ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ДНИ РАБОТЫ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИИ ПО ВИЗАНТИНИСТИКЕ
22 октября 2020 года завершила свою работу II международная научно-богословская онлайн-конференция по византинистике «Русско-Византийский Логос», организованная совместно кафедрой богословия, кафедрой иностранных языков и кафедрой древних языков Санкт-Петербургской духовной академии в рамках деятельности межкафедрального научно-просветительского проекта «Византийский кабинет». Как уже отмечалось, 20 октября состоялось Пленарное заседание, а затем были два дня, посвященные секционным заседаниям.
21 октября были заслушаны доклады по секции «Византия и русская культура».
Открыл заседание секции священник Игорь Иванов (кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, доцент кафедры богословия СПбДА) с докладом-презентацией по теме «Сергей Дурылин о “Граде Софии” в контексте русского народного восприятия». В ходе сообщения была раскрыта амбивалентность восприятия Царьграда в интеллигентских и народных слоях русского общества как в исторической перспективе, так непосредственно в годы Первой мировой войны. Также была отмечена разнообразная реакция участников Религиозно-философского общества, ознакомившихся с сочинением С. Дурылина об исторической судьбе и духовном значении Царьграда.
Эту тему продолжил и развил в современном контексте Михаил Анатольевич Венщиков (кандидат искусствоведения, преподаватель института философии СПбГУ), рассмотрев в своем докладе «Иконоборческие вызовы в современной культуре» некоторые не вполне корректные подходы к культурному наследию Константинополя со стороны политического истеблишмента Турции.
Затем со своим сообщением выступил Дмитрий Андреевич Карпук (кандидат богословия, доцент кафедры церковной истории СПбДА), рассказав об обстоятельствах учреждения и деятельности кафедры «История православной Греко-восточной Церкви» в Санкт-Петербургской духовной академии (1903–1918 гг.).
Историческую тему продолжил участник из Москвы — Петр Алексеевич Пашков (аспирант кафедры классической филологии филологического факультета МГУ), обратившись к следующей проблематике: «Сильвестр Сиропул как источник по истории Ферраро-Флорентийского собора: попытка переосмысления». Петр Алексеевич отметил, что у Сиропула мало упоминаний богословского диалога на Соборе и он больше обращает внимание на то, что в ходе прений доминировали церковно-политические вопросы.
В свою очередь, рассказала о музыкальной иконичности литургического слова Маргарита Владимировна Красова (искусствовед-исследователь, Российский институт истории искусств (Зубовский институт)), отметив в своем докладе «Культурный код Византии и современное Литургическое пение Валаамского монастыря», что в традиции знаменного пения исполнение исона выражает бесконечность и вечность бытия Божия и в этом проявляется созерцательность древних распевов, до сих живущих в православном богослужении.
Завершил работу секции доклад Константина Андреевича Цырельчука (Сретенская духовная семинария, секретарь кафедры Древних и новых языков), посвященный теме «Византийская Литургия на русской земле: проблема перевода в XX–XXI вв.».
22 октября в ходе третьего, завершающего, дня работы конференции прошло заседание секции «Русская религиозная мысль», на котором был рассмотрен идейный вклад представителей русской консервативной и религиозной мысли XIX — начала XX века, ратовавших за формирование русской идентичности на основах национальной самобытности русского народа
Открыл заседание секции Игорь Борисович Гаврилов (кандидат философских наук, доцент кафедры богословия СПбДА) с докладом «Об актуальности изучения публицистического наследия М. П. Погодина».
Погодинскую тематику продолжил Валерий Александрович Фатеев (кандидат филологических наук, член редколлегии издательства «Росток») в сообщении «“Державный” историк М. П. Погодин и псевдонаучная теория “официальной народности” А. Н. Пыпина».
Затем выступила Ольга Борисовна Сокурова (доктор культурологии, доцент, доцент Института истории СПбГУ) со своими размышлениями на тему «Идея “любви собирающей” в религиозно-философских трудах Е. Н. Трубецкого».
Широкую перспективу идейного спектра дискуссий о национальном самосознании представила в своем докладе «Проблема национальной самобытности во взглядах российских консервативных мыслителей первой четверти XIX века» Надежда Николаевна Лупарева (кандидат исторических наук, доцент, Российский Православный Университет святого Иоанна Богослова, заместитель декана Социально-гуманитарного факультета по научной работе).
Об успешной работе по введению в современный научный и культурный оборот наследия выдающегося отечественного педагога и мыслителя XIX столетия рассказала Нина Викторовна Цветкова (кандидат филологических наук, доцент, кафедра филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного, доцент Псковского государственного университета) в своем докладе «Об издании полного собрания литературно-критических трудов С. П. Шевырева».
К сожалению, в силу болезни не смог принять участие в конференции Николай Николаевич Павлюченков (кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), однако он прислал материал своей статьи по теме доклада «Основы “византизма” в мировоззрении П. А. Флоренского» для публикации в очередном выпуске научного журнала «Русско-Византийский вестник».
В завершение конференции ее участники обговорили тематику для следующего года работы «Византийского кабинета» и редколлегии журнала «Русско-Византийского вестника», а А. Ю. Минаков поблагодарил всех коллег за доставленную высшую радость — «радость интеллектуального общения».
Представленные на научной встрече доклады будут опубликованы в журналах Санкт-Петербургской Духовной Академии: в «Русско-Византийском вестнике» и в «Трудах и переводах».
Комментариев пока нет