Главная / Барсовское общество / Дорская А.А. Церковное право как предмет научной дискуссии: основные направления изучения церковно-правовых вопросов в постсоветский период // Христианское чтение. 2018. №1.

Дорская А.А. Церковное право как предмет научной дискуссии: основные направления изучения церковно-правовых вопросов в постсоветский период

Александра Андреевна Дорская — доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, заведующая кафедрой международного права Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (adorskaya@yandex.ru).

ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ ДИСКУССИИ: 
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКОВНО-ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Аннотация: В статье выделяются основные направления изучения церковного права российскими светскими учёными (историками, юристами, философами, культурологами), а также представителями духовенства в конце XX — начале XXI вв. Показана преемственность в исследовании церковно-правовых вопросов в дореволюционный и современный периоды, несмотря на то, что процесс развития науки церковного права был прерван в советский период. Рассмотрены примеры изучения церковно-правовой тематики в Советском Союзе на примере трудов С.В. Юшкова и Я.Н. Щапова. В статье показано, что многие проблемы науки церковного права дореволюционного периода требуют решения и на современном этапе, сохраняется необходимость разработки вопросов разграничения канонического и церковного права, правового режима имущества религиозного назначения, деятельности церковных судов, регулирования семейных отношений. Обоснованы как достижения в изучении церковно-правовой тематики, так и недостатки в современном освещении данных вопросов.

Ключевые слова: каноническое право, церковное право, система церковного права, источник церковного права, наука церковного права, С. В. Юшков, Я. Н. Щапов, прот. В. Цыпин, Н. С. Суворов, А. С. Павлов, Г. Ф. Шершеневич. 

 

История систематического научного осмысления церковно-правовых проблем в России насчитывает, хотя и с 70-летним перерывом, в общей сложности более ста лет. Несмотря на то, что о необходимости преподавания канонического права говорилось со второй половины XVII в., и в XVIII — начале XIX вв. оно преподавалось в духовных, а с 1835 г. и в светских высших учебных заведениях, о российской науке церковного права можно говорить только с 1840-х гг. Сложное и противоречивое развитие данной науки принесло в юриспруденцию дореволюционного периода новые правовые категории (особая правовая область (система), свобода совести, светское государство и другие), и некоторые институты права. Однако, это развитие было прервано в 1917 г.

Нельзя считать, что церковно-правовая тематика полностью отсутствовала в советских исследованиях. Так, классик историко-правовой науки С. В. Юшков, благодаря которому на юридических факультетах страны были возрождены кафедры истории права, как известно, в 1913 г. был оставлен для приготовления к профессорскому званию на кафедре церковного права Санкт-Петербургского Императорского университета, и в своих последующих произведениях косвенно касался церковно-правовых вопросов, хотя это было и небезопасно. 

В постсоветский период настоящим прорывом стали работы протоиерея Владислава Цыпина: в 1994 г. в свет вышла монография «Церковное право»[1], а в 1996 г. — учебное пособие[2]. С этого времени церковно-правовые вопросы постоянно привлекают внимание исследователей. Основные направления исследований можно сгруппировать следующим образом.

Во-первых, выделяется группа исследований, посвящённых вопросам общей теории права в церковном праве. Большое методологическое значение имела работа А. С. Смыкалина о церковном праве как самостоятельной отрасли в системе юридических наук[3], в которой доказывалась возможность применения к церковному праву характеристик не только отрасли юридического знания, но и отрасли права. В 2006 г. вышла работа архимандрита Никона (Лысенко) о месте церковного права в системе юридических наук[4]. Попыткой совмещения юридического и религиозного подходов стала статья А. А. Ференц-Сороцкого о каноническом (церковном) праве[5]. Работа отражает дискуссионность вопроса о соотношении понятий «каноническое право» и «церковное право», споры по которому велись с XIX века. В рамках общетеоретических рассматриваются и другие вопросы. В частности, О. В. Танимов раскрыл проблему применения фикций в церковном праве[6], Н. С. Козьякова анализирует нормативно-правовую природу канонического (церковного) права[7].

