В "Вестнике Санкт-Петербургского университета. История" опубликована статья П. И. Гайденко и протоиерея Константина Костромина
В журнале "Вестник Санкт-Петербургского университета. История" Том 69 № 4 (2024) опубликована статья П. И. Гайденко и протоиерея Константина Костромина "Бельцы и простецы. Социальные статусы в церкви Древней Руси".
В аннотации статьи говорится: "В то время как для Древней Церкви было характерно представление о царственном священстве, распространявшемся на все сообщество христиан, церковные институты Средневековья уже представляли развитую и сложную иерархическую систему, положение человека в которой было лишено этого царственного равенства. В условиях средневекового общества место человека в церкви, в том числе в литургических практиках, во многом было обусловлено его положением в сложной системе социальных страт и иерархий. Древняя Русь и ее церковная организация не были исключением. Некоторые правила ≪Канонических ответов митрополита Иоанна≫ вполне наглядно демонстрируют подобное положение дел. В статье даны общая историография, показывающая, что этому важному памятнику исследователи уделяли недостаточно внимания, краткий обзор переводов памятника на славянский и русский язык, а также изданий. Основным предметом рассмотрения стала одна из рекомендаций, данная митрополитом относительно того, кто имеет право сидеть во время определенных моментов богослужения. Греческие термины laikos и kosmikos соотносятся со славянскими понятиями бельцы и простецы. Если термин laikos был более связан с церковным статусом, то бельцы находились, видимо, на более высоком положении, чем простецы (kosmikous). Термин ≪белец≫ не соотносится и с привычной социальной градацией древнерусского социума, известной по древнерусским источникам, прежде всего по правовым. Предварительный анализ затрагиваемого правила демонстрирует, как социальный статус человека отражался в богослужебных действиях. В статье проанализированы сами моменты богослужения, социальные термины, использованные в девятом правиле ≪Канонических ответов≫, и характер запрета. Авторы отмечают несоответствие византийских социальных реалий древнерусским, не вполне удачное соотношение греческих и древнерусских социальных терминов, а также плохое качество перевода ≪Канонических ответов≫ древнерусским книжником".
Читать или скачать статью здесь.