Главная / Барсовское общество

Барсовское общество

 

Общество изучения церковного права им. Т. В. Барсова
(«Барсовское общество»)

Публикации по церковному праву

Волошин Н.В. Учебно-методическая и научная деятельность профессора Киевской духовной академии П.А. Лашкарёва в сфере канонического права // Христианское чтение. 2019. №3.

В статье рассмотрена роль профессора Киевской духовной академии и Императорского университета святого Владимира П. А. Лашкарёва в развитии русской научной школы церковного права. Проанализирована методика разработанной учёным программы преподавания данной дисциплины для духовной и светской образовательной среды. Изучены исследовательский и методический подходы, отражённые П. А. Лашкарёвым в труде «Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву». Показано влияние на научно-методическую деятельность П. А. Лашкарёва политико-правовых учений естественно-правовой, исторической и социологической научных школ, а также проанализированы проблемные положения применения исследовательских методов данных школ в церковном праве как особой богословско-юридической науке. Делается вывод о необходимости применения междисциплинарного подхода в методологии изучении церковного права на современном этапе развития этой науки.

Скачать
Читать

Митрофанов А.Ю. Альберт Великий и проблема рецепции правовых идей Аристотеля // Христианское чтение. 2019. №3.

Статья посвящена генезису богословского и философского творчества Альберта Великого (1193/1200–1280) в контексте его возможного знакомства с двором императора Фридриха II. Автор исследует характер двора Фридриха II в ранний период его правления и приходит к выводу о том, что немецкое рыцарство в начале XIII века формировало интеллектуальную среду, которая была восприимчива к влиянию византийской и арабо-персидской философии, а также их правовых идей. Таким образом, рецепция правовых идей Аристотеля, проведенная Альбертом Великим в парафразах на Аристотеля — прежде всего касательно естественного права и общественного договора, — и восприятие некоторых этих идей традицией церковного права Католической Церкви, очевидно стала плодом культурного влияния, которое Альберт мог воспринять в молодые годы при императорском дворе. Фридрих II, вероятно, способствовал распространению идей Аристотеля, оказывая покровительство арабским философам.

Скачать
Читать

Митрополит Исидор (Тупикин) Наука канонического права в Санкт-Петербургской духовной академии и основные ее представители // Христианское чтение. 2019. №2.

Изучение церковного права издревле связано с практическими вопросами, которые возникали в жизни христианских общин. Долгое время эта дисциплина не имела своего «места» в кругу иных наук в нашем Отечестве, тогда как на Западе уже в XIX в. наблюдается бурное развитие исследований по каноническому праву, его происхождению и определению источников. Это можно объяснить историческими условиями, в которых оказались католики и протестанты Западной Европы. Однако стоит признать, что сам уровень развития духовного образования в России не позволял до некоторого времени достигнуть больших успехов. В середине XIX в. мы видим зарождение и в дальнейшем расцвет многих отраслей церковных наук в России, в том числе и каноники. И свой весомый вклад в сокровищницу знаний внесла Санкт-Петербургская духовная академия — не только ведущая духовная школа Русской Церкви, но и одно из ведущих учебных заведений Российской империи. Среди тех, кто прославил ее на поприще изучения церковного законоведения, — святитель Филарет (Дроздов), епископ Иоанн (Соколов), Тимофей Васильевич Барсов и Владимир Николаевич Бенешевич. О них и их трудах по каноническому праву пойдет речь в настоящей статье.

Скачать
Читать

Почекаев Р.Ю. Освещение роли Церкви и церковного права в учебном курсе «История государства и права России»: проблемы и перспективы // Христианское чтение. 2019. №2.

Автор рассматривает проблемы освещения роли Церкви и церковного права при преподавании истории государства и права России в соответствии с современными учебными курсами. По его мнению, слишком краткое и схематичное раскрытие этого аспекта не позволяет студентам в полной мере понять и оценить специфику развития отечественной государственности и права в различные периоды истории России. Сравнивая современные учебники и учебные пособия по истории государства и права России с изданиями, на основе которых строилось преподавание во второй половине XIX – первой половине XX вв., автор приходит к выводу, что ранее ситуация была совершенно иной, и авторы учебников гораздо более подробно и объективно рассматривали Церковь и церковное право в системе государственности и права дореволюционной России. Автор формулирует ряд предложений по исправлению ситуации, отмечая некоторые важные направления взаимодействия Церкви и государства и влияния церковного права на развитие светского, которые, по его мнению, следует рассматривать в рамках преподавания курса истории государства и права России, опираясь при этом как на опыт предшествующего преподавания, так и на новые исследования и публикации источников.

