Главная / Музеи / Музей научного журнала "Христианское чтение"

Музей научного журнала "Христианское чтение"

Музей научного журнала "Христианское чтение"

_J3A2381

ФОТОГАЛЕРЕЯ 

«Христианское чтение» (до 1918 года — «Христіанское чтеніе») — российский православный научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии. Издается в Санкт-Петербурге с 1821 года, с перерывом 1918 – 1990 гг. Выходит один раз в два месяца. Входит в перечень ВАК (с 29 декабря 2015 года). ISSN 1814-5574.

Журнал «Христианское чтение» - первый в истории православной периодики печатный орган, который в настоящее время является старейшим не только академическим церковным печатным органом, но и вообще российским изданием.

Основная цель журнала — публикация оригинальных научных статей, освещающих с точки зрения вероучения и предания Православной Церкви проблемы в сфере богословских, библейских, церковно-исторических, литургических и смежных с ними дисциплин. Журнал ставит своей задачей способствовать развитию богословской науки, сотрудничеству церковных и светских ученых, представляющих различные исследовательские и образовательные институты. Публикации в журнале рассчитаны на научных работников, преподавателей и студентов богословских и гуманитарных вузов, а также всех лиц, интересующихся актуальными и сложными вопросами православного вероучения.

История
1821 – 1918 гг.

Появление в начале XIX в. духовного журнала было вызвано рядом причин. Прежде всего, война 1812 г. коренным образом повлияла на мировоззрение и литературные вкусы светского общества. Эпоха увлечения французскими энциклопедистами и атеистами сменилась периодом увлечения западным мистицизмом. Новые идеи получали широкое распространение благодаря периодическим изданиям, таким как «Сионский вестник». Поэтому закономерно, что новый духовный журнал возник именно в столице, где «брожение умов» было наиболее чувствительным. Также, именно в Санкт-Петербурге находилось Российское библейское общество, осуществлявшее, в том числе, перевод Священного Писания на русский язык.

Кроме того, реформа духовного образования 1809–1814 гг. поставила духовные учебные заведения и особенно академии на принципиально иной уровень. Академии теперь воспринимались не только как учебные заведения, но как научно-исследовательские центры, результаты деятельности которых должны были представляться, в первую очередь, церковной общественности.

Еще одна причина - Санкт-Петербургская Духовная Академия уже в первые годы своего существования получила опыт издательской деятельности, с 1817 г. и вплоть до конца 1820-х гг. регулярно издавая сборники студенческих работ и проповедей. Поэтому рано или поздно должен был быть поставлен вопрос о том, чтобы не только студенты, но и преподаватели имели возможность публиковать результаты своей научной и исследовательской деятельности.

Инициатором учреждения духовного журнала выступил ректор академии архимандрит Григорий (Постников), ученик и преемник святителя Филарета (Дроздова). Вопрос обсуждался на нескольких заседаниях конференции духовной академии — 10, 17 и 24 октября 1820 г. Ректор обратился к профессорской корпорации: «Не полезно бы было с будущего года начать при академии повременное христианское издание?». Это предложение было единодушно принято. Сразу же был создан «кружок» — редакция журнала во главе с ректором.

Положение, согласно которому ректор академии являлся редактором журнала, было взято за правило и исполнялось вплоть до начала 1870-х гг. С 1874 г. должность редактора становится выборной. Избрание редактора вплоть до 1910 г. проходило посредством тайного голосования на общем собрании наставников академии.

В состав редакции вошли не все преподаватели академии, а только девять человек, не считая ректора академии: ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии архимандрит Поликарп (Гойтанников), инспектор академии архимандрит Нафанаил (Павловский), профессор еврейского языка протоиерей Герасим Павский, профессор по классу физики и математики Василий Иванович Себржинский, профессор философии Иродион Яковлевич Ветринский, бакалавр греческого языка Гавриил Иоаннович Меглицкий, бакалавр греческого и немецкого языков Иоанн Михайлович Певницкий, бакалавр гражданской истории Василий Владимирович Оржевский.

