"ВИЗАНТИЙСКИЙ КАБИНЕТ" ПОСВЯТИЛ СВОЕ ЗАСЕДАНИЕ М.Н. КАТКОВУ
9 ноября 2018 года в Книжной гостиной состоялось очередное заседание «Византийского кабинета». На этот раз оно было тематическим, посвященным 200-летию со дня рождения одного из наиболее ярких православных мыслителей ΧΙΧ века, выдающегося русского просветителя Михаила Никифоровича Каткова (1818-1887).
В заседании приняли участие петербургские ученые: Ольга Леонидовна Фетисенко, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) и Ольга Сергеевна Кругликова, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории журналистики СПбГУ.
Ведущими выступили создатель проекта «Византийский кабинет», заведующий кафедрой иностранных языков, кандидат философских наук, доцент, иерей Игорь Иванов и доцент кафедры богословия, кандидат философских наук Игорь Борисович Гаврилов.
Открывая встречу, отец Игорь сперва рассказал о деятельности «Византийского кабинета» и ее отражении на страницах научного журнала «Русско-Византийский вестник», а затем отметил, что текущее заседание приурочено к 200-летию со дня рождения М. Н. Каткова, которое отмечалось 1 ноября 2018 года. Кроме того, отец Игорь сказал несколько слов о роли и значении катковского журнала «Русский вестник» в публицистике второй половины XIX века.
Далее И. Б. Гаврилов в своем выступлении отметил, что тема Православия занимает значительное место в авторской публицистике и в изданиях М. Н. Каткова в целом. На их страницах Михаил Никифорович всесторонне отражал жизнь Церкви. Он сам неоднократно писал статьи на церковные темы и привлекал к сотрудничеству известных церковных авторов, прежде всего — профессоров Московской духовной академии. Причем Катков неизменно выступал с позиции недопустимости подчинения Церкви государству. В заключение своего сообщения Игорь Борисович подчеркнул, что научное исследование литературно-критического и религиозно-философского наследия и издательской деятельности М. Н. Каткова призвано очистить это имя от ложных стереотипов и вернуть из забвения. Необходимо отдать должное выдающемуся мыслителю и по достоинству оценить его вклад в защиту и укрепление Православной Церкви, русской государственности и культуры.
После небольшого обсуждения затронутых вопросов слово взяла Ольга Сергеевна Кругликова, рассказавшая о нескольких периодах формирования мировоззрения Каткова, отметив, что в историю он вошел как «политический прагматик и государственник, веривший в величие русского государства».
В докладе Ольги Сергеевны была особо затронута тема веротерпимости в публицистике Каткова. Прежде всего, он отстаивал идею абсолютной свободы совести частного лица («между душой и Богом государство не имеет права полагать свой меч»), кроме того, он настаивал на отмене черты оседлости и на признании полноценности всех гражданских прав для представителей всех религий на территории России.
Но при этом он подчеркивал, что государство не имеет права поощрять иноверческие учреждения, распространяющие и пропагандирующие свою веру. То есть акцентировал свою мысль на том, что «не преследовать не означает поддерживать» и «предоставлять свободу не означает давать власть». Предоставление иным верам религиозной свободы не означает водворения у себя чужой нетерпимости. Говорил Катков и о том, что Церковь нужно избавить от чрезмерной государственной опеки, предоставив ее чадам полную свободу быть сознательным православным христианином. Также он считал, что единство государства требовало внутреннего единства и общества – на основе формирования «государственной нации», когда в равной мере общему Отечеству служили бы и русский немец, и русский татарин, и русский поляк.
Последним годам жизни и деятельности М. Н. Каткова, а также реакции общественной мысли на плоды его трудов был посвещен доклад Ольги Леонидовны Фетисенко на тему Последний год жизни Каткова и его отражение в надгробных словах “первому государственному публицисту”.
В нем было рассмотрено несколько примеров, отражающих жанрово-стилистическую панораму некрологов и надгробных слов Каткову, созданных авторами консервативного лагеря: от панегирика до диатрибы. Соратники при жизни Каткова порой удивляли современников резкостью оценок, нарушающей правило de mortibus aut bene, aut nihil, а былые противники, например, Сергей Федорович Шарапов (1855-1911), произносили речи в духе торжественного реквиема. В частности, Шарапов сказал, что «Катков стоил десяти департаментов» и что ему «мы обязаны существующей свободы слова в России». Также в докладе говорилось и о других мнениях о деятельности М. Н. Каткова в последние годы его жизни в отношении внешней политики России.
Кроме того, в ходе встречи были освящены отношения М. Н. Каткова с К. П. Победоносцевым, И. С. Аксаковым, Н. П. Гиляровым-Платоновым, князем В. П. Мещерским, Ф. М. Достоевским и др.
В заседании "Византийского кабинета" принимали активное участие слушатели Епархиальных курсов и учащиеся СПбДА. Они задавали многочисленные вопросы и высказывали свое мнение по поводу выступлений.
PS: вышеприведенный текст принадлежит перу создателей "Византийского кабинета". Мы так писать не умеем. Однако, со своей стороны, хотим отметить несколько моментов. Во-первых, "Византийский кабинет" живет и активно готовит новые мероприятия. Во-вторых, доклады на заседаниях явно будут основой статей в "Русско-Византийском вестнике". Это некая передача традиции от кафедры богословия, где подобное происходит с научными семинарами и "Трудами кафедры богословия". Как видно, разные научные проекты Академии воспринимают друг у друга лучшее. В-третьих, нет никакой необходимости напоминать, что заседание "Византийского кабинета" прошло в традиционной для Книжной гостиной неформальной обстановке "ученого чаепития".
PPS: как приятно видеть в Книжной гостиной полный зал студентов Академии! Пожалуй, это было первое заседание "Византийского кабинета", когда присутствующим не хватило стульев!)
Комментариев пока нет