Главная / 7 Слов / Журнал духовной преемственности или провал византийского проекта Издательства СПбДА? Мнение экспертов расставляет точки над i

Журнал духовной преемственности или провал византийского проекта Издательства СПбДА? Мнение экспертов расставляет точки над i

Журнал духовной преемственности или провал византийского проекта Издательства СПбДА? Мнение экспертов расставляет точки над i

 

 

 


Журнал духовной преемственности или Провал византийского проекта Издательства СПбДА? Мнение экспертов расставляет точки над i

С момента последнего обзора в нашей рубрике прошло уже более двух месяцев, и за это время случилось довольно много важных и интересных событий в жизни как Издательства Академии, так и его научно-просветительского проекта «Византийский кабинет». Особенно хочется отметить шестилетие создания Издательства, трехлетие рождения «Византийского кабинета» и награждение его основателей почетными грамотами (хотя, конечно, все мы понимаем, чья здесь главная заслуга!).

Сегодняшний же наш обзор посвящен выходу в свет второго номера журнала «Русско-Византийский вестник», презентация которого состоялась в «Византийском кабинете» 12 апреля, с участием редакторов, членов редакционного совета и авторов выпуска. В частности, на кругом столе присутствовали: Александр Васильевич Маркидонов, кандидат богословия, доцент СПбДА; Владимир Алексеевич Котельников, доктор филологических наук (Пушкинский Дом РАН); Александр Аркадьевич Корольков, доктор философских наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры философской антропологии и истории философии Института философии человека РГПУ им. А. И. Герцена; Елена Ивановна Анненкова, доктор филологических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена; Ольга Борисовна Сокурова, доктор культурологии, доцент Института истории СПбГУ; Валерий Александрович Фатеев, кандидат филологических наук, член редакционной коллегии издательства «Росток».

Представленные ниже «7 слов» необычны – на сей раз мы сами решили побывать на месте трепещущих острого критического пера рецензируемых и попросили уважаемых авторов, а также участвовавших в презентации читателей откровенно высказаться о нашем детище.

1. Цели, название, концепция журнала

Авторы «РВВ» единодушно убеждены в существовании потребности всестороннего раскрытия духовной связи русской цивилизации с византийской культурой, издавна осуществляемой прежде всего через Православную Церковь. Именно такие ассоциации вызывает название «Русско-Византийский вестник», хотя само оно, по мнению В. А. Фатеева, возможно, не вполне раскрывает все богатство внутреннего содержания издания, которое можно оценить по его рубрикации, затрагивающей самые актуальные стороны отечественной духовной культуры.

По словам В. А. Котельникова, крайне необходимо отвечать на потребность изучения православных византийской и русской цивилизаций на современном научном языке, доводя такие ответы до широкого круга подготовленных к тому читателей. Журнал «РВВ» ассоциируется у него с добротными дореволюционными изданиями данного профиля. Деятельность редакции и материалы, полагает ученый, должны соответствовать названной теме, охватывая ее в церковном, богословском, религиозно-философском, социальном, политическом, культурологическом и литературном аспектах.

В свою очередь А. А. Корольков отметил, что название журнала нацеливает на академическую фундаментальность, но вместе с тем и на просветительские задачи. Это проявилось в первых выпусках, где сосуществуют материалы исследовательские и просветительские, несущие свет всем нам, в большей или меньшей степени растерявшим духовное богатство преемства Византии и России.

А. В. Маркидонов также высказал одобрение: в избранном создателями имени нет ни размытости, ни узкой, стесняющей жанровую и тематическую инициативу участников, ограниченности. Оно предполагает достаточно широкий, разнообразный, но и предметно-тематически внятно организованный круг исследований; располагает к такой методологии, которая исходила бы из усмотрения традиционных начал и рассмотрения того, как такие начала осуществляются или осознаются, переосмысляются в том или ином конкретном культурно-историческом контексте.

2. Как издан журнал

Редакторам и авторам «РВВ» хорошо известно мнение глубоко нами уважаемого директора Издательства СПбДА по поводу объема издания. Будучи настоящим классиком как по образованию, так и по высокодуховному настрою, а также тонким ценителем старинной музыки и искусства, неужели в этом вопросе он оказался в стане оптимизаторов-минималистов, отвергающих «тяжеловесную» классику и ориентирующихся на современное клиповое сознание и «культуру комиксов»?! Однако дерзнем отметить абсолютное единомыслие редколлегии и авторского коллектива, четко высказавшихся против оптимизации, за свободу научного творчества.

Так, В. А. Фатеев считает, что наиболее удачный объем журнала – около 300 страниц, хотя при наличии интересных материалов его вполне допустимо увеличивать.