Скачать
Читать

Дорская А.А. К вопросу о конфессиональных особенностях развития канонического права Христианской Церкви в Средние века. Отзыв на монографию А.Ю. Митрофанова "Очерки из истории канонического права XI-XII вв." // Христианское чтение. 2019. №1.

Статья представляет собой отзыв на монографию А. Ю. Митрофанова, посвященную развитию канонического права XI–XII вв. представителями Католической, Православной и Армянской Апостольской Церквей. На примере биографии, научного наследия и свидетельств деятельности Ансельма Луккского рассмотрены вопросы борьбы императоров Священной Римской империи с папами по вопросу об инвеституре, рецепции греко-римского права, систематизации канонического права, организации крестовых походов. Показана роль Ансельма Луккского в становлении института папских легатов. Осмысление византийским каноническим сознанием светской власти показано на примере работ Феодора Вальсамона, написавшего комментарии к Номоканону Фотия, а каноническая позиция Армянской Апостольской Церкви по отношению к грекам — на основании ответов Нерсеса Лампронского. В статье выделены дискуссионные вопросы — необходимость рассмотрения систематизации канонического права в контексте рецепции римского права, влияние комментариев Феодора Вальсамона к Номоканону Фотия на развитие канонического права в России, традиции применения термина «воинствующая» по отношении к Церкви и другие.

Скачать
Читать

Волужков Д.В. Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Т.В. Барсов о реформе духовного суда Русской Церкви (на материале статей в журнале "Христианское чтение" 1870–73 гг.) // Христианское чтение. 2019. №1.

В статье на материале публикаций в журнале "Христианское чтение" 1870–73 гг. предпринимается попытка реконструкции возможной правовой концепции Т. В. Барсова относительно реформы духовного суда Русской Церкви. Показывается, что Барсов, пытаясь обосновать возможность отделения духовного суда от администрации по аналогии со светским судом, обращается к судопроизводству Древней Церкви с его двухступенчатым (епископ — суд) и соборным (в виде пресвитериумов и соборов разного уровня) устройством. Говоря об основаниях духовного суда, Барсов указывает на древний суд как суд открытой исповеди, а также на принцип христианской справедливости. Активно используемое Барсовым в качестве аргумента толкование Мф. 18:15–20 о якобы содержащемся в словах Христа указании на устройство духовного суда по аналогии с римским судом автором статьи признается ошибочным. Делается вывод, что у Т. В. Барсова как активного участника "Комитета по преобразованию судной части духовного ведомства" очевидно была собственная концепция реформы духовного суда.

Скачать
Читать

Балакай А., прот. Проблематика современного правоприменения канонов Православной Церкви. Отзыв на монографию иеродиакона Григория (Матрусова) "Каноны: правила Церкви и правила жизни" (2017) // Христианское чтение. 2018. №6.

Статья представляет собой краткий отзыв на монографию иеродиакона Григория (Матрусова) «Каноны: правила Церкви и правила жизни. Проблемы и практика применения канонов первого тысячелетия в современной жизни Православной Церкви». Рассматриваются выводы, сделанные автором в каждом из четырех разделов книги. Особое внимание обращается на обсуждение автором проблем богодухновенности канонических правил, а также возможности кодификации церковного права. Относительно изложенной автором классификации канонов приводятся его высказывания о ее объективности и целесообразности, а также о вариативности в отношении использования принципа «применяемости-неприменяемости». Особо подчеркиваются достоинства монографии как важного дополнительного пособия при изучении в Духовных школах курса канонического права.

Скачать
Читать

Гайденко П.И. Симония: дары или покупка? О некоторых особенностях каноническо-правового сознания Древней Руси // Христианское чтение. 2018. №6.

