Главная / Барсовское общество

Барсовское общество

Публикации по церковному праву

Балакай А., прот. Проблематика современного правоприменения канонов Православной Церкви. Отзыв на монографию иеродиакона Григория (Матрусова) "Каноны: правила Церкви и правила жизни" (2017) // Христианское чтение. 2018. №6.

Статья представляет собой краткий отзыв на монографию иеродиакона Григория (Матрусова) «Каноны: правила Церкви и правила жизни. Проблемы и практика применения канонов первого тысячелетия в современной жизни Православной Церкви». Рассматриваются выводы, сделанные автором в каждом из четырех разделов книги. Особое внимание обращается на обсуждение автором проблем богодухновенности канонических правил, а также возможности кодификации церковного права. Относительно изложенной автором классификации канонов приводятся его высказывания о ее объективности и целесообразности, а также о вариативности в отношении использования принципа «применяемости-неприменяемости». Особо подчеркиваются достоинства монографии как важного дополнительного пособия при изучении в Духовных школах курса канонического права.

Скачать
Читать

Гайденко П.И. Симония: дары или покупка? О некоторых особенностях каноническо-правового сознания Древней Руси // Христианское чтение. 2018. №6.

Симония — один из древнейших пороков внутрицерковной жизни. При всей кажущейся ясности того, какие деяния охватываются этим понятием, неосмысленным остается феномен укорененности греха симонии в церковной среде Древней Руси. В рамках настоящей статьи предпринята попытка проанализировать практику т.н. «дарений», связанных с получением определенных материальных благ и достижением определенного иерархического статуса. Анализ ситуации позволяет заключить, что проблема укорененности симонии в кругу древнерусских клириков во многом объясняется особой культурой церковной среды. Одной из уловок, позволяющих избегать обвинения в симонии, стала практика даров, или своего рода жертвы. Подобная интерпретация подкупа или вымогательства, во-первых, открывала возможность выстраивать взаимовыгодные отношения между дарителем и одариваемым лицом, а во-вторых, позволяла снимать с себя ответственность за совершенное и принимать ситуацию как нечто естественное и даже одобрительное, призванное служить высоким целям и благим поступкам.

Скачать
Читать

Митрофанов А.Ю. Проблема происхождения правовой процедуры римско-византийского обряда коронования императора // Христианское чтение. 2018. №5.

В статье рассматривается проблема происхождения римско-византийского обряда коронования императора в контексте эволюции греко-иранского симбиоза, начавшегося после завоевательных походов Александра Македонского. По мнению автора, войны диадохов и эпигонов, экспансия Парфянского царства привели к развитию представлений о военной легитимации политической власти, которая достигла апогея в эпоху сасанидов. Греко-иранские, эллинистические, истоки византийской церемонии коронации императора, воспринятой через посредничество римской армии, позволяют сделать вывод о том, что данная церемония имела древние языческие корни. Этот факт предопределил то обстоятельство, что Православная Церковь стремилась к последовательному воцерковлению этой церемонии, ее литургическому освящению и, следовательно, к ее христианскому переосмыслению в недрах канонической традиции.

Скачать
Читать

Гайденко П.И. К вопросу о каноническо-правовом статусе жен древнерусского духовенства (XI–XIII вв.) // Христианское чтение. 2018. №5.

Одной из наименее изученных социальных категорий древности остаются жены пастырей, история которых почти не привлекает внимание исследователей. Сложившееся положение дел объясняется состоянием источников. О жизни и каноническо-правовом статусе жен священнослужителей XI–XIII вв. позволяют судить лишь отдельные летописные известия, а также немногочисленные канонические и правовые нормы, зафиксированные в церковных Уставах и канонических сводах. В статье предпринята попытка реконструкции каноническо-правового статуса жен древнерусского духовенства домонгольского времени. Его реконструкция затруднена ввиду как малочисленности источников, так и их содержания. В результате жены духовенства нередко предстают в нелицеприятном и даже отрицательном виде. На этом фоне видится исключением история жены священника Василия, активного участника событий, связанных с ослеплением Теребовльского князя Василька. Однако даже такое положение дел говорит не столько о самих женах древнерусского духовенства, сколько о том интересе, который проявлялся к ним со стороны современников.
Тем не менее знакомство с источниками позволяет заключить, что, с точки зрения присутствовавших на Руси канонических норм, женам древнерусских священников отводилась важная роль в семье. Моральный авторитет супруги во многом предопределял статус священника, а жизнь попадьи была тесно связана с жизнью христианской общины, в которой совершалось служение пастыря.

Скачать
Читать

Александров И.А. Ответственность скопцов согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года // Христианское чтение. 2018. №4.

