Конференция «Просвещение, образование, книжность в Древней Руси» 18–19 июня 2019 года
18–19 июня 2019 года в Книжной гостиной прошла Всероссийская научная конференция с международным участием «Просвещение, образование, книжность в Древней Руси». Конференция приурочена 210-летию учреждения Санкт-Петербургской Духовной Академии, и проведена при поддержке Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.
Состав участников очень представительный — было заявлено более 40 участников из 11 городов России и Белоруссии. Среди них — профессора и преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии, Санкт-Петербургского государственного университета, Арктического федерального университета, Елецкого, Пензенского, Тверского и Минского государственных университетов, Высшей школы экономики, Московского государственного педагогического университета, Русской Христианской Гуманитарной Академии, а также научные сотрудники Института философии РАН, Санкт-Петербургского Института истории РАН, Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Библиотеки РАН, Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Государственного музея истории религии, Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический», Государственного Эрмитажа, сотрудники Российского исторического общества и Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии. Конференция проводилась в Книжной гостиной Издательства СПбДА в историческом здании Академии.
На конференции обсуждался широкий круг вопросов, связанных с историей Древнерусской Церкви и церковно-государственных отношений в Древней Руси, быта и нравов Древней Руси, международных и межцерковных отношений, феномена автокефалии и его рецепции в древнерусском наследии, создания и бытования в древнерусской письменности оригинальных и переводных литературных произведений и памятников культуры. На конференции звучали доклады, посвященные историческим деятелям Русской Церкви, юбилейные даты жизни которых отмечаются в этом году Православным миром — святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, святой равноапостольной княгини Ольги и святителя Филиппа, митрополита Московского. Большое количество участников заставило изменить традиционно целиком пленарный формат проведения конференции: во второй день была запланирована работа двух секций, посвященных репрезентации исторических образов и сюжетов в историографии и мысли, а также памятникам книжности в Древней Руси.
Пленарное заседание в первый день работы конференции было наиболее представительным как по числу докладчиков, так и по числу слушателей. Активно обсуждались доклады А. В. Петрова (СПбГУ, СПбДА), рассмотревшего древнерусскую культуру через призму наследия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, О. Г. Ульянова (Музей им. Андрея Рублева), представившего актуальные научные разыскания касательно учреждения Русской Церкви и ее изначального автокефального статуса, В. В. Милькова (Институт философии РАН), продолжившего тему автокефалии на материале эпохи Климента Смолятича. П. И. Гайденко поделился размышлениями, вызвавшими живейший отклик участников, о том, какие социальные, экономические, канонические и бытовые условия сопровождали церковные праздники в Древней Руси. Доклад сотрудника Елецкого университета Л. В. Воротынцева был посвящен месту Руси в контексте межнациональных отношений эпохи татарского ига, а Н. И. Петрова – интерпретации иконографического изображения Николы Можайского с точки зрения его происхождения. В докладе А. Ю. Дворниченко и Р.-Е. А. Кудрявцевой (СПбГУ) был поднят актуальный ныне вопрос о репрезентации образа Великого княжества Литовского и ее князей в древнерусской книжности. Д. М. Буланин (ИРЛИ РАН) попытался доказать атрибуцию древнейшего «княжеского Зерцала» преп. Максиму Греку. Широкое обсуждение вызвал проблемный доклад А. Е. Жукова из БАН, посвященный актуальным проблемам изучения Соборов 1547 и 1549 годов, причем в ходе обсуждения участники конференции пришли к заключению о необходимости привлечь максимально широкий исторический контекст для воссоздания целей проведения данных Соборов. Два доклада, по сути продолжавших друг друга — И. А. Лобаковой (ИРЛИ РАН) и О. С. Сапожниковой (БАН) — были посвящены агиографическим памятникам, посвященным святителю Филиппу, митрополиту Московскому. Живейший интерес вызвал доклад С. О. Шаляпина (Арктический федеральный университет), который обратил внимание на описания монастырей как мест заточения в житиях русских святых.