Симония — один из древнейших пороков внутрицерковной жизни. При всей кажущейся ясности того, какие деяния охватываются этим понятием, неосмысленным остается феномен укорененности греха симонии в церковной среде Древней Руси. В рамках настоящей статьи предпринята попытка проанализировать практику т.н. «дарений», связанных с получением определенных материальных благ и достижением определенного иерархического статуса. Анализ ситуации позволяет заключить, что проблема укорененности симонии в кругу древнерусских клириков во многом объясняется особой культурой церковной среды. Одной из уловок, позволяющих избегать обвинения в симонии, стала практика даров, или своего рода жертвы. Подобная интерпретация подкупа или вымогательства, во-первых, открывала возможность выстраивать взаимовыгодные отношения между дарителем и одариваемым лицом, а во-вторых, позволяла снимать с себя ответственность за совершенное и принимать ситуацию как нечто естественное и даже одобрительное, призванное служить высоким целям и благим поступкам.

Скачать
Читать

Митрофанов А.Ю. Проблема происхождения правовой процедуры римско-византийского обряда коронования императора // Христианское чтение. 2018. №5.

В статье рассматривается проблема происхождения римско-византийского обряда коронования императора в контексте эволюции греко-иранского симбиоза, начавшегося после завоевательных походов Александра Македонского. По мнению автора, войны диадохов и эпигонов, экспансия Парфянского царства привели к развитию представлений о военной легитимации политической власти, которая достигла апогея в эпоху сасанидов. Греко-иранские, эллинистические, истоки византийской церемонии коронации императора, воспринятой через посредничество римской армии, позволяют сделать вывод о том, что данная церемония имела древние языческие корни. Этот факт предопределил то обстоятельство, что Православная Церковь стремилась к последовательному воцерковлению этой церемонии, ее литургическому освящению и, следовательно, к ее христианскому переосмыслению в недрах канонической традиции.

Скачать
Читать

Гайденко П.И. К вопросу о каноническо-правовом статусе жен древнерусского духовенства (XI–XIII вв.) // Христианское чтение. 2018. №5.

Одной из наименее изученных социальных категорий древности остаются жены пастырей, история которых почти не привлекает внимание исследователей. Сложившееся положение дел объясняется состоянием источников. О жизни и каноническо-правовом статусе жен священнослужителей XI–XIII вв. позволяют судить лишь отдельные летописные известия, а также немногочисленные канонические и правовые нормы, зафиксированные в церковных Уставах и канонических сводах. В статье предпринята попытка реконструкции каноническо-правового статуса жен древнерусского духовенства домонгольского времени. Его реконструкция затруднена ввиду как малочисленности источников, так и их содержания. В результате жены духовенства нередко предстают в нелицеприятном и даже отрицательном виде. На этом фоне видится исключением история жены священника Василия, активного участника событий, связанных с ослеплением Теребовльского князя Василька. Однако даже такое положение дел говорит не столько о самих женах древнерусского духовенства, сколько о том интересе, который проявлялся к ним со стороны современников.
Тем не менее знакомство с источниками позволяет заключить, что, с точки зрения присутствовавших на Руси канонических норм, женам древнерусских священников отводилась важная роль в семье. Моральный авторитет супруги во многом предопределял статус священника, а жизнь попадьи была тесно связана с жизнью христианской общины, в которой совершалось служение пастыря.

Скачать
Читать

Александров И.А. Ответственность скопцов согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года // Христианское чтение. 2018. №4.

Скопцы представляют собой секту, появившуюся в Российской империи во второй половине XVIII века, учение которой, как следует из названия, сопряжено с идеей оскопления. В рамках данной статьи исследуются различные вопросы, связанные с ответственностью последователей скопческого учения согласно статьям Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, относящимся к отделению второму «О ересях и расколах» главы второй («Об отступлении от веры и постановлений церкви») раздела второго «О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений». Следует отметить, что речь в первую очередь идет о первоначальной редакции Уложения 1845 г. Помимо прочего, учитывается факт отнесения скопцов одновременно и к особенно вредным сектам, и к изуверным сектам. Помимо норм, нашедших отражение в данном акте, рассматривается ряд положений других документов, необходимых для более полного освещения изучаемого вопроса. Также внимание уделено толкованию данных предписаний и практике их применения. В частности, используются материалы, касающиеся судебного рассмотрения так называемого дела Кудриных. Отмечаются характерные черты учения секты скопцов, которые, в том числе, позволяют говорить об опасности деятельности этого религиозного объединения для личности, общества и государства.

Скачать
Читать

Костромин К.А., прот. Правовое применение "Закона судного людем" в Киевской Руси // Христианское чтение. 2018. №4.