После утверждения проекта Комиссией духовных училищ в январе 1821 г. в свет вышел первый номер академического журнала, получившего название «Христианское чтение». Это стало важнейшим событием не только в истории высшей духовной школы, но и в истории Русской Православной Церкви.


На обороте титула первого номера журнала находится текст:

"От Цензурнаго Комитета, учрежденнаго при Санктпетербургской Духовной Академии, печатать позволено с тем, чтобы до выпуска из типографии, представлены были в Цензурный Комитет семь экземпляров сей книги, для препровождения оных куда следует, на основании узаконений. С. Петербург, Декабря 1 дня 1820 года.

Семинарии Ректор Архимандрит Поликарп".

На титуле - надпись "Ежемесячное издание".

---

В журнале «Христианское чтение» за 1896 год, № 1-2. стр. 3-25 была опубликована статья А.П. Лопухина «Семидесятипятилетие духовно-академического журнала "Христианское чтение"». Ниже приводятся выдержки из этой статьи.

«Наш журнал-ветеран впервые увидел свет в январе 1821 года. Честь почина в этом деле принадлежит тогдашнему ректору нашей академии архимандриту Григорию (Постникову), впоследствии митрополиту Санкт-Петербургскому. В журнале конференции духовной академии от 10 октября 1820 года говорится об этом следующее: «Академии ректор архимандрит Григорий предложил: не полезно ли бы было с будущего года начать при академии повременное христианское издание? Все немедленно подтвердили пользу того, а некоторые и решительно объявили себя участниками в сем издании, и именно: 1) А.Рек. Ар. Григорий; 2) Сем. Р. А. Поликарп; 3) А. Инсп. Арх. Нафанаил; 4) Профессор Гер. Павский; 5) Пр. М. В. Себржинский; 6) Пр. Ф. И. Ветринский; 7) Бакк. Греч. Яз. Г. Меглицкий; 8) Бак. Нем. Яз. И. Певницкий; 9) Бак. Всеобщ. Ист. В. Оржевский». На заседания этой конференции (10, 17 и 24 октября) были приглашены все вообще учащие, и все выразили свое сочувствие изданию, но собственно родоначальниками журнала должны быть считаемы именно девять поименованных лиц, память которых поэтому должна быть особенно дорога академии и редакции. Вечная им память».

«Что касается названия, то оно произошло самым естественным образом и представляет собой лишь приложение обычного термина любителей назидательного христианского чтения к периодическому изданию».

«Переходя затем к более подробному изложению программы журнала, издатели обнаруживают замечательную широту христианского миросозерцания… На самом деле «Христианское Чтение» выступало органом вселенского христианства во всей его широте. Даже самые термины вероисповедной формы нашей церкви – «православие» и «православный», сделавшиеся впоследствии девизом многих наших духовных журналов, встречаются не часто и вместо их выдвигаются – «христианство», «христианский»».

«И вот среди всеобщего ожидания и усиленной подписки в январе 1821 года вышла в свет первая книжка «Христианского Чтения». Она выпущена была из Цензурного Комитета, учрежденного при С.-Петербургской духовной академии, за подписью ректора семинарии архимандрита Поликарпа. Эта первая книжка состояла из 113 страниц довольно неубористого шрифта, т.е. из 7 с небольшим листов, согласно с объявленной нормой объема».

«О популярности журнала может свидетельствовать и тот факт, что некоторые годы, как напр. 1826 и 1827, все разошлись до последней книжки, и так как требования на них продолжались, то редакция вынуждена была перепечатать их вторым изданием (в 1838 и 1839 годах)».

---

К 60-м гг. XIX в., когда Россия переживала период реформ и преобразований, строгая научно-богословская тематика академического журнала стала маловостребованной. Количество подписчиков «Христианского чтения» значительно уменьшилось, и дело шло к закрытию издания.

Однако благодаря инициативам ректора академии протоиерея Иоанна Янышева журнал удалось не только сохранить, но и сделать актуальным и интересным для читателя. В конце 1860-х – начале 1870-х гг. в «Христианском чтении» появляются новые рубрики: «Обозрение внутренней жизни», «Вести с Востока», «Летопись заграничной жизни» и др.