Во-вторых, отдельным направлением выделяется изучение системы источников или конкретных источников церковного права. Современные исследования в рамках данного направления можно разделить на четыре группы: либо изучается рецепция византийского права Россией и её влияние на церковное и светское законодательство[8], либо проводится анализ определённых источников церковного права[9], либо конструируются системы источников церковного права различных эпох[10], либо изучается соотношение источников церковного и светского права[11]. При этом выводы исследований могут быть достаточно неожиданными для общей теории права и истории права. Например, А. М. Осавелюк выявил, что каноны в церковном праве и принципы права в светском праве обладают определенным сходством[12].

В-третьих, на современном этапе большое внимание уделяется такому спорному вопросу в дореволюционной науке церковного права как система церковного права. В связи с тем, что на нормативно-правовом уровне в Российской империи данная проблема не была решена, она решалась только на уровне доктринальном. Сейчас исследователи пытаются рассмотреть вопрос комплексно, изучая и эволюцию системы церковного права Руси и России[13], её отдельные элементы[14], и дореволюционное деление на внутреннее и внешнее право Церкви[15].

В-четвёртых, особое место в современном процессе изучения церковного права занимает вопрос о месте церковного права в системе права и правовой системе России. Данное направление сначала стало развиваться в рамках теории государства и права. В 1997 г.  в МГЮА М. Ю. Варьяс защитил кандидатскую диссертацию «Церковное право в романо-германской правовой семье», рассмотрев такие проблемы как возникновение и развитие церковного права в Западной Европе и отчасти России, критерии выделения церковного права в континентальной правовой системе, характеристика современного церковного права как корпоративной правовой системы[16]. В 2001 г. М. Ю. Варьяс издал учебное пособие по церковному праву[17]. Большое значение также имела кандидатская диссертация Е. П. Гарановой «Церковное право в правовой системе российского общества (общетеоретический и исторический аспекты)» (2004 г.)[18], в которой раскрывалось место церковного права в правовой системе общества, церковное право рассматривалось как корпоративная правовая система, на примере института церковного суда была показана реализация норм церковного права. В том же 2004 г. была защищена кандидатская диссертация Д. Д. Борового «Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования». Автор охарактеризовал церковное право как «действующую корпоративную правовую систему, регулирующую конкретные реально существующие отношения людей внутри особого религиозного общества — Церкви»[19].

Данный вопрос рассматривается и с историко-правовых позиций[20], и с современных[21], т.к. место церковного права в системе права Руси и России менялось, сначала под воздействием византийского фактора в русской государственно-церковной жизни, затем — в условиях превращения государства в многоконфессиональное, позже — при законодательном определении Русской Православной Церкви как «первенствующей и господствующей», наконец — в эпоху гонений и отношений партнёрства Российского государства с различными религиозными организациями.

В-пятых, как отдельное направление, на современном этапе, можно выделить изучение развития науки церковного права. Оно является очень важным, т.к. на протяжении почти 70-ти лет вклад российских специалистов в области церковного права дореволюционной эпохи не учитывался, тогда как они внесли огромный вклад в развитие историко-правовой науки, науки конституционного, гражданского, уголовного и даже процессуального права. Недаром в XXI веке переиздаются труды Николая Семёновича Суворова (1848–1909)[22], Ильи Степановича Бердникова (1839–1915)[23], Алексея Степановича Павлова (1832–1898)[24] и других российских учёных-канонистов (как они сами себя называли). Современные исследователи изучают и диссертационные исследования по церковному праву дореволюционного периода[25], и опыт преподавания церковного права в университетах и Духовных академиях Российской империи конца XVIII — начала XX вв.[26] Среди работ данного направления необходимо выделить монографию И.В. Борщ «Русская наука церковного права в первой половине ХХ века: поиск методологии»[27], в которой показаны основные научные направления сложного периода, когда произошёл слом дореволюционного государства и права, и религиозные организации выживали в состоянии гонений. Большое значение имеет опыт других стран, которые входили в состав Российской империи, и сейчас возрождают церковное право как науку и учебную дисциплину не только в духовных, но и светских учебных заведениях[28].