С точки зрения В. А. Котельникова, объем должен быть не менее 350 страниц. В качестве положительных примеров можно указать на почти все толстые богословские и «учено-литературные» журналы XIX века («Русский вестник», «Москвитянин», «Журнал Министерства народного просвещения» и т. п.).

Опрошенные нами читатели, в свою очередь, заявили, что объем «РВВ» должен определяться не по итогам анкетирования, а по уверенности редакции в своих силах и возможностях. И тот факт, что он увеличился, можно только приветствовать. Теперь редакция не должна ни на страницу его сокращать – в противном случае легко вызвать недоверие читательской аудитории, переживавшей появление и смерть сотен различных изданий.

По словам А. В. Маркидонова (которые в разных вариациях звучали из уст и других участников круглого стола), вестник привлекает внимание высокими полиграфическими характеристиками – строгим изяществом, простотой, ясностью и выразительностью оформления, богатством иллюстративного материала, несущего и информативное и художественное значение.

3. Содержание номера (достоинства)

А. А. Корольков похвалил подбор авторов и статей первых номеров «РВВ»: именитые и молодые богословы, литераторы, ученые разных городов и специализаций едины в стремлении к возрождению духовных ценностей России и Византии.

Причем, как полагает В. А. Котельников, опубликованные тексты будут востребованы не только учеными-профессионалами, но и самой широкой публикой.

К положительным моментам А. В. Маркидонов отнес ту особенность, что журнал не претендует на узкую, специализированную, в хорошем или не совсем хорошем смысле слова, «позитивистическую» исследовательскую деятельность. Это, скорее, научно-литературное издание, позволяющее думать и писать более свободно.

Наиболее репрезентативной, своего рода программной публикацией второго выпуска, удачно раскрывающей общее теоретическое направление журнала, была признана статья В. А. Котельникова «Святая Земля, христианский Восток, Византия на русском религиозном, политическом и культурном горизонте».

Е. И. Анненкову преимущественно заинтересовали публикации, откликающиеся на современные вопросы, особенно разделы «Русская классическая литература и Православие», «Русская религиозная философия» – прежде всего потому, что здесь есть некое поле для полемики. Возможно, издание могло бы стать своеобразной дискуссионной площадкой для авторов, выражающих точку зрения Церкви, и ученых-гуманитариев, способствовать их общению, знакомству друг с другом, поискам общих платформ.

О. Б. Сокурова выделила статьи В. А. Котельникова, В. А. Воропаева, Н. Н. Павлюченкова, С. М. Телегиной и др., назвав «РВВ» весьма содержательным и пожелав редколлегии продолжать работу в том же направлении. Также она сказала, что обязательно будет использовать напечатанные тексты на своих занятиях со студентами.

4. Содержание номера (недостатки)

По мнению В. А. Фатеева, основной «недостаток» «Русско-Византийского вестника» – его молодость и слабое распространение информации о нем, в частности, в интернете. Автор рекомендовал помещать сведения о вышедших номерах на православных сайтах. Другие же участники презентации высказали убеждение, что перспективнее ориентироваться не на СМИ, а на контакты с научными академическими учреждениями (ИФ РАН, РХГА, ОЦАД, различные светские и духовные учебные и научные центры и др.).

Никто из опрошенных не смог назвать слабые или спорные публикации. Но многие отмечали, что явно не хватает материалов по таким важным рубрикам, как «Византийская философия», «Византинистика и балканистика» («Византийское содружество наций»), «Византийская культура», «Византийский мир» (Pax Byzantina), «Наследие русской эмиграции», «Философия и культура русского зарубежья». Редакция с этой критикой полностью согласна: будем работать! Кроме того, представляется, что во втором номере недоставало переводов. Неужели отец Игорь все переведенные материалы теперь отправляет в «Труды и переводы»? Похоже, надо серьезно и нелицеприятно высказаться об этом его любимчике – тем более что как раз на днях увидел свет новый выпуск.

Отец Игорь Иванов со своим «любимчиком»

5. Проект «Византийский кабинет»

«Византийский кабинет», безусловно, заслуживает отдельного разговора. Отметив трехлетие, он уже вышел из младенческого возраста и твердо встал на ноги; в уходящем учебном году его деятельность отличалась замечательным разнообразием и приятной регулярностью. В частности, внимание уделялось: проблемам духовного образования, 200-летнему юбилею выдающегося русского просветителя Михаила Никифоровича Каткова (1818–1887), научной и миссионерской деятельности свт. Фотия, патриарха Константинопольского, перспективам православной науки и византийским истокам русской музыки.