С 1875 г. при академии был учрежден еще один журнал — «Церковный вестник», который выходил еженедельно, а «Христианское чтение» стало ежемесячным к нему «Приложением», вновь приобретя форму сугубо научного издания, без новостных заметок и публицистических обзоров, которые печатались здесь с 1860-х гг. Первоначально редакция «Христианского чтения» была объединена с редакцией «Церковного вестника». С 1881 г. редакции были разделены. Цензура публикуемых статей вначале поручалась редакторам журналов. С середины 1880-х гг. главным цензором академических журналов становится ректор.

В течение всего дореволюционного периода журнал издавался ежемесячно с 1821 по 1874 гг. и с 1897 по 1916 гг. включительно, а с 1875 по 1896 гг. — один раз в два месяца. С 1821 по 1847 гг. все ежемесячные журналы прошивались в 4 тома по три номера в каждом. Каждый том имел свое оглавление и свою нумерацию. С 1848 по 1917 гг. номера прошивались всего лишь в два тома. Исключение составили лишь издания за 1863–1864 и 1872–1874 гг., когда номера журнала прошивались в 3 тома по четыре номера в каждом. Таким образом, за весь период издания с 1821 по 1917 г. всего было выпущено 248 томов журнала. Общий объем страниц только с 1821 по 1895 гг. составил «не менее ста пятидесяти тысяч страниц». Общее количество статей за весь период издания превысило 5200, а, учитывая тот факт, что некоторые статьи были настолько велики по объему, что редакция печатала их в нескольких номерах (иногда в течение целого года), то тогда счет публикаций превышает шесть тысяч.

Начиная с 1848 г. и вплоть до последнего года издания «Христианское чтение» выходило с приложениями. Это были не только переводы святоотеческих творений. Так, с 1879 по 1880 гг. выходила работа И.С. Якимова «Толкование на книгу пророка Иеремии», с 1883 по 1895 гг. — того же И.С. Якимова «Толкование на книгу пророка Исаии». Начиная с 1906 г. публиковались отредактированные профессором А.И. Бриллиантовым «Лекции по истории древней церкви» профессора В.В. Болотова. С 1870 по 1915 гг. приложением выходили «Журналы (протоколы) заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии» за 1869–1870 – 1914–1915 учебные годы.

В начале XX в. материальное положение «Христианского чтения» серьезно ухудшилось. С 1906 г. журнал становится убыточным. Тираж с 3200 экземпляров в 1906 г. сократился до 1150 экземпляров в 1915 г. Число платных подписчиков с 2574 снизилось до 647. Число бесплатных подписчиков было также сокращено с 400 до 300. Доход от подписки в 1906 г. составил 10433 р., а расход по изданию — 14292 р. По мере сокращения издания уменьшался как доход, так и расход, и в 1915 г. доход составил лишь 2665 р., а расход 9000 р. Всего же за 10 лет доход от журнала составил 52437 р., а расход — 106308 р., то есть убыток составил 53871 р.

«Христианское чтение» и до этого периода часто издавалось в убыток, и редакциям удавалось держаться на плаву за счет доходов от подписки на «Церковный вестник». Но в начале XX в. и «Церковный вестник» не приносил достаточной прибыли, чтобы покрыть все расходы по издательству «Христианского чтения».

В 1913 г. Совет академии обратился с ходатайством в Св. Синод о выделении ежегодно, начиная с 1914 г., на издание «Христианского чтения» субсидии в размере не менее 7000 руб. Однако Св. Синод отказал «ввиду крайней ограниченности средств духовно-учебного капитала».

Издание журналов было продолжено за счет накоплений прошлых лет. Во второй половине 1915 г. Совет академии вынужден был констатировать, что в редакции больше нет никаких источников для продолжения своей деятельности. Сами журналы себя больше не окупали. Для продолжения издательской деятельности были необходимы внешние вливания. Понимая, что Св. Синод вряд ли пойдет на финансирование двух академических журналов, Совет академии отказался от «Церковного вестника» в пользу «Христианского чтения».