В-шестых, следуя дореволюционной традиции, согласно которой в рамках церковного права изучались правовые основы взаимоотношений Русской Православной Церкви с другими конфессиями, современные исследователи изучают церковное право, прежде всего, Европы[29]. Особое место среди европейских стран занимает опыт Англии[30], поскольку, как известно, к упразднению патриаршества и учреждению Святейшего Синода Петра I «побудили беседы с Вильгельмом III Оранским, ставшим королем Англии, который доказал Петру, что, если он желает быть полным хозяином в своей стране, то ему самому необходимо стать главою Церкви»[31]. Кроме того, в XVIII — начале XX вв. — правда, с большими перерывами, — велись политические переговоры о соединении православной и англиканской церквей.

В-седьмых, в связи с развитием, по терминологии К. Васака, в рамках прав «четвёртого поколения» гендерных прав, на современном этапе активно стал изучаться женский вопрос в церковном праве. Данное направление не было развито в дореволюционный период, и его можно считать новым. Центром изучения данной проблематики стала созданная в 2007 г. кафедра истории Церкви МГУ им. М.В. Ломоносова[32]. Особо необходимо выделить работы Е.В. Беляковой, которая, являясь ученицей Я.Н. Щапова (1928–2011) — одного из немногих исследователей, занимавшихся в советское время церковной тематикой и защитившего в 1964 г. кандидатскую диссертацию «Церковь как феодальная организация в Древней Руси», а в 1975 г. докторскую диссертацию «Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв.», — продолжает традиции не только дореволюционной, но и советской науки по изучению церковно-правовой проблематики[33].

В-восьмых, направлением изучения является соотношение норм церковного права с другими отраслями российского права. Прежде всего, это относится к истории уголовного права[34], полицейского (административного)[35], процессуального[36] и семейного права. Историю русского семейного права вообще невозможно рассматривать без контекста развития церковного права, т.к. первый русский источник семейного права Стоглав появился только в 1551 г., и был принят на церковном соборе с участием светских представителей, а до этого господствовали нормы церковного права, заимствованные вместе с Номоканоном, Эклогой, Прохироном и другими источниками из Византийской империи[37]. Последующее развитие русского семейного права можно рассматривать только в контексте сочетания церковных и светских источников[38]. Современные исследователи считают, что некоторые нормы церковного права вполне могут быть применимы в семейном законодательстве России[39].

Кроме того, на современном этапе необходимо выделить, как особую научную проблему, изучение норм церковного права об имуществе религиозного назначения, поскольку после издания Федерального Закона Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 327–ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» этот вопрос приобрёл не только большую актуальность, но и практическую значимость. Несмотря на то, что данная научная проблема стала разрабатываться ещё в 1990-е гг.[40], до сих пор многие вопросы являются спорными. Согласно утверждённому 26 апреля 2011 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 325 Перечню документов, обосновывающих право религиозной организации на имущество религиозного назначения, среди прочих документов необходимо предоставить архивную справку, содержащую, в том числе, сведения об истории строительства и конфессиональной принадлежности имущества. Здесь неизбежно возникает вопрос — а принадлежало ли церковное имущество в дореволюционный период религиозным организациям? Существуют самые разнообразные мнения: от признания имущества церковных организаций дореволюционной России собственностью государства до объявления конфессий Российской империи, и, прежде всего, Русской Православной Церкви, крупнейшими собственниками. Правовой режим имущества религиозного назначения изучается в работах Н. И. Алексеевой[41], Е. П. Гарановой и Е. В. Кискина[42], В. Н. Сидоровой[43] и других исследователей.

К достижениям современной науки в области изучения церковно-правовой тематики можно отнести следующее. Нормы церковного права изучаются и светскими, и церковными исследователями, что позволяет рассмотреть проблемы церковного права комплексно, с учётом установившихся партнёрских отношений Российского государства с различными конфессиями. Кроме того, вопросами церковного права занимаются историки, юристы, философы, что способствует совмещению различных подходов, которые неизбежно возникают в светском многоконфессиональном государстве.