«Закон судный людем» представляет собой малоисследованный памятник права, который, как утверждается в статье, имел правоприменение на Руси. Особенность его состоит в том, что в нем содержатся нормы как для гражданского, так и для церковного судопроизводства. Архаичность юридических форм сделала его «своим» как для церковных, так и для гражданских властей Киевской Руси, на что указывают параллели в древнерусских памятниках второй и третьей четверти ХI века. В статье также приводятся примеры, когда нормы «Закона судного людем» были применены, или их применение отразилось в книжной или народной памяти — в ситуации наказания Дудики в истории суда над епископом Лукой Жидятой и игуменом Поликарпом Киево‑Печерским, истории попытки вечевой расправы над преп. Авраамием Смоленским, в истории преподобного Моисея Угрина и в образе преподобного Илии Муромца, ликвидации двоеженства князя Ярослава Осмомысла. «Закон судный людем» безусловно имел параллели и с ранним древнерусским княжеским законодательством о Церкви. Примеры предпочтения «Закона судного людем» можно встретить и в Повести временных лет в рассказе о казни разбойников князем Владимиром и преследовании волхвов Янем Вышатичем.

Скачать
Читать

Волужков Д.В. К вопросу об основаниях церковного судопроизводства: на примере "Положения о церковном суде Русской Православной Церкви" от 2008 г. // Христианское чтение. 2018. №3.

В статье применительно к церковному судопроизводству рассматриваются такие юридические понятия как «основание судебной системы» и «презумпции и фикции». Особое внимание уделяется каноническому основанию церковного суда. Автор исходит из того, что понятие «основание» применительно к церковному суду очевидно используется в двух значениях: как причина появления самого понятия «церковный суд», и как система источников права, на которых построена судебная система. На примере действующего «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви» от 2008 года рассматриваются шесть канонов, прямо указанных в тексте Положения, приводится как их оригинальное авторское толкование, так и толкования выдающихся канонистов. Делаются выводы, что: 1) в Положении нет прямого указания как на презумпцию невиновности, так и на презумпцию виновности; 2) каноны, включенные в Положение, содержат юридические презумпции и фикции; 3) каноны, ссылки на которые содержатся в статьях Положения, и сами статьи различаются по своему содержанию. Таким образом, существующая в Русской Православной Церкви судебная система частично основывается на Каноническом корпусе Православной Церкви.

Скачать
Читать

Гайденко П.И. К вопросу о правовом положении детей духовенства в церковной среде и в обществе (XI-XIII вв.) // Христианское чтение. 2018. №3.

Одной из важнейших социальных страт домонгольской Руси была группа так называемых церковных людей. Их социально-правовой статус имел неоднозначный характер и по-разному интерпретируется в российской историографии. Особое положение этой группы закреплено в княжеских уставах Церкви и частично прослеживается в большом комплексе источников: в летописях и в каноническо-правовых памятниках. В научной литературе неоднократно рассматривалась жизнь пастырей и некоторых других категорий церковных лиц. Однако дети духовенства домонгольского времени почти не привлекали к себе внимание со стороны профессиональных историков. Краткие сообщения источников о поповичах не позволяют создать стройную историю данной категории. Однако ситуация не видится отчаянной. В представленной статье предпринята попытка оценить место поповичей среди церковных людей. Анализ разрозненных сведений открывает возможность увидеть правовое положение детей духовенства в церковной среде и в древнерусском обществе. Не менее интересным видится положение детей духовенства в сравнении с другими категориями лиц. Как уже было отмечено, большинство наблюдений не позволяет ответить на множество возникающих вопросов. Тем не менее перед исследователями открывается возможность увидеть более сложную и интересную картину внутрицерковной жизни на Руси в XI-XIII вв.

Скачать
Читать

Волужков Д.В. К вопросу о презумпциях и фикциях в современном церковном судопроизводстве // Христианское чтение. 2018. №2.

Статья представляет собой полемический отзыв на публикацию иеромонаха Марка (Святогорова) и Н.А. Тарнакина «Юридические фикции и презумпции в церковном судопроизводстве (по Положению о Церковном суде 2008 г.)». Отмечаются достоинства исследования: рассмотрение редко привлекающей внимание ученых темы использования презумпций и фикций в церковном праве, корректность выводов, отсутствие оценочных суждений. Особо отмечается возрождение дореволюционной традиции научной дискуссии по правовым вопросам в журнале «Христианское чтение». Отмечаются недостатки: исключение из рассмотрения презумпций, прямо не указанных в Положении, недостаточно полно рассмотренный вопрос о признании решений церковного суда судом светским. Выделяется ряд проблемных вопросов, которые могут быть предметом дальнейшего рассмотрения исследователей.