Своими трудами и непосредственным участием проект поддержали многие замечательные светские и церковные ученые, преподаватели СПбДА. Особо отметим вклад протоиерея Владимира Гончаренко и А. В. Маркидонова. Но наибольшее содействие оказал наш постоянный участник, преподаватель епархиальных курсов религиозного образования и катехизации имени святого праведного Иоанна Кронштадтского при ОРОиК Санкт-Петербургской епархии Сергей Феликсович Тухленков, которому приносим искреннюю благодарность.

Прот. Владимир Гончаренко с о. Игорем на заседании «Византийского кабинета»

И. Б. Гаврилов торжественно вручает С. Ф. Тухленкову новый номер «РВВ»

Разумеется, необходимо расширять потенциальную аудиторию, привлекая новых докладчиков и слушателей. В ближайшем будущем мы ожидаем выступления Д. А. Карпука, отца Константина Костромина, планируем провести круглые столы к 80-летию со дня рождения и 20-летию кончины петербургского композитора В. А. Гаврилина, 70-летию со дня смерти философа-символиста В. И. Иванова и 100-летию князя Е. Н. Трубецкого. Самое интересное (касающееся византологии) оставим пока в секрете.

6. Пожелания редакции «Русско-Византийского вестника»

Один из участников презентации пожелал нам поскорее справиться с задачей включения журнала в перечень изданий списка ВАК РФ, чтобы дать возможность отражать в столь престижном научном издании результаты диссертационных исследований, тем более что научный уровень и тематика вестника соответствуют специальностям теологии, философии и истории.

По этому вопросу между присутствовавшими возникла небольшая дискуссия: действительно ли вхождение в перечень ВАК поспособствует научному росту журнала? В частности, прозвучало и опасение, что вследствие этого есть угроза превращения «РВВ» в лишенный концептуальной целостности «компот» или даже в малочитаемую «гремучую смесь» из статей аспирантов и соискателей. По мнению редакции, научная составляющая в любом случае должна оставаться на первом месте.

Прозвучало также пожелание привлекать известных современных авторов и публиковать труды дореволюционных византинистов и русских византологов-эмигрантов. Кроме того, А. А. Корольков отметил, что было бы хорошо расширять тематику по нравственной философии, и продемонстрировал свою новую книгу, посвященную замечательному русскому писателю Валентину Распутину.

А. А. Корольков с книгой о В. Г. Распутине

7. Планы на будущее

Мы благодарны за совет и намерены продолжать тему духовного осмысления нравственного характера русской литературы, всегда отличавшейся нравственными исканиями с глубокой укорененностью в Православии. Причем предполагаем обращаться как к анализу классических текстов, так и к исследованию русской прозы и поэзии ХХ века. В редакционный портфель уже поступили новые статьи о творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского. Есть и планы обратиться к литературно-художественному наследию русской эмиграции. Откроем маленький секрет: один из редакторов собирается в июле посетить действующий в Москве музей Русского зарубежья и рассчитывает обогатить «РВВ» новыми авторскими именами.

В. А. Фатеев твердо пообещал порадовать читателей вестника статьей о выдающемся петербургском пастыре и богослове, профессоре МДА протоиерее Феодоре Андрееве.

В. А. Котельников предложил напечатать материал о жизни и трудах известного духовного писателя-исихаста иеромонаха Арсения (Троепольского).

Было названо много важных исторических дат, которые желательно отразить в новом осеннем выпуске. Перечислим только самые значительные: 220-летие со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина, 200-летие крупнейшего философа-славянофила Ю. Ф. Самарина, 140-летие одного из самых ярких поэтов русской эмиграции С. С. Бехтеева, 125-летие со дня кончины императора Александра III – возродителя русско-византийских начал в отечественной культуре, 100-летие кончины выдающегося византолога Ю. А. Кулаковского, 100-летие со дня смерти философа В. В. Розанова (о котором главный редактор «РВВ» отец Игорь несколько лет назад напечатал интересную статью «Розанов и византизм» – полагаем, тема нуждается в развитии), 70-летие со дня кончины крупнейшего русского поэта-символиста и религиозного мыслителя Серебряного века В. И. Иванова и др.

Редакция твердо обещает пойти навстречу этим интересным предложениям и заявляет о своей открытости к дискуссиям и даже серьезной полемике и надеется, что широкое обсуждение текущего содержания и возможных перспектив журнала продолжится и в нем примут участие преподаватели СПбДА и все заинтересованные читатели. И тогда, даст Бог, «Русско-Византийский вестник» из малоизвестного робкого дебютанта со временем превратится, по слову А. А. Королькова, в авторитетный «учено-литературный» «журнал духовной преемственности».