В 1916 г. Св. Синод, признавая важность и необходимость продолжения издания «Христианского чтения», как научно-богословского академического органа и старейшего духовного журнала России, назначил на издание журнала единовременное пособие в размере 6000 рублей.

Несмотря на трудности, «Христианское чтение» продолжало выходить в течение 1916–1917 гг. Только в 1918 г. редакция была вынуждена прекратить свою деятельность из-за отсутствия средств. По той же причине свою деятельность прекратила и сама академия.

ВОЗРОЖДЕНИЕ.
1990 – 2008 ГГ.

Издание журнала под названием «Вестник Ленинградской Духовной академии» было возобновлено в 1990 году Ленинградской Духовной академией и семинарией. Главным редактором стал иеромонах Сергий (Кузьмин).

 

«Вестник Ленинградской Духовной академии» №1 за 1990 год

 

Номер открывался благословением митрополита Алексия (вскоре избранного Патриархом Московским и Всея Руси):

Божие благословение на издание ежеквартального журнала «Вестник Ленинградской Духовной академии», который должен стать преемником издававшегося Санкт-Петербургской духовной академией «Христианского чтения», публиковавшего серьезные богословские исследования, осуществлявшиеся профессорами академии.

Митрополит АЛЕКСИЙ

16.04.1990

Также в номере было опубликовано приветственное обращение ректора Ленинградских Духовных академии и семинарии профессора протоиерея Владимира Сорокина.

Номер содержал следующие рубрики:

Из истории Русской Православной Церкви

Архиеп. Иоанн (Снычев), проф. прот. Ливерий Воронов, иером. Сергий (Кузьмин), Лопухин А.Н., доц. архим. Августин (Никитин)

Библейские исследования
проф. прот. В.Сорокин

Из жизни Духовных школ
Иером. Вениамин (Новик), Ващенко М.И.

Проповедь
проф. прот. В.Стойков, проф. прот. Ливерий Воронов

Из истории Православия
Булгаков С.Н., доц. прот. Стефан Дымша, прот. А. Ранне

Приобщение к вере. Наша церковно-приходская школа
Доц. прот. В.Федоров

Библиография
А.Б. Новая литература по старообрядчеству


Интересные факты:

• №2 за 1990 год вышел тиражом 10.000 экземпляров. Издание осуществлено совместно с Ленинградским отделением Международного фонда Славянской письменности и славянских культур;
• Помощь бумагой в издании №2 за 1990 год оказала Евангелическо-Лютеранская Церковь Финляндии;
• №1 за 1991 год вышел тиражом 5.000 экземпляров. Помощь в издании оказала Евангелическо-Лютеранская Церковь Финляндии;
• В №2 за 1990 год был напечатан перечень замеченных в №1 за 1990 год неточностей и опечаток;
• №6 за 1991 год помощь в издании оказала Евангелическо-Лютеранская Церковь Финляндии;
• С 1993 года (с №8) главным редактором стал протоиерей Владимир Мустафин;
• В №10 за 1995 год опубликована статья наставника Иоанна Миролюбова «об исправлении богослужебных книг при патриархе Иосифе»;
• №11 за 1996 год («Проповеди протоиерея Ливерия Воронова») вышел тиражом 1.000 экземпляров;
• В №17 за 1999 год впервые опубликована статья Дмитрия Юревича, 3 класс СПбДС (ныне протоиерей Димитрий Юревич – заведующий кафедрой библеистики СПбДА, с 2005 года технический редактор, в 2008-2015 гг. ответственный редактор журнала);
• В №18 за 1999 год впервые опубликована статья иеромонаха Илариона (Алфеева) (ныне митрополит Волоколамский, председатель ОВЦС);
• Начиная с №19 за 2000 год, рукописи принимаются в электронном виде (до этого – в машинописном). При этом к электронной версии обязательно требовался распечатанный на бумаге текст;
• В №19 за 2000 год впервые опубликована статья Дмитрия Лушникова (ныне священник Димитрий Лушников – заведующий кафедрой богословия СПбДА);
• №21 за 2002 год вышел тиражом 500 экземпляров;
• В №25 за 2005 год впервые опубликована статья Дмитрия Карпука (ныне Д.А. Карпук – доцент кафедры церковной истории, заведующий аспирантурой СПбДА);
• В №28 за 2007 год впервые опубликована статья И.А. Иванова (ныне священник Игорь Иванов – заведующий кафедрой иностранных языков СПбДА, ответственный редактор журнала);
• До 2008 года в журнале печатались не только научные статьи, но и архиерейские послания, юбилейные приветствия, разнообразные отчеты академии, некрологи. Эта традиция частично была возрождена с 2016 года, уже в статусе ВАК-овского журнала. В так называемом «подвале» (несколько последних страниц, перед выходными данными) стали публиковаться заметки о мероприятиях Издательства СПбДА, деятельности СНО, материалы In memoriam;

