которая могла стать локомотивом культурного и религиозно-философского возрождения России, была по сути на целое столетие вычеркнута из современной культуры. И вот результат — сегодня она у нас фактически предана забвению. Ее изучение — это удел лишь узкого круга специалистов, а для подавляющего большинства школьников, студентов светских вузов и даже магистрантов и аспирантов духовных школ русская философия, имеющая огромное значение для интеллектуального и нравственного развития, увы, продолжает оставаться тайной за семью печатями (как свидетельствуют их ответы на экзаменах).
Возникает вопрос: могут ли Санкт-Петербургская духовная академия, ее Издательство и Книжная гостиная стать одним из центров возрождения русской религиозно-философской мысли? Давайте посмотрим, что можно сделать в данном направлении.
7. Действительно ли существует необходимость создания нового проекта по возрождению русской религиозной философии в Академии и насколько такой проект перспективен?
Начну издалека — с положения философских журналов в современной России. К сожалению, сегодня большинство изданий, появившихся на волне открывшейся интеллектуальной свободы начала 1990-х годов, закрылись по различным, чаще всего финансовым, причинам. Продолжает выходить главный философский журнал нашей страны «Вопросы философии», однако его тематика явно не отражает всего спектра современного философского знания, и это относится прежде всего к традиции отечественной мысли. К тому же журнал позиционирует себя как чисто светское издание и уделяет вопросам религиозной философии, основанной на православной традиции, минимум внимания (можно вспомнить лишь регулярно появляющиеся статьи крупнейшего исследователя исихазма С. С. Хоружего, но этого, конечно, недостаточно). Что же касается исследований по истории отечественной философии и публикаций архивных материалов — вновь открытых текстов дореволюционных и эмигрантских русских философов, то здесь журнал занимает сейчас весьма скромные позиции. Среди выживших в борьбе за существование светских философских изданий на тематике отечественной философии специализируются только «Соловьевские исследования» (г. Иваново). Однако уже по названию видно, что главное внимание журнал уделяет знаменитому идеалисту-гностику и филокатолику, основателю «нового религиозного сознания» В. С. Соловьеву.
Таким образом, в отечественном журнальном научно-философском пространстве образовалась огромная ниша, которая вот уже три десятилетия остается незаполненной. Именно поэтому представляется очень актуальным открытие на базе Санкт-Петербургской духовной академии нового научно-философского журнала, который мог бы аккумулировать в себе весь огромный потенциал многочисленных современных исследователей русской мысли, ориентированных на православные традиции.
Специалисты уже неоднократно отмечали, что сегодня в России нет единого аналитического информационного и координационного центра, который бы объединял разрозненные силы в области изучения русской мысли. А в том, что существующий потенциал действительно огромен, легко убедиться, обратившись хотя бы к той подготовительной работе, которая была проведена за последние годы в рамках «Христианского чтения», «Русско-Византийского вестника», «Византийского кабинета» и секции по русской религиозной мысли на ежегодных богословских конференциях Санкт-Петербургской духовной академии. Назовем ведущих историков русской философии, уже сегодня составляющих костяк для большой серьезной работы: доктор философских наук, профессор РГГУ А. И. Резниченко; кандидат философских наук, доцент ПСТГУ Т. Н. Резвых; кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент ПСТГУ Н. Н. Павлюченков; доктор философских наук, профессор и заведующий кафедрой философии и религиоведения Богословского факультета ПСТГУ К. М. Антонов; доктор филологических наук, профессор МГУ В. А. Воропаев; доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН И. А. Виноградов; доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления МГУ А. Ю. Полунов; доктор исторических наук, профессор исторического факультета Воронежского государственного университета, преподаватель Воронежской духовной семинарии А. Ю. Минаков и его «воронежская школа» — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России исторического факультета ВГУ С. В. Хатунцев; кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры философии и гуманитарной подготовки ВГМУ А. О. Мещерякова; кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВУНЦ ВВС Н. Н. Лупарева и др.; петербургские историки русской мысли: кандидат филологических наук, член редколлегии издательства «Росток» В. А. Фатеев; доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИРЛИ РАН О. Л. Фетисенко; доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник ИРЛИ РАН В. А. Котельников; доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской литературы РГПУ им. Герцена Е. И. Анненкова; доктор философских наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры философской антропологии и истории философии Института философии человека РГПУ им. Герцена А. А. Корольков; доктор культурологии, доцент Института истории СПбГУ О. Б. Сокурова; доктор исторических наук, доцент Института истории СПбГУ А. Э. Котов; доктор филологических наук, профессор СПбГУ С. Д. Титаренко, а также ученые со всех концов нашей необъятной страны: кандидат философских наук, и. о. заведующего кафедрой религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Поволжского) федерального университета А. П. Соловьев, кандидат исторических наук, доцент Национального исследовательского Нижегородского государственного университета М. М. Медоваров; кандидат философских наук, cтарший научный сотрудник калининградского ИГН БФУ им. И. Канта А. А. Тесля; кандидат филологических наук, доцент Новгородского государственного университета Н. Н. Вихрова; библиограф, исследователь творчества М. Ю. Лермонтова из Пскова С. М. Телегина и др.
