Главная / Книги / Монографии / Богословие истории и актуальные проблемы экклезиологии

Богословие истории и актуальные проблемы экклезиологии

Новинка
Артикул: 005250618
Рейтинг:
(0 голосов)
350.00 руб.
Количество:
Сравнить
  • Автор
    Священник Михаил Легеев
  • Год издания
    2018 г
  • Кол-во страниц
    312
  • Обложка
    Мягкая обложка
  • ISBN
    978-5-906627-47-6

Монография священника Михаила Легеева, кандидата богословия, доцента Санкт-Петербургской духовной академии, посвящена обоснованию богословия истории в качестве самостоятельного направления научно-богословской мысли. Такой опыт впервые предпринимается не только в рамках отечественной и зарубежной православной науки, но и в рамках христианского богословия как такового.

Автором ставятся и осмысляются проблемы синергийного исторического взаимодействия Бога, человека и социума, проблемы соотношения свободы и законосообразности в истории, раскрывается значение терминологического аппарата для решения этих вопросов. Исследуются закономерности исторических процессов, протекающих в различных исторических «масштабах» — от всеобщей истории мира до малой истории отдельно взятого человека. Особое внимание уделяется рассмотрению исторических процессов, протекающих в Церкви, которая есть «стержень истории». Связь богословия истории с экклезиологией, обусловленная ключевым положением Церкви в общемировой истории, приводит к параллельному осмыслению в рамках богословия истории ряда важнейших, а отчасти и спорных экклезиологических вопросов и тем современности, — таких, как устроение Церкви, её границы и кенозис перед лицом мира, экуменизм и др.

Монография рекомендуется преподавателям и студентам богословских учебных заведений, богословских факультетов светских вузов в рамках курсов эккле- зиологического и общедогматического характера, а также всем интересующимся проблемами современного богословия. 

 

Содержание

О книге

Введение

Раздел I. Фундаментальное понятие о богословии истории: опыт исследования

Глава 1. Богословие истории: объём и границы науки

1.1. Введение. Богословский «контекст» появления богословия истории
1.2. Обоснование предметной области
1.3. Методология

Глава 2. Понятийный аппарат

2.1. Введение
2.2. «Богочеловеческая природа Церкви»?
2.3. Природа Церкви и её энергии
2.4. Природа Церкви и её устройство
2.5. Ипостась Церкви или ипостасный образ бытия?
2.6. Заключение 

Глава 3. История как синергийный процесс

3.1. Введение 
3.2. Синергия события и синергия диалога: постановка вопроса
3.3. О значении образов действия Лиц Святой Троицы в вопросе о синергии
3.3.1. Образ действия Сына Божия
3.3.2. Образ действия Святого Духа
3.4. Образ действия человека к Лицам Святой Троицы
3.5. Синергийный принцип
3.6. Динамика синергийного диалога в её развитии: от «синергийной лествицы» к «синергийной спирали»
3.7. Вопрос о природном и ипостасном аспектах синергии
3.8. О вертикальном и двух горизонтальных аспектах синергии
3.9. Заключение

Глава 4. Опыт истории: Предание и антипредание

4.1. Введение
4.2. Что такое Предание Церкви? 
4.3. Большое и «малое» Предание 
4.4. Исторический ипостасный рост Предания и его движущие силы
4.5. Исторический опыт антипредания
4.6. Две рекапитуляции
4.7. Заключение

Глава 5. Малая священная история отдельного человека

5.1. Введение
5.2. Отдельный человек как Церковь
5.3. Постановка вопроса об историческом развитии человека как Церкви
5.4. Священная История как первообраз всякой истории отношений Бога и человека
5.5. Синергия восхождения ко Христу и синергия события со Христом в парадигмах Священной Истории

Глава 6. Отображение троичности в истории 

6.1. Введение
6.2. Троический историзм бытия человека
6.3. Первообразы и образы экклезиологического исторического процесса. Три пути истории 
6.4. Триединый образ действия Святой Троицы к человеку как движущая «сила» истории 
6.5. Ступени истории: общее и особенное

Глава 7. Экклезиологическая модель «человек, община, Церковь» и её историческая перспектива 

7.1. Введение
7.2. Функционирование экклезиологической модели на трёх уровнях природного состава человека
7.2.1. Отдельный человек как Церковь
7.2.2. Община как Церковь
7.2.3. Кафолическая Церковь
7.3. Священная иерархия Церкви и её значение 
7.4. Исторический контекст экклезиологической модели

Глава 8. Достояние Церкви: аскеза, таинства, кафолическая полнота 

8.1. Введение
8.2. Церковное достояние в его отношении к Самой Церкви: исторические попытки разрешения проблемы
8.3. Кафолическая полнота как достояние всей Церкви
8.4. Автономность человека, общины и кафолической Церкви: границы и возможности
8.5. Автономность и перихоресис (личности, общины, кафолической Церкви)
8.6. Отображение бытия и дела Святой Троицы в устроении Церкви
8.7. Заключение