Скопцы представляют собой секту, появившуюся в Российской империи во второй половине XVIII века, учение которой, как следует из названия, сопряжено с идеей оскопления. В рамках данной статьи исследуются различные вопросы, связанные с ответственностью последователей скопческого учения согласно статьям Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, относящимся к отделению второму «О ересях и расколах» главы второй («Об отступлении от веры и постановлений церкви») раздела второго «О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений». Следует отметить, что речь в первую очередь идет о первоначальной редакции Уложения 1845 г. Помимо прочего, учитывается факт отнесения скопцов одновременно и к особенно вредным сектам, и к изуверным сектам. Помимо норм, нашедших отражение в данном акте, рассматривается ряд положений других документов, необходимых для более полного освещения изучаемого вопроса. Также внимание уделено толкованию данных предписаний и практике их применения. В частности, используются материалы, касающиеся судебного рассмотрения так называемого дела Кудриных. Отмечаются характерные черты учения секты скопцов, которые, в том числе, позволяют говорить об опасности деятельности этого религиозного объединения для личности, общества и государства.

Скачать
Читать

Костромин К.А., прот. Правовое применение "Закона судного людем" в Киевской Руси // Христианское чтение. 2018. №4.

«Закон судный людем» представляет собой малоисследованный памятник права, который, как утверждается в статье, имел правоприменение на Руси. Особенность его состоит в том, что в нем содержатся нормы как для гражданского, так и для церковного судопроизводства. Архаичность юридических форм сделала его «своим» как для церковных, так и для гражданских властей Киевской Руси, на что указывают параллели в древнерусских памятниках второй и третьей четверти ХI века. В статье также приводятся примеры, когда нормы «Закона судного людем» были применены, или их применение отразилось в книжной или народной памяти — в ситуации наказания Дудики в истории суда над епископом Лукой Жидятой и игуменом Поликарпом Киево‑Печерским, истории попытки вечевой расправы над преп. Авраамием Смоленским, в истории преподобного Моисея Угрина и в образе преподобного Илии Муромца, ликвидации двоеженства князя Ярослава Осмомысла. «Закон судный людем» безусловно имел параллели и с ранним древнерусским княжеским законодательством о Церкви. Примеры предпочтения «Закона судного людем» можно встретить и в Повести временных лет в рассказе о казни разбойников князем Владимиром и преследовании волхвов Янем Вышатичем.

Скачать
Читать

Волужков Д.В. К вопросу об основаниях церковного судопроизводства: на примере "Положения о церковном суде Русской Православной Церкви" от 2008 г. // Христианское чтение. 2018. №3.

В статье применительно к церковному судопроизводству рассматриваются такие юридические понятия как «основание судебной системы» и «презумпции и фикции». Особое внимание уделяется каноническому основанию церковного суда. Автор исходит из того, что понятие «основание» применительно к церковному суду очевидно используется в двух значениях: как причина появления самого понятия «церковный суд», и как система источников права, на которых построена судебная система. На примере действующего «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви» от 2008 года рассматриваются шесть канонов, прямо указанных в тексте Положения, приводится как их оригинальное авторское толкование, так и толкования выдающихся канонистов. Делаются выводы, что: 1) в Положении нет прямого указания как на презумпцию невиновности, так и на презумпцию виновности; 2) каноны, включенные в Положение, содержат юридические презумпции и фикции; 3) каноны, ссылки на которые содержатся в статьях Положения, и сами статьи различаются по своему содержанию. Таким образом, существующая в Русской Православной Церкви судебная система частично основывается на Каноническом корпусе Православной Церкви.

Скачать
Читать

Гайденко П.И. К вопросу о правовом положении детей духовенства в церковной среде и в обществе (XI-XIII вв.) // Христианское чтение. 2018. №3.

Одной из важнейших социальных страт домонгольской Руси была группа так называемых церковных людей. Их социально-правовой статус имел неоднозначный характер и по-разному интерпретируется в российской историографии. Особое положение этой группы закреплено в княжеских уставах Церкви и частично прослеживается в большом комплексе источников: в летописях и в каноническо-правовых памятниках. В научной литературе неоднократно рассматривалась жизнь пастырей и некоторых других категорий церковных лиц. Однако дети духовенства домонгольского времени почти не привлекали к себе внимание со стороны профессиональных историков. Краткие сообщения источников о поповичах не позволяют создать стройную историю данной категории. Однако ситуация не видится отчаянной. В представленной статье предпринята попытка оценить место поповичей среди церковных людей. Анализ разрозненных сведений открывает возможность увидеть правовое положение детей духовенства в церковной среде и в древнерусском обществе. Не менее интересным видится положение детей духовенства в сравнении с другими категориями лиц. Как уже было отмечено, большинство наблюдений не позволяет ответить на множество возникающих вопросов. Тем не менее перед исследователями открывается возможность увидеть более сложную и интересную картину внутрицерковной жизни на Руси в XI-XIII вв.

Скачать
Читать

Волужков Д.В. К вопросу о презумпциях и фикциях в современном церковном судопроизводстве // Христианское чтение. 2018. №2.

