Главная / 7 Слов / Энциклопедия античной мудрости: По прочтении учебного пособия протоиерея Владимира Мустафина «История античной философии»

Игорь Борисович Гаврилов: «Энциклопедия античной мудрости». По прочтении учебного пособия протоиерея Владимира Мустафина «История античной философии»

Энциклопедия античной мудрости: По прочтении учебного пособия протоиерея Владимира Мустафина «История античной философии»

1. Как известно, Святые Отцы Церкви в своих богословских трудах опирались на наследие античной философской мысли, широко используя сформировавшийся в ней за 1000 лет понятийный аппарат. Великие христианские учителя относились к философскому наследию Античности, исходя из принципа св. Иустина Философа: «Все лучшее, сказанное людьми, принадлежит нам, христианам», а также из знаменитой формулы Климента Александрийского: «Философия – служанка богословия».

Поэтому любому начинающему теологу ясно, что знакомство с античным наследием способствует усвоению глубин христианской богословской мудрости. Отсюда понятен тот живой интерес, который испытывают современные христианские богословы к новым изданиям, посвященным истории античной философской мысли. Между тем, каждый всерьез интересующийся историей философии может заметить, что появление нового труда по истории античной философии в наше время является событием исключительным.

Еще в 2000 году вышел ставший уже классическим труд доктора философских наук, члена-корреспондента РАН Пиамы Павловны Гайденко «История греческой философии в ее связи с наукой»(М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000). Но в этом замечательном издании изложение, к сожалению, доведено только до Аристотеля, а эллинистическая философия полностью отсутствует.

В 2008 году издательство «Греко-латинский кабинет» порадовало выпуском прекрасного перевода с французского двухтомного труда «Греческая философия» под редакцией Моники Канто-Спербер, впервые увидевшего свет во Франции в 1997 году. Этот труд охватывает историю греческой мысли от истоков до позднейших византийских трактовок античного наследия в христианском богословии.

Среди вышедших не так давно отечественных учебных пособий нельзя не отметить получивший всеобщее признание коллективный труд «История античной философии» (М.: Юрайт, 2016) – учебное пособие для академического бакалавриата под общей редакцией профессора кафедры богословия СПБДА доктора философских наук Романа Викторовича Светлова.

В данном контексте понятен тот ожидаемый интерес, который вызвала книга кандидата богословия, профессора кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Владимира Мустафина, ставшая, по сути, первым учебным пособием по истории античной философской мысли, изданным за последние 100 лет духовными школами Русской Церкви.

Дореволюционная духовно-академическая наука славилась добротными фундаментальными исследованиями по истории античной мысли. Достаточно вспомнить многотомный труд профессора Киевской духовной академии О. М. Новицкого «Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований» (Киев, 1860–1862) и многие другие. Книга протоиерея Владимира Мустафина продолжает лучшие традиции духовно-академической школы. Это плод многолетнего преподавания данного курса автором на бакалавриате СПбДА. Учебное пособие отличается логичностью и последовательностью изложения, высокой общенаучной, философской и богословской культурой, ясным литературным языком. Предназначенное прежде всего для уровня магистратуры, оно может с успехом использоваться в бакалавриате духовных школ, а также иных православных и светских учебных заведениях.

2. Радует уровень полиграфического исполнения издания: бумага высокого качества, крупный удобный для чтения шрифт. Книгу приятно держать в руках. И здесь следует поблагодарить сотрудников издательства Санкт-Петербургской духовной академии – ответственного редактора священника Игоря Иванова, корректора А. П. Керн, верстальщицу Н. Н. Пимшину. Особую благодарность за помощь в подготовке книги надо выразить также храму Сретения Господня на Гражданском проспекте, его настоятелю иерею Димитрию Лушникову и почетному настоятелю протоиерею Георгию Полякову.

3. Удобно расположенная аннотация позволяет оперативно познакомиться с важной информацией о содержании книги, сразу раскрывает ее систематический характер и вызывает желание погрузиться в сложные, но интересные проблемы развития античной философской мысли.

