Главная / 7 Слов / От «Живой летописи» к «Свободной православной энциклопедии»: По прочтении третьего номера «Вестника Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии»

От «Живой летописи» к «Свободной православной энциклопедии»: По прочтении третьего номера «Вестника Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии»

От «Живой летописи» к «Свободной православной энциклопедии»: По прочтении третьего номера «Вестника Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии»

 

 И. Б. Гаврилов

От «Живой летописи» к «Свободной православной энциклопедии»:
По прочтении третьего номера «Вестника Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии»

фото 1
Третий номер журнала

1. Название журнала, главный редактор

Этот солидный фолиант можно открывать с любой страницы. И каждый раз Вас будет поражать очарование старинных фото — одухотворенные лица епископов и священников, светящиеся внутренней красотой лики новомучеников. Создатель и главный редактор сего необычного издания Дмитрий Андреевич Карпук на наших глазах открыл новую страницу отечественной церковной периодики. Собственно, его творение трудно именовать обычным журналом. В рецензии на второй номер мы назвали издание «Живой летописью Санкт-Петербургских духовных школ». Но сегодня, держа в руках увесистый четырехсотстраничный «третий том», невольно вырывается слово «энциклопедия». Энциклопедия весьма необычная, совмещающая как строго научные статьи, так и актуальные новости, заметки, вольные беседы без цензуры. Своеобразное сочетание православной учености и академической свободы. «Свободная православная энциклопедия»!

фото 2
Дмитрий Андреевич Карпук

2. Как издан журнал

Издательство СПбДА, по-видимому, оперативно откликнулось на нашу критику и выпустило почти подарочное издание. Сложно предъявить какие-либо претензии к журналу, впервые вышедшему в твердом переплете и содержащему 269 иллюстраций. Однако пожелание все же есть — уделять больше внимания корректуре публикуемых текстов. Например, странно смотрятся точки после заголовков статей прописными буквами, когда названия оформлены как заголовок с подзаголовком. Не вполне воспринимается и наш отклик на прошлый выпуск с сайта Издательства из рубрики «7 слов», в котором опущены сами семь вопросов для рецензента.

3. Возникает ли желание читать журнал после знакомства с аннотацией

Аннотацией является весьма содержательное вступительное слово главного редактора, отражающее его воззрения. Важная информация содержится уже в заглавии «Что есть каноническое право?». Автор вступительного слова как бы ведет нескончаемый диалог со своим главным собеседником, которого он справедливо называет «движущей силой канонического права в нашей академии». Стоит отметить, что глубокоуважаемый Дмитрий Владимирович энергично и уверенно двигает отнюдь не только церковное право. Велика его роль и в других научных проектах СПбДА, и мы обязательно осветим эту интересную тему в ближайших рецензиях. Однако в данном номере именно каноническое право выглядит доминирующей темой. Кафедру канонического права, существовавшую в академии до 1917 года, Д. А. Карпук называет «многострадальной», однако после возобновления деятельности духовных школ в 1946 году состояние этого направления можно назвать плачевным. Что, впрочем, отражает имевшее место попрание всякого права в стране победившего пролетариата, полное бесправие личности перед лицом системы. Тем не менее упорство и настойчивость, с которыми взялся за эту тему директор Издательства, заставляют верить в грядущее возрождение.

фото 3
Дмитрий Владимирович Волужков — «движущая сила» многих научных проектов СПбДА

4. Что понравилось в журнале

Помимо рубрики «Каноническое право», постепенно выходящей на первое место в журналах СПбДА, выделим и другие материалы. Можно отметить творческий подход и смелость главного редактора, который рискнул поставить на первые полосы весьма «живую и откровенную», по его словам, беседу с духовником академии протоиереем Вячеславом Хариновым. В пространном интервью (с. 15–37) отец Вячеслав рассказывает о своем «непростом» пути в академию и к священству. Главное место в беседе занимает личность митрополита Никодима (Ротова), оказавшего решающее влияние на понимание православной веры и путь к священству будущего протоиерея.
Вообще можно смело сказать, что образ митрополита Никодима красной нитью проходит через весь журнал. Погружаясь в глубины исторической памяти, "Вестник Исторического общества" снова и снова обращает нас к нему, на конкретных материалах показывая, как значительно влияние этого архиерея на исторические судьбы Академии на Неве и на ее современный духовный облик. Поэтому закономерно, что весьма объемной стала публикация в рубрике «In memoriam» «К сорокалетию со дня кончины митрополита Никодима (Ротова)» (с. 348–373).