Скачать
Читать

Оспенников Ю.В. О подходах к трактовке фикций в светском и церковном праве (О статье иеромонаха Марка (Святогорова) и Н.А. Тарнакина "Юридические фикции и презумпции в церковном судопроизводстве") // Христианское чтение. 2018. №2.

Статья представляет собой критические размышления над статьёй иеромонаха Марка (Святогорова) и Н.А. Тарнакина «Юридические фикции и презумпции в церковном судопроизводстве», выявляет проблемные методологические и содержательные аспекты, касающиеся трактовки фикций и их места в правовых системах, соотношения светского и церковного суда, трактовки конкретных примеров фикций.

Скачать
Читать

Гайденко П.И. Несколько замечаний о каноническо-правовых институтах на Руси в XI–XIII вв. // Христианское чтение. 2018. №2.

В последние годы наблюдается рост научного интереса к истории древнерусского права. Это объясняется не только успехами отечественной русистики, но оправдано интересами сугубо практического свойства, особенно в плоскости канонического права. В статье предпринята попытка сформулировать ряд проблем в области изучения древнерусского канонического права. Актуальность затронутой проблемы во многом объясняется присутствием острых противоречий между историками права и историками Церкви. По мнению автора, существующий конфликт во многом объясняется тем, что применяемые в отношении реалий Древней Руси юридические концепции не принимают во внимание особенности правосознания современников XI–XIII в. на Руси и в странах Европы, а также в Византии. Столь же отрицательно оценивается автором неосторожное применение историками канонического права методов позитивного права к условиям русского средневековья. По мнению исследователя, разрешение проблемы лежит в применении сформулированного Я. Н. Щаповым подхода, который позволил установить не только связь древнерусских церковно-правовых норм с византийским правом, но и проследить степень самостоятельности работы составителей первых древнерусских каноническо-правовых сводов.

Скачать
Читать

Дорская А.А. Церковное право как предмет научной дискуссии: основные направления изучения церковно-правовых вопросов в постсоветский период // Христианское чтение. 2018. №1.

В статье выделяются основные направления изучения церковного права российскими светскими учёными (историками, юристами, философами, культурологами), а также представителями духовенства в конце XX — начале XXI вв. Показана преемственность в исследовании церковно-правовых вопросов в дореволюционный и современный периоды, несмотря на то, что процесс развития науки церковного права был прерван в советский период. Рассмотрены примеры изучения церковно-правовой тематики в Советском Союзе на примере трудов С.В. Юшкова и Я.Н. Щапова. В статье показано, что многие проблемы науки церковного права дореволюционного периода требуют решения и на современном этапе, сохраняется необходимость разработки вопросов разграничения канонического и церковного права, правового режима имущества религиозного назначения, деятельности церковных судов, регулирования семейных отношений. Обоснованы как достижения в изучении церковно-правовой тематики, так и недостатки в современном освещении данных вопросов.

Скачать
Читать

Марк (Святогоров), иером., Тарнакин Н.А. Юридические фикции и презумпции в церковном судопроизводстве (по Положению о Церковном суде 2008 г.) // Христианское чтение. 2018. №1.

В статье рассматривается современное положение в церковном судопроизводстве классических средств юридической техники – презумпций и юридических фикций. С помощью метода сравнения с современным процессуальным законодательством России, показывается, что ряд юридических фикций в церковном судопроизводстве выполняет в целом сходные со светским правом функции. Также указывается на фикции, способствующие скорейшему рассмотрению дел, но аналогии которым отсутствуют в светском праве. Отмечается, что: 1) большая часть юридических фикций в церковном суде имеет принципиально иное, чисто церковное, содержание, 2) ряд светских юридических фикций прямо встроен в церковное право. Делаются выводы о: 1) большой схожести устройства светского и церковного судов, 2) большей гибкости церковного суда по отношению ко светскому, поскольку светский суд не признает решения и фикции церковного суда. Помимо схожести устройства светского и церковного судов, отмечаются также несомненные различия в содержании, обоснованные прежде всего экклезиологической моделью Православной Церкви.

Скачать
Читать