Постепенно в российской науке понятия «церковное право» и «каноническое право» перестают употребляться как синонимы. Эта проблема была характерна ещё для российской дореволюционной науки. На Западе под каноническим правом понималась совокупность всех исходящих от церкви постановлений, независимо от того, являлись ли они предметом церковных или гражданских отношений, а под церковным — совокупность норм, исходящих как от церкви, так и от государства, и регулирующих чисто церковные отношения. На православном Востоке, в связи с тем, что церковное законодательство всегда находилось в соответствии с государственными законами, такое различие в названиях не имело столь важного значения. Однако, не все дореволюционные исследователи были согласны с данным тезисом. Профессор М.И. Горчаков считал, что «каноническим правом следует называть правила, составленные церковью и утвержденные соборами»[44]. Известный русский цивилист Г.Ф. Шершеневич выстроил следующую логическую цепочку: «Жизнь … религиозного союза поддается нормировке в двояком отношении: со стороны внутренних отношений среди членов Церкви и со стороны внешних отношений Церкви, как общественного союза, к государству как внешней принудительной организации. На этой почве создалось двоякое право: а) каноническое и b) церковное. Отождествление этих двух терминов является неправильным… Церковное право дает нормы, церковные по своему содержанию, хотя бы своим происхождением они обязаны были не церкви, а государству… Каноническому праву вообще нет места в системе права. Это учение о нормах sie generis»[45]. Проследить эволюцию использования данных терминов на современном этапе можно на примере работ прот. В. Цыпина, благодаря которому произошло возрождение церковного права как научного направления. Если первые упомянутые выше исследования назывались «Церковное право», то с 2009 г. его обобщающие труды называются «Каноническое право»[46], что больше соответствует условиям светского государства.

Благодаря возрождению церковно-правовой тематики, в рамках научных исследований по-новому стали рассматриваться многие теоретико-правовые и историко-правовые вопросы, например, стало очевидным, что право не может быть тождественно закону.

Вместе с тем, современное состояние изучения церковно-правовой проблематики свидетельствует о ряде тревожных моментов. В дореволюционный период специалисты в области церковного права, несмотря на свою духовную или светскую принадлежность, как правило, активно изучали труды друг друга. Сегодня при изучении церковного права чётко выделяется три направления: общегражданские историки, историки права, духовные лица. Причём, в силу не вполне оправданных причин представители данных направлений либо недостаточно, либо принципиально не изучают труды друг друга, что отражается иногда даже в названиях научных исследований[47].

Также в современных исследованиях недостаточно уделяется внимание тем исторически апробированным аспектам церковного права, которые способствовали установлению межконфессионального и внутриконфессионального мира. Видимо, это является предметом дальнейших научных исследований.

Таким образом, за последнюю четверть века в российской науке произошёл значительный прорыв в изучении вопросов церковного права. Активно исследуются не только нормы церковного права, но и достижения церковно-правовой науки дореволюционного периода, что значительно обогащает наши представления по истории практически всех отраслей российского права, а также развитии юридической мысли. Однако, необходим дальнейший диалог представителей научного сообщества, государственных структур, религиозных организаций.



[1] Цыпин В. А. Церковное право. Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозному образованию, МФТИ, 1994. 440 с.

[2] Цыпин В. А. Церковное право. Учебное пособие. М.: Круглый стол по религиозному образованию Русской Православной Церкви, МФТИ, 1996. 442 с.

[3] Смыкалин А. С. Церковное право — самостоятельная отрасль знаний в системе юридических наук // Российский юридический журнал. 2005. № 4. С. 131–136.

[4] Лысенко Н. Н. Христианская церковно-правовая традиция и место церковного права в системе юридических наук // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. № 9–2 (64). С. 46–47.

[5] Ференц-Сороцкий А. А. Каноническое (церковное) право // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2009. № 6. (287). С. 139–150.

[6] Танимов О. В. Применение фикций в церковном праве и церковных отношениях // История государства и права. 2012. № 9. С. 2–6.