Какие рубрики могут присутствовать в новом журнале? Рецензии на современные научные издания по проблемам отечественной философской мысли, материалы круглых столов и конференций, интервью с крупнейшими современными исследователями русской мысли, посвящения памятным датам великих русских мыслителей, публикации архивных материалов выдающихся отечественных философов и особенно философского наследия мыслителей русской эмиграции первой волны. Приоритет отечественной философской традиции совершенно не исключает обращения к мировой философской классике, оно лишь будет иметь свой особый православный взгляд, как, например, у протоиерея Георгия Флоровского.
В ситуации, когда государственная система образования в течение 70 лет рассматривала философию как форму партийно-идеологического контроля и дискредитации и уничтожения русской православной идеи, именно Русская Православная Церковь, ее духовная школа, обладающая современным интеллектуальным центром в лице Издательства СПбДА, способна осуществить сегодня такой уникальный проект — создать на базе Издательства первый православный научный журнал, посвященный истории русской философии. В посильности такой задачи для Издательства СПбДА не приходится сомневаться, ведь ему уже удалось реализовать ряд уникальных научных проектов, таких как «Барсовское общество» и «Византийский кабинет».
Директор Издательства СПбДА Дмитрий Владимирович Волужков — покровитель православной науки
Один из наиболее интересных журналов Академии «Русско-Византийский вестник» — орган «Византийского кабинета». Так и новый академический журнал «Русская мысль» мог бы стать органом одноименного постоянно действующего научного центра. Уже в течение первой половины 2020 года можно было бы провести три мини-конференции, посвященные памятным датам русской философии — 100-летию кончины Е. Н. Трубецкого, 160-летию кончины А. С. Хомякова и 220-летию со дня рождения М. П. Погодина, а осенью организовать первую международную конференцию историков отечественной философии. Огромный интерес к ней со стороны всего философского сообщества и присутствие на ней ученых из числа упомянутых выше крупнейших отечественных специалистов не вызывают сомнений.
М. П. Погодин А. С. Хомяков Е. Н. Трубецкой
Итак, подведем итоги. Насущно необходим новый научный журнал по истории философии, который соберет разрозненных сегодня исследователей в единый центр на базе Издательства СПбДА. Его предполагаемое название — «Русская мысль» — является общепризнанным образом, выражающим главную идею — самопознание России. Есть готовое научное сообщество специалистов из самых разных городов России и даже зарубежья (например, доктор философии, заведующая кафедрой философии религии Папского университета Иоанна Павла II в Кракове Тереза Оболевич; доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социально-политических дисциплин Полтавского национального технического университета Геннадий Аляев и др.).
Выступление доктора философии Терезы Оболевич
на Первой Международной конференции по византинистике в СПбДА 13 сентября 2019 года
Не меньше, чем научная, благоприятной представляется и финансовая перспектива этой задумки. Совершенно очевидна громадная востребованность нового издания. Важно, что новый журнал не будет дублировать «Русско-Византийский вестник», а, наоборот, «освободит» его от неестественных тем, поможет полностью сосредоточиться на главной тематике — на публикации трудов ежегодной конференции по византинистике и материалов круглых столов «Византийских кабинетов». Произойдет естественное разделение философии и византологии, от чего истинная наука только выиграет.
Но более всего наука выиграет от появления долгожданного издания, рассматривающего богатейшее отечественное философское наследие с точки зрения православных начал и сочетающего в себе опору на профессионалов и стремление к духовному просвещению современного российского общества. Для понимания масштаба стоящих перед новым изданием задач вспомним, как в 1810-е годы Н. М. Карамзин, словно Колумб (по выражению Пушкина), открыл современникам русскую историю, а в 1840-е годы С. П. Шевырев явился для теряющего собственные традиции образованного российского общества открывателем отечественной словесности. Именно эти открытия во многом поспособствовали формированию Золотого века русской православной культуры. Также в начале ХХ века меценатка М. К. Морозова поддержала князя Е. Н. Трубецкого и его сподвижников, блестящих религиозных философов В. Ф. Эрна, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева созданием издательства философской литературы «Путь», сыгравшего огромную роль в расцвете отечественной мысли. Но стоит взглянуть и на плоды противоположной деятельности. Так, когда в 1850 году министр народного просвещения П. А. Ширинский-Шихматов закрыл философские кафедры российских университетов, заявив, что «польза от философии не доказана, а вред возможен», прямым последствием этого ошибочного решения, нанесшего серьезный удар по отечественному образованию и культуре, стало широкое распространение в 1860-е годы среди молодежи нигилизма — отрицания философии, культуры, религии, Бога.
Меценатка Маргарита Кирилловна Морозова, при поддержке которой
в начале ХХ века выходил философский журнал «Путь»
Сегодня мы снова стоим перед выбором и имеем возможность открыть нашим современникам глаза на те сокровища отечественной православной мысли, которые все еще лежат под спудом. Это необходимо сделать именно сейчас, пока новая волна тотального нигилизма не смыла добрые ростки истинного просвещения, как это произошло в 1917 году, когда последователи нигилизма Н. Г. Чернышевского во главе с В. И. Лениным совершили, по выражению Н. А. Бердяева, погром высокой русской культуры, уничтожив или отправив в изгнание крупнейших русских философов. Пора научиться извлекать выводы из истории, завтра может быть поздно!
Комментариев пока нет