Главная / 7 Слов / Возрождение исследований церковного права: По прочтении публикаций в новой рубрике «Христианского чтения»

Игорь Борисович Гаврилов. «Возрождение исследований церковного права». По прочтении публикаций в новой рубрике «Христианского чтения»

Возрождение исследований церковного права: По прочтении публикаций в новой рубрике «Христианского чтения»

 

1. Актуальность рубрики и ее дореволюционная традиция

В начале ХХ века журнал Санкт-Петербургской духовной академии «Христианское чтение» имел огромный научный авторитет в Православной Церкви и заслуженно занимал ведущие позиции в российской научно-богословской периодике. Основанный по предложению архимандрита Григория (Постникова) (1784-1860, впоследствии митрополита Санкт-Петербургского) в 1821 году, он стал первым ежемесячно издаваемым органом русского духовного ученого мира.
На протяжении почти столетия, с 1821 по 1918 годы, «Христианское чтение» отражало громадное богатство и многообразие научной жизни Церкви. Среди множества тем и направлений большое внимание на его страницах уделялось такому важному направлению православной богословской науки как церковное право.
Первым среди знаменитых канонистов Петербургских духовных школ надо назвать Иоанна (Соколова, 1818–1869), епископа Смоленского и Дорогобужского, 200-летие со дня рождения которого Академия отмечала в уходящем году. В 1855-1857 годах он был ректором Санкт-Петербургской семинарии. В середине XIX века «Христианское чтение» опубликовало ряд его важных канонических работ: «Об основаниях русского церковного права», «Изложение древних законов Православно-Кафолической Церкви: Правила св. апостолов», «Правила Первого Вселенского Собора Никейского», «Правила Собора Ефесского, Вселенского III» «Правила Собора Вселенского Пято-Шестого Трулльского», «Правила Собора Константинопольского I, Вселенского II», «Правила Собора Халкидонского, Вселенского IV».
Среди наиболее выдающихся канонистов – авторов «Христианского чтения» – особое место занимает заслуженный ординарный профессор СПБДА Тимофей Васильевич Барсов (1836–1904), доктор канонического права (ученая степень присуждена 31 декабря 1888 г. за исследование «О каноническом элементе в церковном управлении»). Т. В. Барсов опубликовал в «Христианском чтении» значительное количество статей, среди которых можно выделить: «Процессы духовного суда в древней Вселенской Церкви», «О преподавании церковного права в наших университетах», «О правилах Карфагенских Соборов», «О последствиях расторжения брака в случае прелюбодеяния», «О собрании духовных законов».
Другое знаменитое имя – иеромонах Михаил (Семенов, 1873–1916), экстраординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре церковного права, автор ряда публикаций в «Христианском чтении» по данной тематике (например, «О задачах церковного права: вступительная лекция по церковному праву в СПБ. Духовной Академии»).
И, наконец, еще одно имя, вписанное золотыми буквами в историю дореволюционной Академии, – Владимир Николаевич Бенешевич (1874–1938), профессор Санкт-Петербургского университета, заведующий кафедрой церковного права (1909), профессор СПБДА (1907–1909), претерпевший мученическую кончину за веру. Кстати, в этом году исполнилось 80 лет со дня его трагической гибели от рук безбожников.
Мы назвали лишь несколько ярких имен в блестящей плеяде православных канонистов, жизнь которых была тесно связана с Петербургскими духовными школами и журналом «Христианское чтение». Несомненно, что такая богатая и яркая традиция, демонстрировавшая высочайший уровень богословских трудов в области церковного права, не должна быть забыта.

2. Редакционная стратегия в области церковного права
Первым важным и верным шагом в возрождении исследований церковного права стало усиление редакционного совета журнала «Христианское чтение». За последнее время редакционный совет пополнился крупными специалистами в области церковного права, и теперь журнал имеет трех авторитетных экспертов в этой области. Прежде всего, это известный церковный ученый, доктор церковной истории, профессор кафедры церковной истории Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин. Двое других – светские ученые: Александра Андреевна Дорская, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой международного права Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, и Юрий Владимирович Оспенников, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Самарского национального исследовательского университета им. акад. С. П. Королева.