[7] Козьякова Н. С. Нормативно-правовая природа канонического (церковного) права // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2012. № 3. С. 11–14.

[8] Митрофанов Д. А. Аккультурация церковного и светского права в России посредством рецепирования византийского церковного права // Вестник Костромского государственного технологического университета. 2010. № 3 (25). С. 99–101; Оме Х. Место Пято-Шестого Собора в византийском церковном праве VIII в. // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2011. Т.1. № 21. С. 154–157; Матушевская Ю. Г., Махмутова М. Н. Особенности формирования римско-византийского права и его влияние на становление церковного права // Миссия конфессий. 2016. № 15. С. 21–27.

[9] Гайденко П. И. Церковный устав Ярослава как свидетельство религиозно-политической жизни Киевской Руси // Вестник Челябинского государственного университета: История. Выпуск 23. 2008. 5(106). С. 80–87; Сутягина И. Ю. Княжеские церковные уставы в праве городских республик Средневековой Руси // Право и государство: теория и практика. 2015. № 9 (129). С. 11–14.

[10] Ференц-Сороцкий А. А. Источники церковного права // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2012. № 2 (301). С. 203–227; Шаляпин С. О. К проблеме систематизации источников русского церковного права синодального периода // Джерела права Украiни, iнших краiн та мiжнародноi спiльноти: iстория та сучаснiсть. Матерiали XXIX Мiжнародноi iсторико-правовоi конференцii, 2013. С. 166–176.

[11] Ботанцов И. В. Соотношение источников светского и церковного права в Российской империи 1832–1917 гг. // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 2 (44). С. 9–19.

[12] Осавелюк А. М. О некоторых проблемах канона в церковном праве // Государство и право. 2015. № 4. С. 34.

[13] Глухов В. А. Генезис элементов системы церковного (канонического) права Древнерусского государства // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2010. № 3. С. 13–20.

[14] Апольский Е. А. К вопросу о структуре дореволюционного церковного права // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2012. № 3. С. 67–72.

[15] Буренин В. Н. Внутреннее и внешнее церковное право: история и современность // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 6 (41). С. 248–250.

[16] Варьяс М. Ю. Церковное право в романо-германской правовой системе. Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М.,1997. С. 18–24.

[17] Варьяс М. Ю. Краткий курс церковного права. Учебное пособие. М.: МЗ-Пресс, 2001. 127 с.

[18] Гаранова Е. П. Церковное право в правовой системе российского общества (общетеоретический и исторический аспекты). Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2004. С. 9–10.

[19] Боровой Д. Д. Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования. Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2004. С. 18.

[20] Варданян Г. В., Плешков Е. В. Церковное право как элемент системы права Российской империи // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 4 (8). С. 65–68.

[21] Петюкова О. Н. Проблемные аспекты определения места церковного права в современной системе права // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 3. С. 146–147.

[22] Суворов Н. С. Учебник церковного права / Под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, Система Гарант, 2004. 477 с.; Суворов Н. С. Следы западно-католического церковного права в памятниках древнего русского права. М.: URSS Ленанд, 2015. 234 с.; Суворов Н. С. Гражданский брак. Изд. 3-е. М. : URSS ЛЕНАНД, 2015. 152 с. и другие.

[23] Бердников И. С. Церковь и империя : история Православной симфонии отношений. М.: ФИВ, 2013. 511 с.

[24] Павлов А. С. Курс церковного права заслуженного профессора Императорского московского университета А. С. Павлова, читанный в 1900-1902 г. СПб. : СПбУ МВД РФ и др., 2002. 384 с.

[25] Мелешко О. Библиография, статистика и направления диссертационных исследований о церковном праве в университетах Российской империи // Закон и право. 2008. № 9. С. 115–116.

[26] Сухова Н. Ю. Церковное право в православных Духовных Академиях России: проблемы и традиции // Религии мира. История и современность. 2012. Т.2010. С. 346–368.

[27] Борщ И. В. Русская наука церковного права в первой половине ХХ века: поиск методологии. М.: URSS, 2008. 221 с.