Статья представляет собой полемический отзыв на публикацию иеромонаха Марка (Святогорова) и Н.А. Тарнакина «Юридические фикции и презумпции в церковном судопроизводстве (по Положению о Церковном суде 2008 г.)». Отмечаются достоинства исследования: рассмотрение редко привлекающей внимание ученых темы использования презумпций и фикций в церковном праве, корректность выводов, отсутствие оценочных суждений. Особо отмечается возрождение дореволюционной традиции научной дискуссии по правовым вопросам в журнале «Христианское чтение». Отмечаются недостатки: исключение из рассмотрения презумпций, прямо не указанных в Положении, недостаточно полно рассмотренный вопрос о признании решений церковного суда судом светским. Выделяется ряд проблемных вопросов, которые могут быть предметом дальнейшего рассмотрения исследователей.

Скачать
Читать

Оспенников Ю.В. О подходах к трактовке фикций в светском и церковном праве (О статье иеромонаха Марка (Святогорова) и Н.А. Тарнакина "Юридические фикции и презумпции в церковном судопроизводстве") // Христианское чтение. 2018. №2.

Статья представляет собой критические размышления над статьёй иеромонаха Марка (Святогорова) и Н.А. Тарнакина «Юридические фикции и презумпции в церковном судопроизводстве», выявляет проблемные методологические и содержательные аспекты, касающиеся трактовки фикций и их места в правовых системах, соотношения светского и церковного суда, трактовки конкретных примеров фикций.

Скачать
Читать

Гайденко П.И. Несколько замечаний о каноническо-правовых институтах на Руси в XI–XIII вв. // Христианское чтение. 2018. №2.

В последние годы наблюдается рост научного интереса к истории древнерусского права. Это объясняется не только успехами отечественной русистики, но оправдано интересами сугубо практического свойства, особенно в плоскости канонического права. В статье предпринята попытка сформулировать ряд проблем в области изучения древнерусского канонического права. Актуальность затронутой проблемы во многом объясняется присутствием острых противоречий между историками права и историками Церкви. По мнению автора, существующий конфликт во многом объясняется тем, что применяемые в отношении реалий Древней Руси юридические концепции не принимают во внимание особенности правосознания современников XI–XIII в. на Руси и в странах Европы, а также в Византии. Столь же отрицательно оценивается автором неосторожное применение историками канонического права методов позитивного права к условиям русского средневековья. По мнению исследователя, разрешение проблемы лежит в применении сформулированного Я. Н. Щаповым подхода, который позволил установить не только связь древнерусских церковно-правовых норм с византийским правом, но и проследить степень самостоятельности работы составителей первых древнерусских каноническо-правовых сводов.

Скачать
Читать

Дорская А.А. Церковное право как предмет научной дискуссии: основные направления изучения церковно-правовых вопросов в постсоветский период // Христианское чтение. 2018. №1.

В статье выделяются основные направления изучения церковного права российскими светскими учёными (историками, юристами, философами, культурологами), а также представителями духовенства в конце XX — начале XXI вв. Показана преемственность в исследовании церковно-правовых вопросов в дореволюционный и современный периоды, несмотря на то, что процесс развития науки церковного права был прерван в советский период. Рассмотрены примеры изучения церковно-правовой тематики в Советском Союзе на примере трудов С.В. Юшкова и Я.Н. Щапова. В статье показано, что многие проблемы науки церковного права дореволюционного периода требуют решения и на современном этапе, сохраняется необходимость разработки вопросов разграничения канонического и церковного права, правового режима имущества религиозного назначения, деятельности церковных судов, регулирования семейных отношений. Обоснованы как достижения в изучении церковно-правовой тематики, так и недостатки в современном освещении данных вопросов.

Скачать
Читать

Марк (Святогоров), иером., Тарнакин Н.А. Юридические фикции и презумпции в церковном судопроизводстве (по Положению о Церковном суде 2008 г.) // Христианское чтение. 2018. №1.

В статье рассматривается современное положение в церковном судопроизводстве классических средств юридической техники – презумпций и юридических фикций. С помощью метода сравнения с современным процессуальным законодательством России, показывается, что ряд юридических фикций в церковном судопроизводстве выполняет в целом сходные со светским правом функции. Также указывается на фикции, способствующие скорейшему рассмотрению дел, но аналогии которым отсутствуют в светском праве. Отмечается, что: 1) большая часть юридических фикций в церковном суде имеет принципиально иное, чисто церковное, содержание, 2) ряд светских юридических фикций прямо встроен в церковное право. Делаются выводы о: 1) большой схожести устройства светского и церковного судов, 2) большей гибкости церковного суда по отношению ко светскому, поскольку светский суд не признает решения и фикции церковного суда. Помимо схожести устройства светского и церковного судов, отмечаются также несомненные различия в содержании, обоснованные прежде всего экклезиологической моделью Православной Церкви.

Скачать
Читать