2008 - НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

6 октября 2008 года ректором Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии назначен епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). По дореволюционной традиции новый ректор стал главным редактором журнала, и перед редакцией была поставлена задача по вхождению «Христианского чтения» в перечень ВАК.

Ответственным редактором журнала становится священник Димитрий Юревич.

В 2009 году вышло два номера журнала, совместно с фирмой Nota Bene, в 2010 году — четыре объемом около 200 страниц каждый.

С 2009 года журнал постепенно начинает выходить в новом формате, с учетом требований, предъявляемых ВАК к рецензируемым научным изданиям, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Так, научное рецензирование всех статей вводилось постепенно в течение 2010-11 гг.

С 2009 года на сайте электронного архива журнала размещаются электронные версии журнала в формате PDF. В архиве имеется каталог по номерам и алфавитный каталог.

С 2013 года внедрена оригинальная электронная система подачи статей для публикации («Личный кабинет»).

14 июля 2018 года исполняющим обязанности главного редактора назначен ответственный редактор журнала священник Игорь Иванов.

_J3A9848

Количество номеров 1990 – 2016 гг.

1990 № 1, 2, 3
1991 № 1, 2, 3, 4, 5, 6
1992 № 7
1993 № 8
1994 № 9
1995 № 10
1996 № 11, 12, 13
1997 № 14 (Юбилейный сборник, 275 лет от основания и 50 лет восстановления Санкт-Петербургских Духовных школ)
№ 15
1998 №16
1999 № 17, 18
2000 № 19
2001 № 20
2002 № 21, 22, 23
2005 № 24, 25
2006 № 26, 27
2007 № 28
2008 № 29
2009 № 7 - 8 [30]
№ 9 - 10 [31]
2010 № 1 (32), 2 (33), 3 (34), 4 (35)
2011 № 1 (36), 2 (37), 3 (38), 4 (39),
№ 5 (40) Спец. выпуск: Библейская археология
№ 6 (41) 190 лет издания журнала
2012 № 1, 2, 3, 4
№ 5 Спец. выпуск: Святитель Николай Японский. Письма священнику Сергию Судзуки (из неопубликованного)
№ 6
2013 № 1, 2, 3
2014 № 1, 2 - 3, 4, 5, 6
Начиная с 2015 года журнал выходит строго 6 раз в год (1 раз каждые два месяца).

РИНЦ и ВАК

В августе 2013 года журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), договор № 476-08/2013 от 07.08.2013 г.

Тематика журнала:
02.00.00 Философия
03.00.00 История. Исторические науки
04.00.00 Социология
06.00.00 Экономика. Экономические науки
10.00.00 Государство и право. Юридические науки.
13.00.00 Культура. Культурология.
21.00.00 Религия. Атеизм.
26.00.00 Комплексные проблемы общественных наук
26.00.01 Теология

С 29 декабря 2015 года журнал включен в перечень ВАК («Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук») по группам специальностей:

26.00.00 Теология
07.00.00 Исторические науки и археология
09.00.00 Философские науки

Исполняющий обязанности главного редактора, ответственный редактор: священник Игорь Иванов, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков Санкт-Петербургской Духовной Академии.

 

Продолжение следует

 

Теги Христианское чтение музей богословие