4. Однако самой большой ценностью является именно содержание рецензируемого издания. Книга протоиерея Владимира Мустафина привлекает многими достоинствами. Открывая ее, обнаруживаешь, что она имеет четкую структуру; ясные выводы, заключающие конкретные главы; контрольные вопросы для повторения после каждого параграфа, столь необходимые для лучшего усвоения материала. Особой удачей можно признать уместное выделение жирным шрифтом ключевых теоретических положений каждого философа. Это еще и структурирует текст, разделяя его на небольшие части и делая более удобным для восприятия.

Вот лишь несколько примеров: «Протагор: человек есть мера всех вещей»; «Аристотель: бог – абсолютная причина всех причин»; «Аристотель: человек есть существо, самой природой предопределенное к общественной жизни»; «Диоген Синопский: все, что естественно, то не постыдно»; «Эпикур: удовольствие есть отсутствие страданий»; «Лукреций Кар: неизбежное следствие последовательно проведенного атомизма – атеизм»; «Неоплатонизм Плотина – своеобразная философская религия образованных интеллектуалов, противопоставляющая себя религии рядовых обывателей» и т. д.

Бегло просматривая книгу, хочется задержаться почти на каждой странице. Четкие, выверенные многолетним опытом преподавания формулировки делают этот труд незаменимым при подготовке к экзаменам для студентов Духовной академии – они получают в руки настоящую энциклопедию античной мудрости.

5. Книга профессора протоиерея Владимира Мустафина призывает нас к серьезному, вдумчивому чтению. И предъявить к ней какие-либо претензии сложно. Тем не менее, может показаться, что там мало цитат классиков античной мысли и конкретных ссылок на их труды. Однако такова специфика изложения: автор стремится своими словами раскрыть сложное содержание философских учений. И, надо признать, ему это удается. Так что отсутствие прямого цитирования можно рассматривать не как недостаток, а скорее, как достоинство данного труда. Что же касается текстов, то хорошим дополнением к учебному пособию могла бы стать хрестоматия по истории античной философии.

Наиболее существенное замечание касается не самого материала, а его подачи. Каждый параграф желательно было бы проиллюстрировать изображениями великих мыслителей древности: Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Диогена, Плотина и др. Такой иллюстративный ряд приближал бы читателя к великим философам прошлого, открывал бы мир их мысли с большей наглядностью. Но данное пожелание скорее нужно адресовать не автору, а издательству, которое пока еще недостаточно внимания уделяет иллюстративному оформлению своих работ. Хочется надеяться, что новое издание данного труда украсят изображения всех рассматриваемых в нем замечательных философов. И, возможно, нелишним было бы вынести портрет одной или нескольких персон на обложку книги.

6. Автору же хочется пожелать продолжить публикацию своих лекций по истории философской мысли. Несомненно, студенты с нетерпением будут ждать выхода труда протоиерея Владимира Мустафина по истории новоевропейской философии, т. е. по теме, в которой он давно проявил себя настоящим знатоком. Интеллектуальные портреты Канта, Спинозы, Бэкона, Декарта и других знаменитых европейских мыслителей, глубокий анализ их воззрений, который демонстрирует отец Владимир на лекциях, однозначно привлекут внимание, неравнодушных к истории мировой философской мысли.

7. А издательству Санкт-Петербургской духовной академии пожелаем не только продолжать успешно начатое дело выпуска учебных пособий наиболее заслуженных и уважаемых профессоров нашей Академии, но и привлекать к своей работе молодых начинающих преподавателей, а также читающих у нас лекции светских профессоров. Интересно было бы увидеть не одни авторские учебные пособия и монографии, но и коллективные труды. Успех вышеупомянутого коллективного пособия под редакцией профессора Р. В. Светлова показывает, что за этим жанром – большое будущее. Причем авторами таких изданий могли бы выступить как члены профессорско-преподавательской корпорации Духовной академии, так и ученые из других церковных и светских вузов, в том числе иногородние и даже иностранные коллеги.

Молодому и талантливому коллективу издательства СПБДА – еще много новых интересных проектов и авторов для максимального раскрытия огромных научных возможностей нашей Академии, по праву занимающей ведущие позиции среди учебных заведений Русской Православной Церкви. Для этого у издательства Академии есть все необходимое. И прежде всего – огромный творческий потенциал ее профессоров, доцентов, преподавателей и аспирантов, ученых самого высокого уровня.