Во второй день работы конференции на секции «Репрезентация исторических образов и сюжетов в историографии и мысли» значительное внимание было уделено образу св. княгини Ольги — сугубо научный доклад А. С. Королева, в котором была поставлена проблема противоречия концептуальной историографии и исторической реконструкции на примере связи христианизации Моравии и Руси в эпоху княгини Ольги, а также два презентационных доклада сотрудниц ГМИРа О. С. Хижняк и С. О. Семеновой. Особый интерес участников работы секции вызвал доклад А. Ю. Яковенко из МПГУ, который по-новому поставил вопрос о взаимосвязях и взаимовлияниях разных традиций в почитании св. Вячеслава Чешского применительно к развитию его культа на Руси. Традиционный подход в оценке «межконфессиональных отношений», основанный на значительном и очень разнообразном фактическом материале, в докладе о межконфессиональных браках Н. И. Милютенко из СПбГУ сочетался с привычным максимально емким, обобщающим и одновременно узко тематически направленным докладом В. К. Зиборова о попытке прочтения легенды «ДЬНЕ СЛОВО» на печати из коллекции докладчика. Д. М. Котышев продолжил разрабатывать тему эволюции властных институтов в Древней Руси. Доклад А. А. Симоновой из МПГУ, также вызвавший живой интерес участников, касался вопросов постановки проблемы систематизации сохранившихся древнерусских архиерейских посохов. О. А. Абеленцева (Санкт-Петербургский институт истории РАН) занимается в последнее время изучением позднесредневековой истории Тихвинского монастыря. Итоги своей работы по изучению административно-хозяйственной жизни монастыря по материалам его архива она подвела в своем докладе.
В заключение работы секции были выслушаны два сообщения — по скайпу выступил научный сотрудник Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Херсонес Таврический» А. А. Роменский, поделившийся соображениями касательно интерпретации упоминаемого в «Слове о полку Игореве» «старого Владимира», а также проректор по научно-богословской работе СПбДА прот. Константин Костромин, который предложил новую интерпретацию некоторых пассажей посланий инока Елеазарова монастыря Филофея в контексте истории становления автокефалии Русской Церкви.
Вторая секция «Книжность в Древней Руси» открылась докладом Д. Д. Копаневой (СПбГУ) о рукописном наследии новгородского архиепископа Феодосия. Библейская тематика в древнерусской книжности была затронута в докладах М. В. Рождественской (СПбГУ, СПбДА) и М. В. Шпаковского (Институт философии РАН). По скайп-связи выступила главный хранитель фондов Чердынского музея И. Н. Копытова, рассказавшая об имеющихся в музее изданиях кириллической печати. А. С. Кибинь (Государственный Эрмитаж) поделился своими наблюдениями относительно формирования этносов в Западной Руси в древнейший период. Живой интерес, как всегда, вызвал доклад Р. Ю. Почекаева (ВШЭ), который рассказал о мнениях русских эмигрантов ХVI–ХVII веков об отношениях Московского государства с татарами. Не менее интересным был доклад А. А. Лушникова из Пензенского университета, в котором обсуждались этнографические детали антиязыческого сочинения «Поучение о медоварцах». Преподаватель СПбДА А. А. Андреев поделился наблюдением о составе рукописей Ирмология ХVI века. Участники конференции с большим интересом обсудили доклады Н. В. Белова (СПбГУ) и М. Д. Микитчук (МГУ) о летописной Повести о Казанском взятии и А. Б. Беловой (СПбГУ) о практике письма в позднем Средневековье. Особое внимание вызвал обширный доклад Е. Б. Грузновой (РИО), посвященный документам, касающимся попыток введения книгопечатания при Иване III. Работу секции завершило сообщение Е. С. Стройловой (Минский государственный университет) о деятельности Острожской типографии в контексте политической и конфессиональной ситуации в Восточной Европе.
По результатам работы конференции был отмечен высокий научный уровень докладов, широта представленных тематик, возможность ведения открытого обсуждения докладов, хорошая организация конференции. Участники высказались за проведение данной конференции впредь, отмечая появление полноценной независимой научной площадки для обсуждения истории Древней Руси, истории Русской Церкви и мысли. Высказывались мнения о необходимости в перспективе создания научного центра изучения русского Средневековья при Санкт-Петербургской Духовной Академии.