Мустафин В., прот. Русская философия: курс лекций
Курс лекций «Русская философия» доктора богословия honoris causa, профессора кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Владимира Мустафина продолжает серию написанных им учебных пособий, в которой ранее вышли «История античной философии», «История европейской философии», «История европейской философии в Новое время».
В данном пособии автор представляет историю русской философии исходя из того положения, что в нем речь должна идти именно о самобытной русской философии, как детище русской культурной истории, а не о влиянии различных направлений европейской философии на нее.
Замысел «самобытной русской философии» возник в 30–40-х гг. XIX в. в двух вариантах. В первом из них, появившемся в сфере духовно-академического образования, она мыслилась как имеющая своим основанием христианско-православное вероучение. Сущность второго варианта, сформулированного славянофилами, состояла в сознательном противопоставлении русской (антирационалистической и потому основанной на христианско-православном мировоззрении) и «рационалистической» западноевропейской философии.
Духовно-академический замысел о русской самобытной философии получил свое окончательное воплощение в работах В. Д. Кудрявцева-Платонова в 70-80-е гг. XIX столетия. Но широкой известности он не имел, и его влияние ограничивалось лишь сферой церковно-православной общественности. Славянофильский же замысел о самобытной русской философии в то же самое время получил развитие в творчестве В. С. Соловьева.
Влияние самобытной русской философии было довольно сильным на ту сравнительно небольшую часть русской интеллигенции, которая своей убежденностью, что по-настоящему жизнеспособное мировоззрение не может быть не религиозным, противопоставляла себя основной массе почти сплошь материалистической и атеистической светской русской интеллигенции. Так в России в начале XX в. возник «религиозно-философский ренессанс». Однако революционный разгром всего культурного строя России исключил всякую возможность дальнейшей реализации замысла о самобытной русской философии в обоих его вариантах.
Пособие рекомендуется преподавателям и студентам богословских учебных заведений, теологических факультетов светских вузов, а также всем изучающим историю философии.
Оглавление
Часть первая. Историография русской философии
Часть вторая. История русской философии
Западники
Духовно-академическая философия второй половины XIX века
Западники второй половины XIX века
Позитивисты
Гегельянцы
Неокантианцы
Неолейбницианцы
Линия В. С. Соловьева в русской философии
«Вехи»
Заключение
Библиография
Автор | Протоиерей Владимир Мустафин |
---|---|
Год издания | 2025 г |
Кол-во страниц | 644 |
Обложка | Твердый переплет |
ISBN | 978-5-6053662-0-1 |
Гриф издательского совета | Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р25-506-0139 |
Рекомендовано | Рекомендовано Учебным комитетом Русской Православной Церкви Решение № 10/137 от 26.03.2025 г. |