Главная / Новости / «ВИЗАНТИЙСКИЙ КАБИНЕТ» - О ВИЗАНТИЙСКИХ ИСТОКАХ РУССКОЙ МУЗЫКИ

«ВИЗАНТИЙСКИЙ КАБИНЕТ» - О ВИЗАНТИЙСКИХ ИСТОКАХ РУССКОЙ МУЗЫКИ

«ВИЗАНТИЙСКИЙ КАБИНЕТ» - О ВИЗАНТИЙСКИХ ИСТОКАХ РУССКОЙ МУЗЫКИ

 

 

Как уже неоднократно отмечалось, Издательство собственными силами и на собственной площадке - Книжной гостиной - реализует целый ряд научных проектов. К таковым относится и "Византийский кабинет" - научно-просветительский проект, основанный и продвигаемый подлинным энтузиастом идеи духовного образования и просвещения, заведующим кафедрой иностранных языков, кандидатом философских наук, доцентом, священником и просто замечательным человеком Игорем Ивановым.

 

Далее предлагаем рассказ о. Игоря о состоявшемся 30 ноября очередном заседании "Византийского кабинета", посвященном - уже традиционно для проекта - музыке.

"30 ноября 2018 года в Книжной гостиной состоялось очередное заседание Византийского кабинета. Его традиционно возглавил автор научно-просветительского проекта «Византийский кабинет», священник Игорь Иванов.

Заседание в формате круглого стола было посвящено теме «Византийские истоки русской музыки». В нем принял участие постоянный участник «Византийского кабинета» Сергей Феликсович Тухленков, преподаватель Епархиальных курсов и Народного православного университета.

Кроме того, присутствовали студенты Академии и слушатели Епархиальных курсов. Они активно задавали вопросы и обсуждали услышанное.

Хочется особо отметить, что на это заседание «Византийского кабинета» пришли учащиеся Факультета церковных искусств (Регентского отделения) СПбДА.

В результате получился оживленный обмен мнениями по поводу богословских аспектов в контексте русской музыкальной культуры и богослужебного пения.

_MG_4969

В ходе заседания собеседниками затрагивался вопрос о влиянии богослужебного канона как на певческую культуру, так и на образ бытия русского человека. Говорилось о роли напева как всеобъемлющего фактора, влияющего на эту жизнь. Также раскрывалось глубинное влияние византийской православной традиции на русскую музыкальную культуру XIX-XX веков.

Так, Сергей Феликсович рассказал о византийской традиции «калофонии» (сладкоголосие), претерпевшей со временем турецкое воздействие. В силу этого сложилась любопытная ситуация – когда мы слушаем византийское пение, нам не вполне понятно, где в нем проявляется своя традиция, а где турецкое влияние.

Характерно и то, что сейчас музыка тональная, а в Византии была модальная. Характерным моментом было и то, что в византийской и русской певческой традиции был образец распева, которые представлял «распевщик», знавший богослужебные тексты наизусть и способный заменить любого певчего. Такое устроение человека предполагало глубокое погружение в молитвенную жизнь.

С. Ф. Тухленков отметил, что Древняя Русь усвоила именно старовизантийский стиль пения – более ясный и более прямой, что и отразилось на нашей певческой традиции. Было отмечено, что сплав русской народной музыкальной культуры с византийской традицией породил знаменный распев. Это пение создавалось для молитвы, в процессе молитвы и само являлось молитвой. Русская музыкальная культура вобрала в себя дух христианской собранности. Более того, русская культура – это культура духовного реализма, где в образах передается та или иная духовная ситуация во всех ее противоречиях. Это отразилось и в русской опере. Образы, созданные в ней, свидетельствуют о трагедии внутренней жизни русского человека, например, в операх М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и П. И. Чайковского «Опричник», где мощно сконцентрирован духовно-нравственный императив. Поэтому именно через традиционную русскую музыкальную культуру можно осуществлять духовно-нравственное воспитание.

Заседание «Византийского кабинета» сопровождалось прослушиванием музыкальных фрагментов, иллюстрирующих разные тезисы доклада".


PS: Не знаем, стоит ли добавлять, что работа Византийского кабинета прошла в традиционной для Книжной гостиной неформальной обстановке «ученого чаепития»...)

Теги Византийский кабинет свящ. Игорь Иванов В. Ф. Тухленков