3. Новые направления сотрудничества издательства СПБДА в области церковного права
Другим важным направлением стало регулярное проведение в Духовной академии научных мероприятий, посвященных каноническому праву.
7 декабря 2017 года Академия, Издательство СПБДА и научно-просветительский проект «Византийский кабинет» впервые провели Научно-богословскую конференцию и круглый стол «Каноническое право и церковный суд в истории Русской Церкви: традиция, новация или фикция?».
15 мая 2018 года в Книжной гостиной прошел круглый стол «Наследие епископа Иоанна (Соколова) и актуальные проблемы церковного права», приуроченный к 200-летию выдающегося канониста. Организатором мероприятия выступило Историческое общество СПБДА; в работе приняли участие преподаватель канонического права СПБДА протоиерей Алексий Балакай, руководитель Исторического общества Дмитрий Андреевич Карпук, ответственный редактор журнала «Христианское чтение» священник Игорь Иванов, члены Исторического общества, студенты Академии.

4. Что понравилось в рубрике «Церковное право» в 2018 году
Само открытие такой рубрики стало приятным подарком для всех интересующихся традициями Санкт-Петербургской духовной академии и журнала «Христианское чтение».
Уже в первом номере за 2018 год появились две первые ласточки – статья иеромонаха Марка (Святогорова) и студента СПБДА Николая Тарнакина «Юридические фикции и презумпции в церковном судопроизводстве (по Положению о Церковном суде 2008 г.)» и статья А. А. Дорской «Церковное право как предмет научной дискуссии: основные направления изучения церковно-правовых вопросов в постсоветский период». Тот факт, что соавтором первой работы является студент, вселяет надежду на дальнейшее продолжение традиции изучения в Академии науки церковного права и регулярной публикации результатов исследований в «Христианском чтении».
Во второй статье А. А. Дорская отмечает, что многие проблемы науки церковного права дореволюционного периода требуют решения и на современном этапе. По мысли автора, сегодня сохраняется необходимость разработки вопросов разграничения канонического и церковного права, правового режима имущества религиозного назначения, деятельности церковных судов, регулирования семейных отношений и многое другое.
Второй номер содержит целых три статьи: П. И. Гайденко «Несколько замечаний о каноническо-правовых институтах на Руси в XI–XIII вв.», Ю. В. Оспенникова «О подходах к трактовке фикций в светском и церковном праве (О статье иеромонаха Марка (Святогорова) и Н. А. Тарнакина „Юридические фикции и презумпции в церковном судопроизводстве“)» и Д. В. Волужкова «К вопросу о презумпциях и фикциях в современном церковном судопроизводстве». Замечательно, что две работы из трех носят полемический характер и продолжают дискуссию, открытую в первом номере «Христианского чтения».
Остановимся на последней статье, представляющей собой отзыв на публикацию иеромонаха Марка (Святогорова) и Н. А. Тарнакина. Воспитанный классической юридической школой критический ум автора подчеркивает большую актуальность редко привлекающей внимание ученых темы использования презумпций и фикций в церковном праве. В своей критике Д. В. Волужков отмечает, что его оппонентами недостаточно полно рассмотрен вопрос о признании решений церковного суда судом светским. Пожалуй, впервые в своей статье он стремится проанализировать и классифицировать весьма значительный и практически неисследованный массив публикаций по церковному праву с 1821 по 1918 годы. В частности, отмечается, что до 1917 года такие публикации в журнале были самого разного характера: историческими (об истории канонического права), педагогическими (для преподавания предмета канонического права), дискуссионными (когда в целом цикле статей велась научная полемика по тем или иным вопросам церковного права). Крайней по времени такой научной дискуссией на страницах «Христианского чтения» названо обсуждение проблем реформы церковного суда (последние публикации на эту тему относятся к 90-м гг. XIX в.).
В третьем номере были опубликованы работы П. И. Гайденко «К вопросу о правовом положении детей духовенства в церковной среде и в обществе (XI–XIII вв.)» и Д. В. Волужкова «К вопросу об основаниях церковного судопроизводства: на примере „Положения о церковном суде Русской Православной Церкви“ от 2008 г.».
Четвертый номер порадовал еще двумя статьями – протоиерея Константина Костромина «Правовое применение „Закона судного людем“ в Киевской Руси» и И. А. Александрова «Ответственность скопцов согласно уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года».
В пятом выпуске количественная планка не была опущена – П. И. Гайденко «К вопросу о каноническо-правовом статусе жен древнерусского духовенства (XI–XIII вв.)» и А. Ю. Митрофанов «Проблема происхождения правовой процедуры римско-византийского обряда коронования императора».
О последней статье хочется сказать отдельно, т. к. она касается уже не только ставшей традиционной для предыдущих номеров тематики древнерусской церковной истории, но напрямую выходит к столь любезной автору сих строк византологии. Статья находится на стыке двух важнейших направлений – церковного права и византинистики. Автор отмечает, что церковное право Православной Церкви невозможно представить вне корпуса императорских законов в отношении Церкви, который был инкорпорирован в византийский Номоканон. Особенно любопытно указание на дохристианские истоки политической традиции Византийской империи. Греко-иранские, эллинистические истоки византийской церемонии коронации императора, воспринятой через посредничество римской армии, позволяют автору сделать вывод, что данная церемония имела древние языческие корни. По мысли А. Ю. Митрофанова, этот факт предопределил то обстоятельство, что Православная Церковь стремилась к последовательному воцерковлению этой церемонии, ее литургическому освящению и, соответственно, к ее христианскому переосмыслению в недрах канонической традиции. В рамках этой традиции император приобретал статус эпистемонарха Православной Церкви, имеющего право совершать каждение и благословлять народ архиерейским трикирием и дикирием.
В последнем в нынешнем году шестом номере помещены «Симония: дары или покупка? О некоторых особенностях каноническо-правового сознания Древней Руси» П. И. Гайденко и «Проблематика современного правоприменения канонов Православной Церкви. Отзыв на монографию иеродиакона Григория (Матрусова) „Каноны: правила Церкви и правила жизни“ (2017)» протоиерея Алексия Балакая.
Последняя статья преподавателя СПБДА, опубликованная в рамках уже традиционной рубрики «Научная полемика», очень интересна. Написанная на основании доклада на вышеупомянутом Круглом столе, посвященном памяти епископа Иоанна (Соколова), она представляет собой полемику. Причем, что особенно важно, автор использует не только непосредственный предмет своей рецензии, но и широко обращается к той дискуссии по вопросам церковного права, которая развернулась на страницах «Христианского чтения» в уходящем году. И это вселяет надежду, что журнал вернется к традиции честной и благородной интеллектуальной научной полемики, до революции занимавшей в нем видное место.