[28] Оборотов И. Г. Проблемы введения ученого курса «Каноническое (церковное) право»: украинский опыт // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». 2013. Специальный выпуск 2. С. 110–114.

[29] Дряхлов В. Н. Антиязыческие нормы в церковном праве Западной Европы в раннее Средневековье // История государства и права. 2005. № 1. С. 58–60.

[30] Паламарчук А. А. Суд о даровании прав и проблема светской и церковной юрисдикции английского монарха в период Реформации // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. 2015. № 4. С. 228–245.

[31] Тюрин Е. Церковь и государство: взаимодействие или размежевание? // Партнерство государства и церкви. Стабильность политической системы гражданского общества. Сборник материалов Международной научно-теоретической конференции, посвященной 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского (25–26 июня 2004 г.). Курск, 2004. С. 57.

[32] Белякова Е. В., Белякова Н. А., Емченко Е. Б. Женщина в православии: церковное право и российская практика. М.: Кучково поле, 2011. 704 с.

[33] Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2004. 664 с.; Белякова Е. В. Женщина в церковном праве попытка реформы на Поместном соборе 1917–1918 годов // Религии мира. История и современность. 2004. С. 197–210 и другие.

[34] Саввин А. В. Отражение в церковном праве борьбы христианской церкви с ересями // Вопросы культурологии. 2008. № 12. С. 17–19; Павлушков А. Р. Реализация принципа справедливости наказания в церковном, светском и традиционном праве // Человек: преступление и наказание. 2014. № 4. С. 53–58 и другие.

[35] Потапов Ю. А. Церковное право и духовная цензура в Российской империи: источники и нормы // Онтология и аксиология права. Омск, 2005. С. 183–185.

[36] Смыкалин А. С. Историко-сравнительный анализ современной судебной системы Российской Федерации и церковных судов Русской Православной Церкви // Бизнес, менеджмент и право. 2016. № 1–2. С. 81–85.

[37] Дмитриев А. С. Семейное право по Церковному уставу Ярослава Мудрого // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 4 (39). С. 237–238. 

[38] Зубанова С. Г., Семашко А. Г. Памятники русского семейного права: церковные и светские (Х–ХХ вв.). Учебное пособие для студентов юридических факультетов. Люберцы: Издательство РГСУ «Союз», 2007. 132 с.

[39] Гавриш И. В. Основные нормы церковного брачного права Русской Православной Церкви и их применение в современной России // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2009. № 4. С.81-98.

[40] Алексеев А. И. Доктрина неотчуждаемости церковных имуществ в системе канонического права на Руси кона XV — первой половины XVI вв. // Псковская судная грамота и российская правовая традиция. Труды межрегиональной научной конференции, посвящённой 600-летнемц юбилею Псковской судной грамоты. Псков: Псковский вольный университет, Псковский государственный педагогический институт, 1997. С. 44–48.

[41] Алексеева Н. И. Правовой режим церковно-монастырских земель в России в XV-XVII вв. Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2016. 22 с.

[42] Гаранова Е. П. Кискин Е. В. Правовой режим церковного имущества: межсистемные коллизии канонического и светского права (1917–1929 гг.) // История государства и права. 2007. № 20. С. 19.

[43] Сидорова В. Н. Право и религия: церковные и канонические ценности как проблема гражданского законодательства (на примере конкретного дела об истребовании культовых ценностей из владения религиозной организации) // Право и государство: культурологическое измерение. Международная научно-практическая конференция. СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2016. С. 66–69.

[44] Записки церковного права по лекциям, читанным профессором Императорского Санкт-Петербургского университета протоиереем М. И. Горчаковым, изданные студентами Университета в 1893–1894 гг. СПб.,1894. Литография. С. 24.

[45] Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1910. Выпуск I. Т.I. С.553-554.

[46] Цыпин В. А., прот. Каноническое право. М.: Сретенский монастырь, 2009. 864 с.; Цыпин В.А., прот. Каноническое право. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. 864 с. 2-е изд.

[47] Арзамаскин М. М. Церковное право. Постановка проблемы // Закон и право. 2013. № 6. С. 38-41.

