Главная / Точка зрения / «7 слов». И. Б. Гаврилов. Новое направление в теологии или очередной тупик православного модернизма? По прочтении монографии священника Михаила Легеева «Богословие истории и актуальные проблемы экклезиологии»

«7 слов». И. Б. Гаврилов. Новое направление в теологии или очередной тупик православного модернизма? По прочтении монографии священника Михаила Легеева «Богословие истории и актуальные проблемы экклезиологии»

«7 слов». И. Б. Гаврилов. Новое направление в теологии или очередной тупик православного модернизма? По прочтении монографии священника Михаила Легеева «Богословие истории и актуальные проблемы экклезиологии»

«Семь слов по прочтении» - сокращенно «7 слов» - авторская рубрика Игоря Борисовича Гаврилова, в которой он в стиле «блиц-отзыв» дает обзоры новинок нашего Издательства.

Игорь Борисович – кандидат философских наук, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии.

Как правило, отзыв строится по схеме семи вопросов:

  1. Название книги, автор;
  2. Как издана книга (оформление, бумага, верстка, иллюстрации и т.д.);
  3. Возникает ли желание читать книгу после прочтения аннотации;
  4. Что понравилось в книге;
  5. Что не понравилось в книге;
  6. Пожелания автору книги;
  7. Пожелания издательству; 

Вновь открывается богословская эпоха... 
Наше время вновь призвано к богословию... 

Прот. Г. Флоровский, «Пути русского богословия»

 

1. Название книги, автор 
Сегодня академических богословов нередко обвиняют в неоправданном заимствовании западных учений и понятий. С одной стороны, опасность действительно существует, ибо на Западе процветает религиозный модернизм, бездумно благословляющий любые новшества на том основании, что якобы исторический прогресс всегда служит лишь благим целям, а реформаторы и революционеры являются «работниками Христа». Но означает ли перенятие и использование православными богословами родившихся там понятий (таких, например, как «богословие образования», «богословие культуры», «богословие личности», «богословие истории» и т. п.) – внедрение некоего модернизма? Это первый вопрос. А второй – как быть со звучащими в адрес академических богословов упреками в оторванности их богословских теорий от жизни, своего рода «теологическом утопизме»?
В свете этих проблем все публичные выступления представителей петербургской школы богословия связаны с большой ответственностью. И конечно, особо пристальное внимание обращено к ведущей – богословской – кафедре СПбДА. Поэтому выход новой монографии доцента кафедры богословия священника Михаила Легеева «Богословие истории и проблемы экклезиологии» ожидался с некоторым опасением. Тем более что этой книгой издательство открывает рубрику «Богословие в XXI веке». А каждое новое начинание всегда связано с риском. 
Но внимательное обращение к тексту монографии быстро рассеивает все страхи и ужасы самых строгих консерваторов. Предваряющий труд эпиграф раскрывает насущный авторский замысел: «Главное, что мы должны сделать – оживить наше богословие, вывести его из тени исключительно интеллектуального дискурса, сделать его частью нашей жизни». Иными словами, отец Михаил стремится преодолеть тот самый трагический разрыв между богословской теорией и жизнью, о котором писал еще протоиерей Георгий Флоровский. 
Приведем здесь строки этого великого мыслителя ХХ века: «В Церкви история должна быть для богослова реальной перспективой. Богословствовать в Церкви – значит богословствовать в историческом элементе. Ибо церковность есть предание... Богослов должен для себя открыть и пережить историю Церкви как „богочеловеческий процесс“, вхождение из времени в благодатную вечность, становление и созидание Тела Христова. Только в истории и можно ощутить подлинный ритм церковности, распознать этот рост Таинственного Тела. Только в истории можно до конца убедиться в мистической реальности Церкви и освободиться от соблазна ссушивать христианство в отвлеченную доктрину или в мораль... Христианство все в истории, и все об истории».
Нам кажется, что именно здесь – исток, интеллектуальный импульс нового богословского труда кафедры. 
Но оторвемся пока от классики и скажем несколько слов об авторе книги. Кто знает, возможно, и он когда-нибудь войдет в славные ряды классиков.

Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках отец Михаил Легеев, по собственному признанию, пришел к Богу «типичным путем русского интеллигента». Святое Крещение он принял уже в зрелом возрасте, в 1994 году, в Александро-Невской Лавре. И это событие считает главным в своей жизни.
Будущий богослов закончил РХГА, где получил серьезное философское образование, основательно изучив труды Канта, Гегеля и других великих светских мыслителей. Но, учась на третьем курсе, он прочел книгу свт. Григория Паламы «Триады в защиту священнобезмолвствующих», которая произвела в душе молодого любителя мудрости настоящий переворот. Он вдруг понял, что философия в современном понимании этого слова – это история человеческих заблуждений с редкими вкраплениями действительно стоящих идей. С тех пор будущий патролог, по его словам, во всем стал опираться на суждения святых отцов.
Блестяще закончив РХГА, он поступает в Санкт-Петербургские духовные школы – сначала в семинарию, а затем в Академию, где под руководством опытных наставников погружается в глубины восточно-христианской духовной традиции. 
Защитив в 2010 году кандидатскую диссертацию по теме «Учение Церкви о преложении Святых Даров по трудам святых отцов в период VI–XV веков», наш автор начинает преподавать в СПбДА ряд серьезных учебных курсов: «Патрологию», «Православную экклезиологию», «Православную сакраментологию», «Христианскую этику и аскетику», «Святоотеческое аскетическое богословие». И при этом сам продолжает учиться: он – докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры. 
Студенты знают отца Михаила как одного из самых строгих преподавателей. Среди его многочисленных «жертв», получивших двойки и тройки, есть даже кандидаты и доктора наук. Но, как опытный пастырь, батюшка всегда делает так, чтобы ученик уходил от него с хорошим настроением, даже в случае плохой оценки: «Я в таких ситуациях обычно говорю: „Мир полон несправедливости. Это – следствие грехопадения“. И все довольны».
Отец Михаил широко известен как ведущий автор «Христианского чтения», уже третий год неизменно лидирующий по количеству опубликованных в журнале статей, причем в самой главной богословской рубрике. Также он – автор популярной у студентов «Патрологии», соавтор «Введения в аскетику» и творец «догматической поэзии» (см. поэтический сборник «Прислушаемся к тишине. Догматические стихотворения и другая поэзия и проза» (М., 2015)).