5. Что не понравилось в рубрике «Церковное право» в 2018 году
Таким образом, в 2018 году в «Христианском чтении» было опубликовано 13 статей по церковному и каноническому праву, что является хорошим показателем. Среди авторов преобладают преподаватели, сотрудники и студенты СПБДА, за исключением двух статей докторов юридических наук, вошедших в состав редакционного совета. Но абсолютным победителем по количеству публикаций (три статьи) стал доктор исторических наук П. И. Гайденко (Казанский государственный архитектурно-строительный университет). Мы не удивимся, если этот же автор, уже не первый год лидирующий и в рубрике «Исторические науки», окажется абсолютным рекордсменом и по общему количеству материалов в «Христианском чтении» за 2018 год. Однако это личное достижение может быть истолковано и как упущение журнала в работе с профессорско-преподавательским составом Академии.
Безусловно, журналу необходимо сотрудничество со светскими учеными, но еще более важно научиться умело использовать богатейший научный потенциал родной Академии, более активно привлекать к работе в «Христианском чтении» собственные кадры, развивать новые формы сотрудничества, возможной поддержки и поощрения наиболее активных в научном плане преподавателей СПБДА.
И конечно, хотелось бы на страницах этой рубрики видеть больше работ, раскрывающих богатейшие научные традиции в дореволюционной Академии и ее главном журнале.

6. Пожелания авторам
Хочется надеяться, что преподаватели СПБДА смогут направить молодую интеллектуальную энергию своих студентов и аспирантов на глубокое изучение проблем церковного права в журнале «Христианское чтение» до 1917 года, и дать богословский анализ трудов крупнейших канонистов XIX века.

7. Пожелания издательству
В целом смело можно связать регулярные публикации в «Христианском чтении» статей по каноническому и церковному праву с возрождением лучших дореволюционных традиций журнала и Академии. Однако хочется, чтобы в ближайшем будущем «Христианское чтение» порадовало нас не только новыми остроактуальными и научно-фундаментальными публикациями в сфере канонического права, но и открытием новых рубрик.
И здесь на повестке дня стоит византология. Громадное значение этой фундаментальной научной дисциплины в жизни дореволюционной Академии и ее журнала трудно переоценить. Поэтому следующий обзор мы хотели бы посвятить именно этому важнейшему направлению в православной науке, его актуальному присутствию на страницах «Христианского чтения» в 2018 году и его возможным перспективам.
В грядущем 2019 году желаем нашему старейшему журналу, молодому Издательству и всей Академии новых полезных открытий и достижений, ибо, как сказал Святейший Патриарх Кирилл, «духовное образование немыслимо без церковной науки, без богословия, без церковной мысли, без серьезных научно-методических трудов… потому что без богословия мы можем начать передавать, по слову апостола Павла, бабьи басни (1 Тим. 4:7) вместо подлинного церковного Предания».