Источники и литература

Алексеев А. И. Доктрина неотчуждаемости церковных имуществ в системе канонического права на Руси конца XV — первой половины XVI вв. // Псковская судная грамота и российская правовая традиция. Труды межрегиональной научной конференции, посвящённой 600-летнемц юбилею Псковской судной грамоты. Псков: Псковский вольный университет, Псковский государственный педагогический институт, 1997. С. 44–48.

Алексеева Н. И. Правовой режим церковно-монастырских земель в России в XV-XVII вв. Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2016. 22 с.

Апольский Е. А. К вопросу о структуре дореволюционного церковного права // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2012. № 3. С. 67–72.

 Арзамаскин М. М. Церковное право. Постановка проблемы // Закон и право. 2013. № 6. С. 38–41.

Белякова Е. В., Белякова Н. А., Емченко Е. Б. Женщина в православии: церковное право и российская практика. М.: Кучково поле, 2011. 704 с.

Бердников И. С. Церковь и империя : история Православной симфонии отношений. М.: ФИВ, 2013. 511 с.

Боровой Д. Д. Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования. Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2004.

Борщ И. В. Русская наука церковного права в первой половине ХХ века: поиск методологии. М.: URSS, 2008. 221 с.

Ботанцов И. В. Соотношение источников светского и церковного права в Российской империи 1832-1917 гг. // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 2 (44). С. 9–19.

Буренин В. Н. Внутреннее и внешнее церковное право: история и современность // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 6 (41). С. 248–250.

Варданян Г. В., Плешков Е. В. Церковное право как элемент системы права Российской империи // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 4 (8). С. 65–68.

Варьяс М. Ю. Краткий курс церковного права. Учебное пособие. М.: МЗ-Пресс, 2001. 127 с.

Варьяс М. Ю. Церковное право в романо-германской правовой системе. Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М.,1997. 25 с.

Гавриш И. В. Основные нормы церковного брачного права Русской Православной Церкви и их применение в современной России // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2009. № 4. С. 81–98.

Гайденко П. И. Церковный устав Ярослава как свидетельство религиозно-политической жизни Киевской Руси // Вестник Челябинского государственного университета: История. Выпуск 23. 2008. 5(106). С. 80–87.

Гаранова Е. П. Кискин Е. В. Правовой режим церковного имущества: межсистемные коллизии канонического и светского права (1917–1929 гг.) // История государства и права. 2007. № 20. С. 19–21.

Гаранова Е. П. Церковное право в правовой системе российского общества (общетеоретический и исторический аспекты). Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2004. 27 с.

Глухов В. А. Генезис элементов системы церковного (канонического) права Древнерусского государства // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2010. № 3. С. 13–20.

Записки церковного права по лекциям, читанным профессором Императорского Санкт-Петербургского университета протоиереем М.И. Горчаковым, изданные студентами Университета в 1893-1894 гг. СПб.,1894. Литография. 359 с.

Зубанова С. Г., Семашко А. Г. Памятники русского семейного права: церковные и светские (Х–ХХ вв.). Учебное пособие для студентов юридических факультетов. Люберцы: Издательство РГСУ «Союз», 2007. 132 с.

Козьякова Н. С. Нормативно-правовая природа канонического (церковного) права // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2012. № 3. С. 11–14.

Лысенко Н. Н. Христианская церковно-правовая традиция и место церковного права в системе юридических наук // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. № 9–2 (64). С. 46–47.

Матушевская Ю. Г., Махмутова М. Н. Особенности формирования римско-византийского права и его влияние на становление церковного права // Миссия конфессий. 2016. № 15. С. 21–27.

Мелешко О. Библиография, статистика и направления диссертационных исследований о церковном праве в университетах Российской империи // Закон и право. 2008. № 9. С. 115–116.

Митрофанов Д. А. Аккультурация церковного и светского права в России посредством рецепирования византийского церковного права // Вестник Костромского государственного технологического университета. 2010. № 3 (25). С. 99–101.

Оборотов И. Г. Проблемы введения ученого курса «Каноническое (церковное) право»: украинский опыт // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». 2013. Специальный выпуск 2. С. 110–114.