Глава 9. Логика церковной истории: труд, торжество, кенозис

9.1. Введение
9.2. Логика истории: кенозис Христов и кенозис Церкви
9.3. Церковь как поле борьбы в истории
9.4. Три истории и три «эсхатологии»
9.5. Кафолически-ипостасное свидетельство о Троице и путь церковной истории
9.5.1. Период Древней Церкви, собирания мира во Христе
9.5.2. Период Вселенских Соборов, расцвета всех сторон церковной жизни и церковной экумены
9.5.3. Период утраченной экумены и особенного кенозиса Церкви
9.6. Подведение итогов периодизации

Глава 10. Непреложность истории и свобода человека 

10.1. Введение. Свобода Бога и свобода человека
10.2. Путь, предложенный человеку Богом: кратчайшее вызревание образа бытия человека
10.3. Образ действия как ключевое понятие богословия истории
10.4. Образ бытия и образ действия в их взаимном отношении
10.5. Кенотический путь вызревания образа бытия человека
10.6. Тайна кенозиса Церкви
10.7. Заключение

Раздел II. Богословие истории и проблемы современности

Глава 1. «Вперёд к отцам» или «назад в будущее»? Две тенденции в богословии XX века в отношении к истории 

1.1. Введение. Об историческом развитии богословия
1.2. Жизнь Церкви в истории как «двигатель» экклезиологической проблематики
1.3. Тенденции в экклезиологии новейшего времени и их мотивы
1.3.1. Неопатристический синтез и его отношение к истории
1.3.2. Евхаристическая экклезиология и её отношение к истории
1.4. Попытка «примирения сторон»
1.5. Христианский персонализм и богословие истории
1.6. Заключение

Глава 2. «Божественная Педагогика» и её значение для современного педагогического процесса

2.1. Макроисторические проблемы современной российской педагогики и способы их разрешения
2.2. «Подведение итогов» классической античной педагогической науки у Климента Александрийского: рождение богословия образования. «Большая» и «малая» педагогика
2.3. Обоснование концепта «обучение, воспитание, образование» в святоотеческой письменности 
2.4. Перманентность педагогического процесса. «Предыстория» богословия образования у священномученика Игнатия Антиохийского и значение его учения для данного вопроса
2.5. Педагогический процесс и изменение природы человека
2.6. Заключение

Глава 3. Научно-технический прогресс в контексте «Божественной педагогики»

3.1. Введение
3.2. Значение последствий повреждения человеческой природы как одного из факторов исторического развития эмпирической науки
3.3. «Божественная педагогика»: эмпирический опыт добрых дел как основание научного процесса
3.4. Секулярный взгляд на научно-техническое развитие социума
3.5. Научно-технический прогресс и проблема иерархии знания: постановка проблемы
3.6. «Отелесивание» мира: значение этого процесса для самого мира, для Церкви и для отдельного человека
3.7. Заключение

Глава 4. Практика причащения в истории и сегодня 

4.1. Введение
4.2. Практика непрестанного причащения в Древней Церкви (I–III вв.)
4.3. Свидетельства о практиках причащения в Церкви IV–XV веков
4.3.1. Антиохийская традиция
4.3.2. Западная традиция (Александрия, Карфаген, Рим)
4.3.3. Исихастская (поздневизантийская) традиция
4.4. Вопрос практики причащения в Церкви XVI–XIX веков
4.5. Проблемы современной практики причащения в Русской Церкви и учение о синергии как основание их богословской оценки
4.6. Заключение. Особенности нашего времени в отношении практики причащения

Глава 5. Экуменизм как явление современности 

5.1. Введение: причины появления экуменизма
5.2. Зарождение экуменического движения и его цель
5.3. Экклезиологические концепции экуменического движения
5.4. Что такое «православный экуменизм»?
5.5. Оценка «экуменизма» церковным самосознанием
5.6. Экуменическая концепция Критского Собора в ретроспективе свойств Церкви
5.6.1. Единство
5.6.2. Святость
5.6.3. Кафоличность
5.6.4. Апостоличность
5.7. Заключение

Библиография

АвторСвященник Михаил Легеев
Год издания2018 г
Кол-во страниц312
ОбложкаМягкая обложка
ISBN978-5-906627-47-6
Гриф издательского советаРекомендовано к публикации
ИС Р18-805-0189
Оставьте нам свой отзыв
Оставьте отзыв
Заполните обязательные поля *.
Купить в один клик
Имя:
Телефон:
E-mail:
Комментарий к заказу:

Назад