Главная / Новости / ВСПОМИНАЯ ОТЦА ВАСИЛИЯ СТОЙКОВА

ВСПОМИНАЯ ОТЦА ВАСИЛИЯ СТОЙКОВА

ВСПОМИНАЯ ОТЦА ВАСИЛИЯ СТОЙКОВА

40 дней назад ушел отец Василий Стойков - самый преданный читатель наших журналов. Он был старейшим и, что даже и не удивительно для общавшихся с ним, одним из наиболее активных участников круглых столов в Книжной гостиной.
Наше фирменное "ученое чаепитие" - это про него, хотя я не припомню, чтобы видел отца Василия с чашкой в руках.
Придя на очередной круглый стол, он сразу же вооружался каким-нибудь из наших журналов и потом на протяжении всего мероприятия ухитрялся одновременно читать журнал и участвовать в дискуссии.
Теперь наш долг выпустить книгу, посвященную отцу Василию - его научные труды, переводы, выступления и публикации... Предполагается множество фотографий. Меня разбирает любопытство - увидеть молодого отца Василия. Даже не представляю, что он мог быть молодым.
Одна из старейших сотрудниц академии сказала мне, что в молодости отец Василий был высоким и очень красивым. Не верю. Я должен это увидеть!..

***

Пока же передаю слово самому молодому сотруднику Издательства. Никита Швед - об отце Василие Стойкове.

_MG_3070 "Spiritus quidem promptus est, caro autem infirma". Протодиакон Андрей Кураев на одной из своих лекций как-то привел вариант перевода данной фразы, сделанный якобы одним студентом духовной семинарии. Перевод гласил: спирт, дескать, хорош, а мясо стухло. Но все же, более признанным вариантом переложения является следующий - "дух бодр, плоть же немощна". Эта фраза — первое, что приходило в голову при взгляде на уверенный, но уже не такой крепкий шаг протоиерея Василия Стойкова.
Помню свое первое впечатление от встречи с отцом Василием, когда в 2018 году я поступил в духовную академию. Тогда передо мной предстал согбенный годами старичок умиротворенного вида, смотрящий постоянно себе под ноги. Я решил, что этот дедушка — просто местный реликт, которому больше нечего делать, кроме как посещать академию, коротая в знакомых стенах дни своей старости. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что этот «дедушка» до сих пор читает курс лекций для студентов.
Однажды меня попросили прийти в деканат и напечатать в электронном виде рецензию на бакалаврскую работу, написанную отцом Василием от руки. Увиденное меня удивило, мне стало жалко выпускника, автора этой дипломной работы — отец Василий очень подробно анализировал все некорректные места в сочинении, будь то не проработанность источников, или недостаточная аргументация некоторых тезисов — ничто не могло скрыться от взгляда "старичка". И все это было нацарапано карандашом с двух сторон обычного листа А4, с которого я перепечатывал текст в ноутбук. Но, стоит сказать, что заключение было положительным, отец Василий рекомендовал допустить студента к защите.
После этого я много раз видел, как он служил, проповедовал, говорил речи на официальных мероприятиях; и все более слышимое мной диссонировало с образом маленького немощного старичка, сложившегося при первом взгляде.
Окончательно разубедился я в первоначальном образе во время вручения отцу Василию степени доктора богословия honoris causa. После литургии ректор, присутствовавшие преподаватели и все студенты собрались в актовом зале. Ректор говорил речь, а отец Василий просто сидел и смотрел в никуда, мне казалось, он вот-вот заснет. Но, когда отец Василий взял микрофон, то его мнимая и моя реальная сонливость рассеялись — он цитировал Писание, проповедь владыки, с точностью приводил воспоминания былых лет — это была речь живого, в каком-то смысле, молодого ума. Это потрясало. Дополнительным доказательством того, что отец Василий находился в постоянном поиске и умственном возрастании является его появившийся накануне 90-летнего юбилея интерес к научной деятельности Издательства Духовной Академии. Отец Василий стал часто посещать конференции и читать научные журналы нашего издательства. Открывать для себя что-то новое невозможно для многих уже после тридцати, не говоря о том, чтобы делать это в девяносто лет, а не просто двигаться по натоптанной жизненной тропе от дома на работу и обратно.
Может быть, отец Василий и не был гениальным лектором и продуктивным ученым, он просто делал то, что от него требовалось, отдавал всего себя, служа Академии на протяжении почти полувека. Вспомнив известную песню, можно сказать, что отец Василий запомнился нам не тем, что сжег все дрова за один час, а наоборот, долго хранил свой тихий огонек, потому что яркие люди приходят, выстреливают и исчезают, а душой любой организации являются те, кто тихо на протяжении многих лет выполняют свой долг. Усердно и с полной отдачей.

Теги Протоиерей Василий Стойков
Комментарии

Комментариев пока нет