фото 4
Могила митрополита Никодима на Никольском кладбище Александро-Невской лавры

Касаясь прочих тем номера, нельзя не отметить две значительные публикации в рубрике «История Санкт-Петербургской духовной академии».
В первой статье «Стражи академического святилища. Петроградская духовная академия в 1918 году» (с. 121–136) ее автор Д. А. Карпук как всегда приятно удивляет уникальными архивными сведениями. Например — о том, как проф. Н. Н. Глубоковский требовал от студентов в 1918 году проштудировать к экзамену 23 монографии общим объемом 7057 (!) страниц (с. 127). А также яркими и не утратившими актуальность цитатами — такими, как уникальные фрагменты из речи Н. Н. Глубоковского перед членами академического совета в феврале 1918 года: «Пред нами стоит вопрос, который в такой роковой важности еще никогда не возникал во всей истории академии, ибо дело идет о самой ее судьбе, даже о самом ее существовании. Волей Промысла мы оказываемся стражами академического святилища, и наша непременная обязанность сохранить во время бури священный огонь в свойственной яркости и неомраченной чистоте. Мы должны забыть все личные и частные интересы и сосредоточить свои усилия исключительно на этой одной цели» (с. 131).
Тема второй статьи А. И. Черновой «Наставники, студенты и выпускники Петроградских духовных школ на полях сражений Первой мировой войны (биографический список)» (с. 72–120), одной из лучших в номере, представляется весьма актуальной и, безусловно, нуждается в продолжении. Нельзя не присоединиться и к пожеланию главного редактора о появлении памятного стенда преподавателям и студентам академии — участникам Первой мировой войны (с. 11).

фото5
Табло с портретами преподавателей и выпускников академии 1917 года. Первый в верхнем ряду — ординарный профессор, доктор богословия Николай Никанорович Глубоковский

Очень важным представляется раздел «Некрологи» (с. 374–396), занимающий, увы, все более значительное место в журнале. Читая сочувственные строки: «Царство Небесное, вечный покой…», и наши сердца присоединяют к соборной молитве Церкви.

5. Что не понравилось в журнале

Как известно, недостатки являются оборотной стороной достоинств. Поэтому будем считать слабое качество отдельных фотоматериалов и отсутствие подписей под некоторыми фотографиями следствием резкого увеличения их количества.
Также и второй видимый недостаток отражает проблемы роста. Главному редактору удалось привлечь к номеру талантливых молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов. Но, несмотря на обилие качественных статей и авторитетных имен (прот. В. Хулап, прот. К. Костромин, Д. А. Карпук, Д. В. Волужков и др.), в номере отсутствует «тяжелая артиллерия» — нет ни одной статьи докторов исторических наук М. В. Шкаровского, Н. Ю. Суховой, А. В. Петрова и других маститых историков, которые изначально поддержали этот проект, войдя в редакционный совет.
Третий видимый изъян связан с недостаточным отражением современной научной деятельности академии. Можно только приветствовать подробное освещение работы Исторического общества, конференций по церковному праву (статья Д. В. Волужкова), весьма ценный и полезный отчет проректора по науке протоиерея Константина Костромина о научной деятельности СПбДА в 2017–2018 учебном году (надеемся, что такие отчеты станут регулярными). Однако в номере практически не отражена работа «Византийского кабинета», хотя его деятельность регулярно освещается отцом Игорем Ивановым на сайте Издательства, а также пресс-службой академии на ее официальном сайте. А ведь это и есть значительная часть той самой живой жизни и реальной истории СПбДА, которую стремится запечатлеть "Вестник Исторического общества"!
Удивляет также отсутствие многих статей в «Научной электронной библиотеке» (РИНЦ). Из 36 печатных материалов номера на сайте представлены только 17. Считаем это важным и принципиально обращаем внимание издателей. По сегодняшним представлениям, если статьи нет в интернете, то ее как бы и не существует. Хотя, по всей видимости, это уже техническая недоработка сотрудников Издательства.

6. Пожелания главному редактору

Автору многообещающего проекта можно пожелать смело идти вперед, не бояться критики, т. к. всем угодить нельзя, более четко формулировать и воплощать идейную и научную концепцию журнала, создать крепкую рабочую команду единомышленников, развивать новые рубрики, активнее использовать материалы государственных архивов.
Для расширения тематики можно привлекать студентов СПбДА, прошедших курсы журналистики, и поручить им провести беседы с преподавателями и выпускниками академии. Для начала можно было бы составить список всех живых выпускников, отметив старейших из них, закончивших духовные школы в 1950-е и 1960-е годы. Если беседы с ними удастся записать, мы получим уникальные свидетельства по истории нашей духовной школы!

7. Пожелания Издательству

Выражая руководству Издательства благодарность за «кипучую деятельность», по выражению Д. А. Карпука, вместе с тем хочется пожелать и действительного роста. На фоне грядущего в 2021 году сокращения номеров «Христианского чтения» с шести до четырех еще более грустно выглядит реальное, по фактическому состоянию 2019 года, сокращение выпусков всех академических журналов до одного номера в год (за исключением пока еще ваковского «Христианского чтения» и набирающих хороший ход «Трудов кафедры богословия» отца Димитрия Лушникова). Где же эффективный менеджмент и поиск новых путей в православном книгоиздании? Где создание новых проектов и воплощение смелых идей? Вместо этого в работе Издательства — тотальная оптимизация, слияние философии и византологии и т. п. Подобной «оптимизацией» можно зайти слишком далеко! Впрочем, конечно, экономическая ситуация диктует свои условия. Поэтому закончим пожеланием вполне осуществимым: ждем появления в четвертом номере "Вестника Исторического общества" вкладок с цветными фотографиями. Пусть это станет маленьким, но реальным шагом к будущим новым успехам!