Оме Х. Место Пято-Шесого Собора в византийском церковном праве VIII в. // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2011. Т.1. № 21. С. 154–157.

Осавелюк А. М. О некоторых проблемах канона в церковном праве // Государство и право. 2015. № 4. С. 28–34.

Павлов А. С. Курс церковного права заслуженного профессора Императорского московского университета А. С. Павлова, читанный в 1900–1902 г. СПб. : СПбУ МВД РФ и др., 2002. 384 с.

Павлушков А. Р. Реализация принципа справедливости наказания в церковном, светском и традиционном праве // Человек: преступление и наказание. 2014. № 4. С. 53–58.

Паламарчук А. А. Суд о даровании прав и проблема светской и церковной юрисдикции английского монарха в период Реформации // Религия. Церковь. Общество. Исследования и публикации по теологии и религии. 2015. № 4. С. 228–245.

Петюкова О. Н. Проблемные аспекты определения места церковного права в современной системе права // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 3. С. 146–147.

Потапов Ю. А. Церковное право и духовная цензура в Российской империи: источники и нормы // Онтология и аксиология права. Омск, 2005. С. 183–185.

Сидорова В. Н. Право и религия: церковные и канонические ценности как проблема гражданского законодательства (на примере конкретного дела об истребовании культовых ценностей из владения религиозной организации) // Право и государство: культурологическое измерение. Международная научно-практическая конференция. СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2016. С. 66–69.

Смыкалин А. С. Историко-сравнительный анализ современной судебной системы Российской Федерации и церковных судов Русской Православной Церкви // Бизнес, менеджмент и право. 2016. № 1–2. С. 81–85.

Смыкалин А. С. Церковное право — самостоятельная отрасль знаний в системе юридических наук // Российский юридический журнал. 2005. № 4. С.131–136.

Суворов Н. С. Гражданский брак. Изд. 3-е. М. : URSS ЛЕНАНД, 2015. 152 с.

Суворов Н. С. Следы западно-католического церковного права в памятниках древнего русского права. М.: URSS Ленанд, 2015. 234 с.

Суворов Н. С. Учебник церковного права / Под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. М. : Зерцало Система Гарант, 2004. 477 с.

Сутягина И. Ю. Княжеские церковные уставы в праве городских республик Средневековой Руси // Право и государство: теория и практика. 2015. № 9 (129). С. 11–14.

Сухова Н. Ю. Церковное право в православных Духовных Академиях России: проблемы и традиции // Религии мира. История и современность. 2012. Т.2010. С. 346–368.

Танимов О. В. Применение фикций в церковном праве и церковных отношениях // История государства и права. 2012. № 9. С.2–6.

Тюрин Е. Церковь и государство: взаимодействие или размежевание? // Партнерство государства и церкви. Стабильность политической системы гражданского общества. Сборник материалов Международной научно-теоретической конференции, посвященной 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского (25–26 июня 2004 г.). Курск: Курский государственный технический университет, 2004. С. 56-58.

Ференц-Сороцкий А. А. Источники церковного права // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2012. № 2 (301). С. 203–227.

Ференц-Сороцкий А. А. Каноническое (церковное) право // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2009. № 6. (287). С. 139–150.

Цыпин В. А., прот. Каноническое право. М.: Сретенский монастырь, 2009. 864 с.

Цыпин В. А., прот. Каноническое право. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. 864 с. 2-е изд.

Цыпин В. А. Церковное право. Учебное пособие. М.: Круглый стол по религиозному образованию Русской Православной Церкви, МФТИ, 1996. 442 с.

Цыпин В. А. Церковное право. Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозному образованию, Издательство МФТИ, 1994. 440 с.

Шаляпин С. О. К проблеме систематизации источников русского церковного права синодального периода // Джерела права Украiни, iнших краiн та мiжнародноi спiльноти: iстория та сучаснiсть. Матерiали XXIX Мiжнародноi iсторико-правовоi конференцii, 2013. С. 166–176.

Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1910. Выпуск I. Т.I. 512 с.