2. Как издана книга (оформление, бумага, верстка, иллюстрации и т. д.)
Книга содержит 312 страницы, выпущена в мягкой прошитой обложке, тиражом 500 экземпляров. Работа корректора А. М. Чуб, верстальщика Н. Н. Пимшиной и ответственного редактора священника Игоря Иванова заслуживают только добрых слов и всяческого поощрения. Обложка, разработанная Ю. Гринько, привлекает оригинальностью дизайна, стремящегося соединить традиции и новаторство.

3. Возникает ли желание читать книгу после прочтения аннотации
Аннотация заинтересовывает читателя. Отец Михаил представлен как авторитетный современный богослов, автор многих книг, учебников, более 40 научных статей, признанный специалист в области патрологии и экклезиологии.
Содержание монографии также отражено адекватно. Указаны главные направления исследования. Отмечено, что монография посвящена обоснованию богословия истории как самостоятельного направления научно-богословской мысли.

4. Что понравилось в книге
Оставив богословский анализ специалистам, выделим ключевую авторскую интуицию: вектор развития современной экклезиологии таков, что ответы на основные вопросы можно искать и найти лишь в богословии истории, рассматривая Церковь Христову в исторической протяженности и в историческом развитии. Предчувствие этого обнаружено во многих трудах богословов XX века (С. 106). 
В рецензии на монографию священника Илии Макарова мы отмечали, что автор наиболее глубоко постиг ценный православный опыт нашего времени в писаниях митрополита Антония Сурожского. В монографии отца Михаила можно говорить о преемственности от других выдающихся современных мыслителей – В. Н. Лосского и протоиерея Г. В. Флоровского. 

5. Что не понравилось в книге
Книга священника Михаила Легеева читается на одном дыхании. Искренний почитатель названных богословов просто не сможет от нее оторваться. И мы не согласимся с мнением уважаемого директора издательства, что «монография написана весьма непростым, я бы даже сказал, довольно сложным языком». Может быть, уважаемый директор, отточивший свой критический ум в стенах юридической высшей школы, мужественно грызя гранит Римского права, давно не перечитывал богословских трудов не по служебной надобности, а просто так, в стремлении мистического восхождения души к Богу? Не стоит забывать, что по учению святых отцов Восточной Церкви исихия доступна как монахам, так и мирянам. И потому книга отца Михаила заслуживает внимания не только с профессиональной точки зрения. 
Хотя, конечно, здесь есть своя правда: современный молодой читатель, например студент, отвык от серьезного чтения и с робостью смотрит на работу объемом 311 страниц и почти 16 авторских листов. 
Но, с другой стороны, логика развертывания авторской богословской мысли никак не позволяет ограничить труд, остановившись на середине. Богословие истории действительно неразрывно связано с экклезиологией. Благодаря многочисленным трудам отца Михаила это уже стало аксиомой. Посему истинные ученые и богословы могут только приветствовать такой формат. Ибо путь сокращения нередко ведет к упрощению, а в конечном итоге – к тому самому протестантскому модернизму, которого счастливо избежал автор «Богословия истории».

6. Пожелания автору книги
Священнику Михаилу Легееву мы пожелаем успешно закончить свою следующую работу, посвященную историческому развитию проблематики богословия истории. И в наступившем 2019 году наконец защитить докторскую диссертацию. А от лица студентов и преподавателей Академии выскажем пожелание продолжить издание знаменитой «Легеевской патрологии» (первая книга охватывает период Древней Церкви, I–III вв.), завоевавшей заслуженное признание и любовь читателей.

7. Пожелания издательству
Наша попытка обнаружить на сайте издательства другие книги отца Михаила Легеева, нажав на соответствующий тег, привела к неудаче: «Ошибка 404. Нет такой страницы». Также не увенчалось успехом обращение к поиску по запросу «Михаил Легеев» – «ничего не найдено». Заметим любимому издательству, что не достаточно выпускать отличные книги, но нужно и эффективно использовать свой интернет-ресурс, эту важнейшую информационную площадку нового поколения для успешной рекламы и продажи выпускаемой продукции. 
В наши дни создание и развитие сайтов стало целой наукой, забывать о которой и почивать на лаврах сегодня не позволено никому. Сайт должен работать во всех смыслах. Впрочем, проблема его эффективности заслуживает отдельного серьезного разговора с участием не только любителей, но и профессионалов.
В заключение с удовлетворением скажем, что несомненный успех монографии отца Михаила Легеева – это достижение прежде всего кафедры богословия, руководимой священником Димитрием Лушниковым, которая продолжает радовать нас своими новыми интересными проектами. Но это, конечно, и успех молодого издательства, тот самый его многообещающий завтрашний день. 

Комментарии

Комментариев пока нет